В разговоре приняли участие:
- Щетинин Виталий Борисович, первый заместитель министра здравоохранения Челябинской области;
- Альтман Дмитрий Александрович, главный врач ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница», председатель НП «Медицинская палата Челябинской области»;
- Инсарская Татьяна Ивановна, заместитель директора ТФОМС Челябинской области;
- Соболевская Татьяна Михайловна, заместитель руководителя челябинского УФАС России, начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
- Пашевина Татьяна Сергеевна, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Челябинской области;
- Зиганшин Олег Раисович, главный врач ГБУЗ ЧОККВД, главный дерматовенеролог Министерства здравоохранения Челябинской области;
- Москвичева Марина Геннадьевна, председатель общественного совета при Министерстве здравоохранения Челябинской области;
- Князева Ольга Алексеевна, исполнительный директор НП СРО «МЕДСОЮЗ»;
- Радченко Маргарита Владимировна, медицинский юрист;
- Тарасов Андрей Николаевич, генеральный директор «Инвитро-Челябинск»;
- Клюкин Александр Евгеньевич, руководитель отдела маркетинга клиники FMC;
- Власенко Артем Валерьевич, главный врач Оптик-центр.
- Парфёнов Сергей Васильевич, генеральный директор «Медис клиника».
Представляем вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.
Щетинин В.Б.: Все мы имеем право на бесплатную медицинскую помощь по программе государственных гарантий. Определены объёмы и виды медицинской помощи, которая оказывается бесплатно, определено и её финансирование. Источники финансирования – федеральный, областной и муниципальный бюджеты. Частные медицинские клиники, как правило, имеют узкую направленность: это или травматология, или офтальмология, или компьютерная томография, или лаборатория, где делают анализы. В государственных поликлиниках пациенты получают многопрофильную помощь.
Какие медицинские услуги можно и нужно требовать бесплатно по полису ОМС? Есть ли нововведения в списке платных и бесплатных медицинских услуг?
Инсарская Т.И.: Не существует перечня платных и бесплатных услуг. Программа госгарантий предусматривает порядок и стандарты оказания медпомощи. И стационар, и дневные стационары, и поликлиники, и скорая помощь – все работают по принятым стандартам. И программа сформирована таким образом, чтобы человек получал в соответствии со своим заболеванием ту помощь, которая предусмотрена этим заболеванием и на данном этапе. В программе госгарантий не предусмотрено оказание таких видов помощи как зубопротезирование, косметология.
Каковы правила предоставления платных медицинских услуг в государственных медицинских учреждениях?
Альтман Д.А.: Платные медуслуги предоставляются согласно постановления правительства РФ и строго регламентированы внутренними документами, которые согласованы с региональным минздравом. У каждого есть право выбора: если человек желает лечиться бесплатно, то почти весь спектр медуслуг он может получить по полису ОМС. Но если, к примеру, он хочет лежать в отдельной палате, то это уже вне программы госгарантий. Тогда пациент вправе обратиться в частную клинику или получить эту услугу на платной основе в государственном лечебном учреждении. Добавлю, что государство гарантирует оказание не только обычных медицинских услуг, но и оказание высокотехнологичной медицинской помощи, которая сегодня чрезвычайно важна и актуальна. Ею занимаются преимущественно государственные лечебные учреждения.
Какую помощь пациенту может оказать медицинская палата, и в каких случаях стоит обращаться?
Альтман Д.А.: Медицинская палата Челябинской области – крупнейшее профессиональное объединение, в ней состоит более четырёх тысяч врачей. Но палата создана для того, чтобы отстаивать интересы не столько пациентов, сколько самого профессионального сообщества.
Общественный контроль в сфере здравоохранения: что нужно знать пациенту?
Москвичёва М.Г.: Сегодня пациенты могут не только оценивать качество и доступность медицинской помощи, но и управлять качеством и доступностью этой помощи. Это касается как государственных медицинских организаций, так и тех частных клиник, которые оказывают услуги по полису ОМС. Пациент имеет право высказать своё мнение о больнице, в которой лечится, заполнив анкету на бумажном носителе в больнице или через на сайте этой медорганизации. Так мы узнаём, где приходится подолгу ждать приёма врача в очереди, где превышены сроки госпитализации, где некомфортные условия пребывания, где долго приходится ждать диагностических исследований. По результатам анкетирования, ежегодно формируется рейтинг двух сотен медицинских организаций. Он размещается на сайте областного минздрава в разделе «Общественный совет».
Между прочим, из всех частных клиник, работающих в программе госгарантий, только одна находится в первой половине рейтинга, остальные – во второй. По итогам 2014 года в области было заполнено чуть больше 4 тыс. анкет, по итогам 2015 – около 15 тыс., а за первые шесть месяцев 2016 года – уже более 21 тыс. анкет. Пациент может обратиться в общественный совет с любой претензией или вопросом по качеству медпомощи и это может стать предметом общественного контроля.
Почему люди обращаются в частные клиники и платят, теоретически имея возможность получить услугу по полису бесплатно?
Радченко М.В.: Русские люди склонны к самолечению. Очень часто они дополняют обследования, назначенные в государственной поликлинике, обследованиями в частной клинике. Или идут, чтобы посоветоваться дополнительно. Есть и такие пациенты, которые ходят за своим врачом, где бы он ни работал. На мой взгляд, это высшая степень отношений между врачом и пациентом. Очень часто мы путаем качество оказанной медицинской помощи с сервисом в учреждении. Между тем в частные клиники люди часто идут именно за сервисом.
Князева О.А.: Люди готовы обследоваться за деньги в частных клиниках ещё и потому, что там эти обследования проводятся оперативнее: если они назначены, то пациент может быть обследован в тот же день, а не ждать своей очереди несколько дней, недель, а то и дольше. Иногда поликлиника находится в одном районе, а прикреплённый к ней пациент по факту живёт в другом и ему удобнее обратиться в частную клинику, находящуюся рядом с домом или работой. Тогда имеют место обращения в частные клиники. Муниципальным поликлиникам поток пациентов обеспечен итак, а частники делают всё возможное, чтобы их выбирали по иным критериям.
Щетинин В.Б.: В программе госгарантий предусмотрены сроки оказания помощи. Так, «Скорая» должна приехать в течение 20 минут, первичная медико-санитарная помощь при обращении пациента должна быть оказана в течение 24 часов; диагностические исследования – лабораторные, ультразвуковые, эндоскопические и иные – проводятся в течение 14 дней с момента обращения пациента. Есть сроки и по оказанию высокотехнологичной помощи.
Зиганшин О.Р.: Я хочу отметить, что высокотехнологичная медицинская помощь оказывается преимущественно в государственных лечебных учреждениях. Когда речь идёт о лечении псориаза средней или тяжёлой степени, одни только препараты обходятся в миллион рублей. И стопроцентное излечении гарантировано далеко не во всех случаях. Как правило, требуются повторные курсы. Государство располагает возможностью предоставить лечение такими препаратами бесплатно. Лечась в частной клинике, какой бы хорошей она ни была, пациент вынужден необходимые медикаменты покупать за свой счёт.
Какой должна быть согласно закону реклама частных медицинских центров?
Соболевская Т.М.: Реклама – это то, что влияет на выбор пациента, когда он думает, куда пойти лечиться. Поэтому к рекламе медицинских услуг требования повышены. Повышены к ним и штрафные санкции за нарушение законодательства о рекламе. Реклама медицинских центров не должна содержать информацию об обращении известных лиц и их одобрения, а также информации о конкретных случаях излечения от заболеваний. Она не должна создавать у здорового человека впечатления о необходимости обращения в медицинскую компанию и т.д. Самый большой процент жалоб, с которыми мы сталкиваемся, связан с недостоверностью информации, указанной в рекламе. Например, обещали в рекламе скидки, а по факту их не предоставили. Или указана одна стоимость медуслуг, а при обращении пациенту озвучивают другую. И очень много недобросовестной рекламы, когда не упоминая конкурентов, медицинская организация умудряется сравнивать себя с ними, и это сравнение в её пользу. Также нам время от времени приходится защищать права некоторых медицинских организаций, когда они стремятся работать в системе госгарантий и оказывать пациентам услуги по полису ОМС, а им необоснованно отказывают во включении в территориальную программу ОМС.
Куда обращаться недовольному пациенту? Есть ли смысл судиться, если недоволен качеством лечения в частной/государственной клинике?
Пашевина Т.С.: Любые медицинские услуги должны оказываться по договору, будь то частная или государственная клиника. Договор заключается в письменной форме, в нём приводится перечень услуг, которые должны быть оказаны конкретному пациенту, и их стоимость. Если в процессе лечения возникает необходимость оказания платных ли бесплатных услуг, должно заключаться дополнительное соглашение с пациентом. Все основные и дополнительные услуги пациент должен получать только по договору! Это облегчает рассмотрение дела, если у пациента на каком-то этапе возникают претензии. Мы любые проверки начинаем с того, как клиники информируют пациентов – о бесплатных и платных услугах. Если у пациента возникли разногласия с врачом, надо брать договор и обращаться к руководству учреждения с претензией. Это делается в первую очередь. Зачастую недовольные пациенты начинают писать жалобы во все инстанции, а когда начинаем разбираться, выясняется, что сама поликлиника и знать не знает о возникших проблемах.
Получение услуг по полису ОМС в частных клиниках – что изменилось за последний год?
Власенко А.В.: Люди, которые приходят лечиться в государственные учреждения, приходят лечиться вовсе не бесплатно: они уже оплатили своё лечение, заплатив налоги. Тем не менее, некоторые идут в частные клиники, и здесь уже было сказано, почему: это приближенность к дому, это удобная парковка, это множество дополнительных услуг. Например, мы на этапе подбора очков делаем скрининг. Это очень кстати, когда речь идёт о снижении зрения, которое невозможно скоррегировать при помощи очков. Мы тут же можем направить пациента на лечение. ОМС для нас серьезная тема: мы пытались войти в территориальную программу госгарантий - нам отказали. Мы не нужны системе ОМС, никто не хочет делить пирог по другому. К тому же всё происходит в рамках определённого бюджета, большему количеству людей мы всё равно не поможем, войдя в программу.
Тарасов А.Н.: Один год мы работали в системе ОМС, нам пришлось нанимать дополнительных бухгалтеров, и для нас это стало издержкой. Парадокс: система призвана снизить стоимость медуслуг для пациентов, но чтобы обеспечить её, возникают дополнительные расходы, которые стоимость услуги повышают.
Парфенов С.В.: ОМС для частных клиник – скорее социальный проект, чем бизнес. И зачастую этот социальный проект может просто напросто похоронить клинику. Четыре года назад можно было запросить у ОМС квоту и работать в её рамках, зная, на что ты идёшь. Сегодня за нами могут прикрепить район, и чем это закончится, предсказать трудно. На такие риски мало кто готов пойти.
Клюкин А.Е: Основное направление работы клиники FMC – травматология и ортопедия. Это направление очень востребованное и даже дефицитное. Мы активно принимаем участие в системе ОМС, делая операции людям, которые стоят в очереди на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, тем самым разгружая общую очередь на ВМП. Как именно участвовать в системе ОМС – решает каждая частная клиника, внимательно просчитывая расходы, доходы, содержание персонала и пр. Нужно понимать, что прием пациентов по полису ОМС – это социальная ответственность медицинского бизнеса: если мы можем делать эти операции, то идем на это. Более того, ежегодно объем оказания медицинской помощи по ОМС у нас увеличивается. Однако экономическая ситуация меняется не в лучшую сторону. Тем не менее, мы не можем по полису ОМС лечить одними препаратами, а остальных пациентов – другими. Мы оказываем помощь по системе ОМС, и планируем ее оказывать в следующем году.
Инсарская Т.И.: В 2012 году в систему ОМС области вошло 11 частных медорганизаций. Сегодня их уже 32, то есть система их всё-таки привлекает. На наш взгляд, будущее за частными клиниками. Так, 80% южноуральцев с почечной недостаточностью получают помощь именно в двух частных медцентрах. Мы переходим на страховые принципы медицины: с января 2017 года за оказание медпомощи в ответе будет страховая медорганизация, выдавшая нам полис. Перед страховщиками всей страны поставлена задача – обучить тех, кто будет работать с застрахованными гражданами. Именно страховщики должны будут сопровождать гражданина на всех этапах оказания медицинской помощи. Например, не только проверить, выдано ли направление на госпитализацию, но ещё и был ли в итоге госпитализирован пациент. Страховщики будут звонить гражданам и напоминать, когда им необходимо пройти диспансеризацию. Более того, они должны будут отслеживать, какие заболевания выявлены при диспансеризации и какие меры приняты в отношении пациентов, у которых выявлены те или иные заболевания. Так что мы на пороге грандиозных изменений.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть