В пресс-центре «АиФ-Челябинск» обсудили ситуацию на региональном продовольственном рынке.
В преддверии Всемирного дня качества (ежегодно отмечается во многих странах мира во второй четверг ноября) в «АиФ-Челябинск» прошла пресс-конференция, посвященная качеству продуктов и ценам на южноуральском продовольственном рынке.
В разговоре приняли участие:
- Раевский Александр Алексеевич, заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области;
- Немтина Ирина Александровна, заместитель руководителя территориального орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области;
- Рысева Елена Григорьевна, заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
- Воробей Вадим Анатольевич, координатор проекта «Народный контроль»;
- Мотыхляева Марина Владимировна, бренд-менеджер корпорации «Ромкор».
Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.
Немтина И.А.: В Челябинской области производство пищевых продуктов, включая напитки и производство табака, занимает второе место по объёмам среди обрабатывающих производств после металлургического производства. Производства по продуктам питания последние годы работают стабильно. Так, в 2014 году производство пищевых продуктов увеличилось по сравнению с 2013 годом на 2,7%. А если сравнивать эти объёмы с 2000 годом, то произошло увеличение в 2,6 раз. По сравнению с прошлым годом в регионе снижены объёмы переработки консервирования фруктов и овощей, производства растительных и животных масел и жиров и проч. В то же время отмечен рост производства мяса и мясопродуктов на 13,2%, производства готовых кормов для животных на 11,2, молочных продуктов на 1,4 и консервированной рыбы и морепродуктов на 0,9%. За последнее десятилетие значительно увеличилось на душу населения производство мяса и субпродуктов, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, кондитерских изделий.
Какие суммы южноуральцы готовы тратить на продукты?
Немтина И.А.: Среднестатистический житель Челябинской области в 2014 году в среднем тратил в месяц 4 173 рубля. Это на 385 рублей больше, чем в 2013 году. В среднем на каждого члена семьи уходило 30.5% расходов именно на продукты питания. Основную долю в этих расходах составляет покупка мяса и мясопродуктов (29%), молочных продуктов (18%), хлеба и хлебобулочных продуктов (16,3%). Меньше всего семьи тратят на картофель - менее 1%, это в среднем где-то 40 рублей в месяц на семью. При этом натуральные поступления картофеля с участков в 1,9 раза превышает покупку картофеля. Из мясных продуктов южноуральцы покупают мясо птицы (21 кг в год на члена семьи), говядины и телятины (по 11 кг в год) и колбасу (по 8 кг в год). Среди молочных продуктов популярнее всего цельное молоко, затем кисломолочные продукты (сметана, сливки сыры, брынза). Из хлебных продуктов наибольшим спросом пользуются хлеб пшеничный, его покупают по 25 кг на человека в год. Мучные кондитерские изделия берут по 21 кг в год на человека, макаронные изделия по 10 кг. Из овощей на первом месте огурцы и помидоры, на втором капуста. Из сладостей лидирует сахар - почти по15 кг в год на человека, и примерно по 5 кг на человека семьи покупают шоколадных конфет, шоколада или иных кондитерских изделий. Заметим, что за последний год рацион питания южноуральских семей заметно улучшится: мы стали есть больше рыбы, мяса, фруктов и ягод. Но, конечно, рацион питания семей с различным уровнем доходов отличается. 55% семей достаточно той еды, которую они хотят есть и едят. 38,8% семей еды достаточно, но не всегда это та еда, которую они хотят есть. 4,8% семей иногда недостаточно еды, 0,9% семей часто недостаточно еды.
Раевский А.А.: Обеспеченность различными продуктами питания в нашей области достаточно высокая. В этом плане у нас ситуация лучше, чем во многих остальных регионах РФ. Мясом мы обеспечены на 129%, куриными яйцами - на 163%, картофелем и овощами - на 136%, хлебными продуктами - на 254%. Единственное, чем не можем пока похвастать, это показателями молочного производства.
Воробей В.А.: Объективно у нас перепроизводство молока, тонны его ежедневно списываются в системе торговли. Всё потому, что падает культура потребления молока, люди предпочитают кисломолочные продукты.
Раевский А.А.: Молоко в нашу область привозится в достаточном количестве из других регионов для того, чтобы наши молокоперерабатывающие предприятия производили из него другие молочные продукты. За 9 месяцев текущего года южноуральские сельхозпроизводители произвели продукции на 90,2 млрд рублей. Это на 54,9% больше к уровню прошлого года. Скорее всего, мы выйдем на уровень более ста млрд рублей. В регионе реализуется ряд новых инвестпроектов, один из таковых - утиная ферма, которая в будущем будет производить 4,5 тысячи тонн мяса утки в год. В этом году мы практически вдвое увеличили поголовье свиней. В Троицком районе «Ромкор» запустил новый свиноводческий комплекс, где будет выращиваться до 65 свиней в год, а это 7,5 тысяч тонн свинины! Напомню, что по ряду показателей мы входим в число лидеров в России: по производству мяса всех видов занимаем второе место, по производству макаронных изделий - первое, а также входим в десятку регионов-лидеров по производству овощей закрытого грунта. Эти показатели позволяют оптимистично смотреть на обеспечение населения области продуктами питания.
Значит, цены на продукты местных сельхозпроизводителей повышаться не будут?
Раевский А.А.: По крайней мере, информации о том, что кто-то намерен резко поднять цену, у нас нет. Нынче у нас хороший урожай, цена на пшеницу всех категорий практически не поднялась, поэтому у тех же самых хлебопеков нет оснований поднимать цену на хлеб. То же самое можно сказать по сырому молоку. По сравнению с августом прошлого года, цена на молоко сейчас ниже. Переработчики молока тоже пока цену не повышают. А что касается январского повышения цен, то оно объяснялось не ростом цен на сырьё, а ростом цен на упаковочные материалы, на электроэнергию и проч., то есть не само молоко, а на то, что сопутствует его производству.
Мотыхляева М.В.: В этом году мы запустили в работу новый свинокомплекс, специально для того, чтобы не закупать сырьё у сторонних поставщиков, чтобы самостоятельно контролировать качество. Своё сырьё позволит нам держать себестоимость продукции. Как уже сказал Раевский, южноуральский рынок мясом насыщен, поэтому если какое-то всеобщее подорожание продукции и будет, то оно будет не значительным.
Объёмы поддержки сельхозпроизводителям в связи с кризисом не уменьшатся?
Раевский А.А.: В 2015 году мы оказали господдежку в большем объёме, чем в 2014: из бюджетов всех уровней сельхозпроизводители получили порядка 4,5 млрд рублей. До принятия бюджета на 2016 год мы не можем уточнить объёмы будущей поддержки сельхозотрасли, но есть все основания предполагать, что они не снизятся.
Воробей В.А.: Представители проекта «Народный контроль» в ежедневном режиме мониторят цены на продукты питания первой необходимости. По нашим наблюдениям, за этот год они выросли на 5,7%; это намного ниже, чем в прошлом году. За октябрь продовольственная инфляция составила 1,5%. Колебания цен незначительные, однако периодически мы видим и спекулятивные всплески роста цен на отдельные виды товаров. Они связаны с повышенным спросом или ажиотажными слухами. Перед нашей встречей я специально сравнил нынешние цены с теми, что были год назад, и по некоторым номинациям заметил снижение, особенно на овощи (картофель, капусту). Больше всего за год подорожала говядина, и это понятно: к сожалению, ею мы не обеспечиваем себя полностью, приходится пользоваться импортной. Также сегодня на рынке творится просто безобразная, на мой взгляд, ситуация с яблоками: из-за резкого сокращения импорта и его высокой стоимости подорожали даже российские яблоки. Так, цена на краснодарское яблоко составляет 89 рублей за 1 кг! Это ненормально! Нужно разобраться и обеспечить рынок качественной продукцией по доступной цене.
Если говорить о качестве, то насколько ему соответствует южноуральская продовольственная продукция? И имеет ли место быть на рынке продуктов контрафакт?
Воробей В.А.: Вопрос качества в этом и в прошлом году отходит для покупателя на второе место: на первом – цена. Это печальная тенденция, но она связана исключительно с падением покупательской способности населения: уровень доходов южноуральцев по официальным данным снизился на 10%, а рост цен значительно опережает рост доходов населения. Частичное снижение качества продуктов питания связано с тем, что некоторые промышленные предприятия переходят от ГОСТа (высоких стандартов качества) к техническим условиям. Делается это для того, чтобы изменить рецептуру, включить в продукты питания более дешёвые составляющие компоненты и в конечном итоге удешевить продукт. Надо сказать, что покупатель знает о низком качестве этих некоторых продуктов, но выбирает их ввиду низкой цены. Контрафакт есть. Так, в начале этого года были обнаружены огромные объёмы фальсификата по сливочному маслу. Сейчас ситуация улучшилась, но мы по-прежнему еженедельно выявляем на прилавках магазинов одно-два наименования фальшивого продукта. Страдает качество сыра: часто в его основе не натуральное молоко, а пальмовое масло. Не так давно мы провели рейд по мёду, проехали четыре ярмарки. На одной из них, где продавцы были предупреждены, что приедут народные контролёры, мы обнаружили больше половины натурального мёда. Также увидели, что несколько продавцов просто сбежали, бросили свои торговые площади, чтобы не отдавать мёд на экспертизу. На трёх остальных ярмарках весь мед был фальсифицированным, то есть вместо него продавался так называемый кондитерский продукт, сироп. В одном из популярных гипермаркетов города продаются сосиски по цене 67 рублей за килограмм, в которых вообще не содержится мяса. Руководитель торгового отдела уверяет, что это самый востребованный продукт из всего мясного ряда, его покупают студенты, пенсионеры и малообеспеченные слои населения. Конкуренция в системе торговли растёт, и как следствие растёт культура обслуживания покупателей.
Рысева А.Г.: По 24 наименованиям социально-значимых продуктов питания областное правительство регулирует цены. Известно, что в ближайшее время вносить какие-либо изменения в этот перечень не планируется. На сегодня государственному регулированию подлежит только надбавка на детское питание. Остальная продукция - это рынок, свободное ценообразование. В полномочия антимонопольных органов входит только контроль цен, а именно установление монопольно высоких цен в отношении хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение на рынке. Среди таких субъектов - ряд региональных предприятий, занимающихся производством хлеба, мяса птицы и яиц, а также молока. В период ажиотажного всплеска цен, с введением эмбарго мы мониторим цены на говядину, куры, рыбу, масло сливочное, молоко питьевое, картофель, капусту, лук репчатый, морковь, яблоки. Последний мониторинг показал, что существенного колебания в отношении цен на эти продукты нет, они остаются в допустимых пределах. За последние два месяца к нам поступило всего два обращения по поводу завышенных цен на хлеб, причём звонки были не из Челябинска, а из других муниципальных районов области.