В пресс-центре «АиФ-Чеябинск» прошла пресс-конференция, посвящённая ЕГЭ-2017. участие приняли:
- Тюрина Елена Александровна, начальник управления начального, основного и среднего общего образования Министерства образования и науки Челябинской области;
- Попова Ольга Александровна, главный специалист отдела общего образования Комитета по делам образования города Челябинска.
Представляем сокращённую версию стенограммы мероприятия.
Начнем с нововведений, которые появились в этом году. Мы знаем, что в этом году хотели дополнить обязательную часть ЕГЭ еще одним предметом, хотелось бы узнать, дополнили или нет? Ликвидирована ли тестовая часть? Может быть, еще есть какие-либо нововведения, о которых мы не знаем.
Тюрина Е.А.: Изменения, действительно есть. На протяжении года обсуждалось увеличение перечня обязательных экзаменов. Возможно введение обязательной истории, устной части по русскому языку, иностранного языка, который будет обязательным по действующему законодательству для выпускников одиннадцатых классов, осваивающих новые стандарты. Если ничего не изменится, то через два года нынешние десятиклассники, закончив 11 класс, уже будут сдавать три обязательных экзамена. Но пока это всё лишь разговоры, в рамках действующего законодательства никаких третьих обязательных предметов не появилось. У нас пока по-прежнему два обязательных экзамена - русский и математика, причем уровень сдачи математики определяет сам выпускник (базовое или профильное).
А по поводу ликвидации тестовой части?
Тюрина Е.А.: Несколько лет назад была поставлена задача избавиться от так называемой «угадайки». В этом году три предмета: физика, химия и биология будут уже без заданий, где требуется выбрать готовый ответ, везде нужно будет прорешать задание и дать ответ самостоятельно выпускнику. С выбором ответа у нас остался пока только один предмет – иностранный язык. Надеемся, в следующем году вероятность угадывания будет равна нулю.
В самой процедуре проведение ЕГЭ что-то изменится?
Тюрина Е.А.: С точки зрения процедуры проведения особых изменений нет. Во всех 85 пунктах проведения ЕГЭ установлено онлайн-наблюдение, видеонаблюдение. В этом году расширяет свои действия ситуационный центр. Сразу после экзаменов работы выпускников будут сканироваться и передаваться на проверку по защищённым каналам связи. Всё это повышает объективность и прозрачность, отсутствие человеческого фактора, но накладывает определенные сложности с точки зрения технологического воплощения. Мы готовы к проведению государственной итоговой аттестации.
Увеличится ли количество наблюдателей? Как будет организовано видеонаблюдение?
Тюрина Е.А.: Сегодня зарегистрировано порядка 4,5 тысячи общественных наблюдателей на государственную итоговую аттестацию и 11-х, и 9-х классов. Любой гражданин РФ, не имеющий конфликтов в пункте проведения, может зарегистрироваться на нашем сайте Регионального центра оценки и качества информатизации образования, освоить азы общественного наблюдения, ответить на контрольные вопросы и получить удостоверение, позволяющее ему пройти в пункт проведения и участвовать на любом этапе проведения экзамена. Контроль за ЕГЭ нам также помогает вести Российский союз молодежи. 120 студентов нашего педагогического университета сегодня уже прошли обучение и готовы осуществлять общественное наблюдение. 39 наблюдателей, которые в режиме онлайн будут отслеживать процедуру государственной итоговой аттестации из ситуационного центра. Одно из новшеств в этом году: в штабе появилась кнопка «обратной связи». Объясню, какова процедура: 39 онлайн-наблюдателей смотрят, в случае, если они замечают какое-либо нарушение, они ставят так называемую «метку» и описывают ее. Например, такой-то выпускник, на таком-то месте пользуется запрещенными материалами, например, шпаргалкой или еще чем-то. Моментально возможна реакция, в пункте сразу получают эту метку, руководитель пункта выясняет ситуацию на месте, принимает меры и дает обратную связь о том, что нарушение устранено. Это очень важно, поскольку помогает пресечь задуманные нарушения на начальном этапе.
Сегодня мы живем в эру развития технологий. Скажите, пожалуйста, не были ли прецедентов на практике, когда выпускник прибегают к каким-то супергаджетам для сдачи ЕГЭ?
Попова О.А.: Да, и «умные часы» мы находили, и видеокамеры, которые прячут за лацканы. Но перед ЕГЭ проходит досмотр при помощи металлоискателей. И все гаджеты обнаруживаются ещё до их использования. А вообще использование шпаргалок любого рода грозит выпускникам отменой результатов экзамена.
Родители могут быть наблюдателями?
Тюрина Е.А.: Родитель может быть наблюдателем в пункте проведения, где нет его ребенка. То есть соседнем – пожалуйста! Но находиться в аудитории, где сдает экзамен его ребенок, уже нельзя: это уже будет конфликт интересов. Не может появиться там и репетитор, это тоже конфликтов интересов.
Если говорить о проверке экзаменационных работ, тут какие-то нововведения появились или все традиционно?
Попова О.А.: Нет. Всё по-старому.
Сколько выпускников в этом году сдадут единый государственный экзамен на территории Челябинской области и в самом Челябинске?
Тюрина Е.А.: Количество выпускников этого года уже известно. Участников ЕГЭ будет чуть больше 15 тысяч. 15 070 – это те, кто зарегистрированы. Дойдут до нас, конечно, не все.
Попова О.А.: В Челябинске зарегистрировано 5 680 участников ЕГЭ.
Тюрина Е.А.: Изменились сроки для сдачи единого государственного экзамена для выпускников прошлых лет. Кто такой выпускник прошлых лет? Это тот, кто имеет аттестат об общем среднем образовании, полученный ранее. Он также может сдавать единый государственный экзамен в досрочный этап и в резервные дни основного этапа. Обращаюсь к выпускникам прошлых лет: на следующий год заявление нужно будет подать до 1 февраля. Сроки сдачи ЕГЭ для них - конец марта, апрель и резервные дни, т.е. это конец июня.
Какие необязательные предметы чаще всего выбирают выпускники?
Тюрина Е.А.: Есть рейтинг, он очень постоянный. Самым популярным предметом по выбору является обществознание, в этом году это почти 54%, чуть ниже, чем в прошлом году. В прошлом году это было почти 55%. И около 28% – это физика. У нас идет уменьшение по гуманитарным предметам и, хоть и не значительное, но за три последних года увеличение доли выпускников, которые выбирают физику, химию, биологию, информатику.
Попова О.А.: По г. Челябинску тенденция примерно та же самая. Обществознание – порядка 54%, физика – 27%, биология около 20%. В этом году значительное больше выпускников выбрали историю – порядка 18%. В прошлом году её выбрали менее 10% выпускников.
Можно ли кому-то не сдавать ЕГЭ? Есть ли у каких-то выпускников льготы?
Тюрина Е.А.: Существует две формы сдачи экзамена - по окончании 9 класса и по окончании 11 класса. Выпускник школы, не имеющий ограничений по здоровью, т.е. не ребенок-инвалид и не ребенок с ОВЗ, сдает единый государственный экзамен. Для детей с ограниченными возможностями возможна форма государственного выпускного экзамена либо смешанная. Но, если выбирает государственный выпускной экзамен, то права поступления в вуз у него нет. Это для получения аттестата. У нас очень много детей с ограниченными возможностями наравне со всеми сдают ЕГЭ. Не сдавать ЕГЭ – если есть основания, но просто пойти и не сдавать ЕГЭ, то вы не получите аттестат.
По поводу выпускников, получающих высокие результаты на ЕГЭ: в прошлом году для них был организован конкурс. Будет ли в этом году что-то подобное организовано?
Тюрина Е.А.: Посмотрим, будут ли у нас такие выпускники. Нас в этом плане порадовал досрочный этап. У нас давно не было в досрочном этапе стобальников. В этом году у нас по профильной математике есть стобальник на досрочном этапе – это челябинский выпускник прошлых лет, причем имеющий аттестат и имеющий диплом о высшем образовании. Инженер, ему 32 года. С его слов, с разговора с ним, он просто через много лет решил проверить российское классическое образование.
По поводу пересдач. Если ли такая возможность? Когда подавать заявление? В прошлом году много ли было таких выпускников, которые пошли на пересдачу?
Тюрина Е.А.: Право пересдачи есть только у того, кто не сдал у нас один экзамен -обязательный. Если выпускник сразу не сдает и русский, и математику, для него государственная итоговая аттестация будет повтором на следующий год, т.е. в этом году он остается без аттестата. Если один из обязательных экзаменов он не сдает в этом году, то у него есть резервные дни для этого. Если в резервные дни пересдача не оказалась успешной. Тема параллельная, не совсем заявленная «ЕГЭ»: тема ОГЭ 9 классов. Если в прошлом году для того, чтобы получить аттестат в 9 классе, выпускнику было необходимо сдать два обязательных предмета (русский и математику) и выбрать два по выбору, которые ни на что не влияли, то с этого года для получения аттестата необходимо положительно сдать все 4 экзамена - 2 обязательных и 2 по выбору.
Сегодня после 9 классов ученики уходят, не продолжают учиться в 10 классе? Увеличивается, уменьшается количество учеников?
Тюрина Е.А.: Конечно, есть система среднего профессионального образования. Тенденция идет к уменьшению 10 классов в школе. Она уже давно идет эта тенденция. Не резко, но постепенно.
Попова О.А.: У нас по городу порядка 50% выпускников 9 классов все равно идут в 10 класс.
По поводу расписания всегда много вопросов. В этом году есть нахлесты по ЕГЭ, когда в один день сдается два предмета?
Тюрина Е.А.: Есть. Расписание по-другому не составить, это сложно технологически. У нас постоянно меняется количество сдающих иностранные языки, информатику и т.д. Можно сдать второй предмет в резервные дни в таком случае.
Когда будут сдавать русский язык и математику?
Попова О.А.: Русский язык – 9 июня, математика базового уровня – 31 мая и математика профильного уровня – 2 июня.
По участникам с ограниченными возможностями. В этом году для них какие-то специальные пункты оборудованы?
Тюрина Е.А.: Выпускники с ограниченными возможностями здоровья имеют право, если это совсем лежачий ребенок, сдать на дому. Для него готовится персональный пункт. Таких несколько персональных пунктов на дому есть каждый год. Когда мы говорим о 85 пунктах проведения, т.е. это школы, крупные школы в области и в городе Челябинске, и дети с ограниченными возможностями в этих пунктах есть. Есть и абсолютно не видящие или слабовидящие дети, есть глухие и слабослышащие, есть дети, которым сложно передвигаться, есть дети, у которых заболевания, требующие постоянной медицинской поддержки. Для них будут созданы специальные аудитории со всеми допустимыми средствами для их возможной сдачи единого государственного экзамена. Также некоторая категория требует наличие ассистента, который либо переводит, либо помогает заполнить. По каждой категории заболеваемости есть очень жесткие требования. В этом году у нас опять будут выпускники, сдающие по Брайлю, это требует потом переводчиков в работе комиссии при проверке.
Количество таких выпускников тоже увеличивается?
Попова О.А.: По городу Челябинску увеличения нет. Тенденция стабильная. Более 50 человек у нас нет. В прошлом году их было 44.
Общая продолжительность экзаменов?
Попова О.А.: Она у всех экзаменов разная, но не превышает четырёх часов. Русский язык длится 3 часа 30 минут, для выпускников с ОВЗ она на полтора часа больше – 5 часов. Математика базового уровня – 3 часа, профильного уровня – 3 часа 55 минут.
Много ли выпускников выбирают базовую математику?
Тюрина Е.А.: У нас три варианта: только базовая, только профильная или смешанная. Профильную 67% выбирают, а базовую – 78%.
Вопрос про страхи, связанные с ЕГЭ. Один педагог сказал, что сегодня родители и выпускники склонны делать из ЕГЭ страшилку, которая мешает работать.
Тюрина Е.А.: Сейчас это, наверное, единственная процедура, которая регламентирована от А до Я. Организаторам нужно выполнять только очень четкие инструкции. Действительно, мы сами наращиваем страхи вокруг ЕГЭ.
Попова О.А.: Я тоже думаю здесь больше страхи, преувеличенные родителями. Понятно, что каждый родитель ждет от своего ребенка немножко большего и хочется, чтобы получил максимальный результат, но не всегда это получается. Процедура, действительно, вся прозрачная, все можно заранее предусмотреть, если готовиться к экзаменам. Те, кто идут целенаправленно сдавать экзамены, которые выбирают, они, естественно, получают хороший результат, и страхов у них нет, и сдают они хорошо. Организаторы, которые находятся в пунктах, проводят все обучения, все инструктажи, у нас там довольно компетентные люди, проверенные, которые там работают не один год.
Говорят, что альтернативы ЕГЭ нет, что экзамены в прежнем виде современные школьники уже и не потянут. Что вы об этом думаете?
Тюрина Е.А.: Наблюдается тенденция к тому, что наши дети, в том числе, выпускники перестают говорить. А все экзамены прошлых лет это были устными: это высказывания, это знание материала литературного, исторического, юридического, и высказывание собственной позиции. Вот с этих двух точек зрения, в принципе, все устные экзамены, которые сейчас переведены в тест, они оценивались. ЕГЭ 15 лет. В первый год его проведения мы столкнулись с тем, что сочинения были очень слабые, но с каждым годом они становятся все более интереснее. Потому что методика преподавания, естественно, меняется под результат. Любой здравомыслящий готовится к тому, что на выходе требуется. Наверное, если сейчас ввести устный экзамен, результаты будут очень печальными, они не будут такими, как 20 лет назад. Но, тем не менее, ЕГЭ – это очень объективная оценка знаний.