Примерное время чтения: 7 минут
194

Дело не в деньгах, а в статусе учителя! Педагоги рассуждали о модернизации образования

 Что это такое? Что ждет родителей и педагогов и как учителя понимают ставшее модным выражение «модернизация образования». На эту тему рассуждали участники круглого стола в пресс-центре "АиФ-Челябинск".

Участники:

- Марс Вахидов, директор ресурсного центра «Химия–плюс», победитель областного конкурса «Учитель года – 2007», Почетный работник общего образования РФ;

- Дамир Тимерханов, директор гимназии №1 г. Челябинска, победитель городского конкурса «Руководитель года – 2009»;

- Иван Иоголевич, директор Дворца пионеров и школьников имени Н.К.Крупской, победитель всероссийского конкурса «Учитель года – 2005», Почетный работник общего образования РФ.

…о роли родителя и учителя

Вахидов:

Президентская задумка хороша: мы либо учимся, либо учим – все вовлечены в образовательное пространство. У общества должен быть вектор. Образование сегодня строят с ориентаций на социальный заказ, вызов времени, точки роста. Но давайте посмотрим, что происходит в обществе. А там все движутся в разных направлениях: одни занимаются бизнесом, другие вспоминают прекрасные социалистические времена. Если Россия не реформирует образование, то будет обречена превратиться в буферную зону, способную лишь к перевариванию продовольствия (а его, как известно, не покупают даже в Анголе).

Мы думали, что школа станет открытой системой с точки зрения термодинамики. А для этого роль родителя должна быть изменена. Пока она ограничивается материальной помощью через попечительские фонды. Мамы и папы считают, что образованием и развитием должна заниматься школа! Но, почитайте законы РФ: как минимум до 9 класса подчеркивается ведущая роль родителя! Учитель выступает как профессионал, помощник, организатор образовательного процесса.

Тимерханов: Мне нравится лозунг из прошлого «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!» Родитель должен прийти в школу не с вопросом: «что вы сделали с моим ребенком?» Он должен сказать: «с нашим!»

…о возрасте педагога

Тимерханов: Будет ли у нас завтра учитель вообще? Придет ли завтра в школу? Учителя ведут уроки в 2 смены. Вы знаете, в скольких школах сегодня не ведется физика? Вы знаете, как много школ, где не закрыты вакансии? Кадровое обеспечение педагогами, готовым перейти на новый образовательный стандарт, составляет в Челябинске 70%. Кто будет вести эти дополнительные 10 часов воспитательной работы? Прежде чем переходить на ФГОС, надо было определить ресурсную базу. Этого не сделали. Каков средний возраст южноуральского педагога сегодня? За 50 лет. А мы говорим о педагогах завтрашнего дня!

Иоголевич: Прежде чем вводить стандарты нового поколения, надо было начать подготовку учителей по этим стандартам. Не продумали. Их обучали по старым.

Тимерханов: Это не проблемы Челябинского пединститута, который не подготовил педагога будущего, а проблемы государства. Если завтра встанет вопрос: кто будет претворять в жизнь эту модернизацию, ответа нет. С кем мы будем меняться?

… об играх в песочницу

Тимерханов: Нам надо, чтобы в школу пришли молодые. Проблема не в том, что учителю мало платят, а проблема в статусе учителя. Когда девочки вернутся к игре в песочницу в школьном дворе, вот тогда у нас все будет здорово. А я сегодня у студентов спрашиваю, которые приходят на практику: «Вы собираетесь работать в школе? «Да вы что?» - говорят и делают круглые глаза.

… о системе

Вахидов: В школу можно прийти физически, либо прийти сердцем. Рядовые педагоги, которые работают по 40 часов в неделю, говорят, мы бы и за эти мизерные деньги работали, только уберите лишние бумаги, отчеты, проверки, наезды. Иногда ощущение (цитирую известного учителя), что мы работаем , чтобы обеспечить отчетностью других людей. Занять их работой. А в оставшееся время учим детей. Учителя бы рады, нет времени на подготовку урока.

Вообще дети стали вторичны. Большинству учителей, которых я знаю, дети звонят до часу родителей. И при этом учитель слышит, как по радио обсуждают зарплату рядовых сотрудников банка, сколько получили дивидендов акционеры Газпрома…

… о зарплатах и рынке

Тимерханов: Сегодня учитель получает зарплату базовая ставка 4140 рублей. Меньше МРОТа, меньше прожиточного минимума в Ч.о. А дальше есть компенсирующие и стимулирующие доплаты и надбавки. Но все эти доплаты идут на базовую ставку. Это только звучит красиво: на 6,5 % поднять зарплату педагогам! «Увеличим зарплату бюджетников на 30%» Прибавьте эти проценты к 4 140 рублям…

Вахидов: Получается, что лучше я буду вести три ставки в разных школах, заниматься репетиторством, не заморачиваться на олимпиадах и конкурсах. Чем выкладываться в одной школе ради стимулирующих выплат!

Иоголевич: Когда говорят об увеличении фонда оплаты труда на 30% это не означает, что у каждого она вырастет одинаково. Зарплат состоит из оклада и премиальных, на этом строится политика всех эффективных предприятий. Сегодня все так работают. Однако, пересмотреть оклады учителей необходимо!

Вахидов: Говорят: образование переходит на рыночные рельсы. Механизм – не рыночный, а рельсы – рыночные. Удивительно!

…о новых программах и перельманах

Вахидов: Многим педагогам кажется, что документы из Москвы пишут за одну ночь.

Я читаю старые методички: их составители четко представляли, что с ребенком происходит, чем он живет-дышит. В современных брошюрах много лозунгов. Иногда я просто напросто откладываю программу и говорю: «Давайте поговорим о том, что у вас болит…»

Тимерханов: Как отследить-измерить компетенции ребенка – знания, которые он умеет применить на практике?

Насколько ученик состоялся как родитель, профессионал, патриот, гражданин? Результаты образования можно увидеть только в будущем.

Одному Богу известно, как перельманы взращиваются. Невозможно, дав 12 тысяч на ребенка и 4140 – на учителя взять и вырастить из него нечто, что будет нестандартным. Стандарт нестандартного ребенка не вырастит.

Вахидов: Я думаю, что учитель должен быть оппозиционером системе, в которой он существует. Учитель, который все время соглашается и подстраивается – он мало что даст. У нас зачастую не благодаря системе, а вопреки появляются талантливые дети и педагоги. Скажем, Галилео Галилей, Коперник не социализировались – нарвались на неприятности.

Мне Фурсенко лично сказал, что аппарат министерства не будет прописывать каждый шаг педагога в новой системе. И я решил, что в модернизации большая степень свободы. Если я что-то делаю, что не вписывается в правила, но дает результат – значит, по шапке не дадут.

Иоголевич: У школьных учителей разная роль. Один работает на стандарт, другие – лидеры.

…о нестандартных детях

Тимерханов: Плюс модернизации в том, что впервые наверху задались вопросом об условиях, в которых ребенок учится. (есть ли у него компьютер, лаборатория и т.д.)

Вахидов: И тут вопрос: готовы ли предприятия принять моих учеников на экскурсии, на практику, без этого нельзя подготовить будущего химика-биолога-эколога, соответствующего вызовам времени.

Меня часто спрашивают: а зачем разрабатывать новые лекарства. Я объясняю: если мы сейчас остановимся, то вымрем как неандертальцы от какого-нибудь экзотического туберкулеза. Нестандартные дети для нас - это шанс для выживания всей системы образования.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах