Примерное время чтения: 10 минут
411

Что делать, если ребёнок не хочет идти в школу?

Фото А.Фирсова / АиФ

О первоклассниках

До первого похода в школу – считанные дни. Как психологически подготовить сына к новому этапу в его жизни?

Инна

Этот вопрос родители задают чаще всего. Весь период дошкольного детства является своеобразной стартовой площадкой и подготовкой к началу школьного обучения. Форсировать эту ситуацию за последние оставшиеся до школы дни - нелепо. За неделю превратить непоседливого мальчика в организованного ученика с помощью неких психологических упражнений невозможно. Универсальных рецептов тут нет. Главная задача родителя – понимать, какие особенности своего ребенка он должен развивать, а какие корректировать и устранять. И подключать к этому специалистов нужно на более ранних этапах, а не перед самой школой.

Я записала свою дочку-первоклассницу на плавание, на курсы английского и в театральный кружок, чтобы развивать её всесторонне. Но подруги говорят, что я рискую перегрузить ребёнка: мол, итак уроки до ночи делать будем…

Оксана М., Челябинск

Конечно, самое худшее для мозга и для организма – это бездействие, пассивность. Ребёнок должен находиться в тонусе, его жизнь должна быть интересна и разнообразна. Здесь действительно очень важно не переборщить и в то же время дать своему ребёнку возможность попробовать реализовать себя в разных видах деятельности. Нередко родители занимаются элементарным педагогическим насилием, полагая, что их ребёнок должен либо идти по их стопам, либо реализовать то, что не получилось в жизни у них самих. Ребёнок становится заложником этих амбиций, переутомляется, психологическое напряжение возрастает, а это неизбежно ведёт к регрессу мотивации и искажению формирования личности школьника. Важно, чтобы родители имели реальные представления о реальных возможностях ребёнка и понимали, что он может не соответствовать тем задачам и повышенным обязательствам, которые на него возлагаются. Если посещение кружков и секций связано с оздоровлением, с поддержанием хорошей физической формы, а не с достижением супер-высоких показателей, то это для ребёнка только во благо.

Значит не нужно сразу покупать месячные абонементы на те или иные развивающие занятия, а сначала сходить разово?

Да. Понятно, что участие ребенка в театральной постановке должно завершиться выступлением на сцене. Только тогда вы вместе с ним сможете сделать выводы и решить, есть ли потребность и дальше заниматься в театральном кружке. Вы не поймёте этого сразу после первого занятия, когда только разучиваются слова пьесы или распределяются роли.

О школьной форме

В этом году моя дочь идёт в школу, но родители нашего будущего класса и учителя так и не пришли к единому мнению, нужен ли в классе дресс-код. А как вы думаете, насколько необходима школьная форма?

Демин Анатолий Николаевич

По поводу школьной формы у родителей, школьных администраторов и психологов до сих пор существует разные точки зрения. Конечно, единая форма по определенным психо-физиологическим законам  объединяет, группирует и дисциплинирует детский коллектив. Она позволяет детям сконцентрироваться на учебной деятельности и не отвлекает их внимания на посторонние вещи, в том числе иллюстрирующие факты социального неравенства. Но с другой стороны, есть дети, которые, надевая единую школьную форму, чувствуют себя в ней настолько дискомфортно, что это отражается на их успеваемости и отношениях со сверстниками. Был случай, когда ребёнку было настолько неприятно носить ту же одежду, что и его одноклассники, что он… заболел! Пришлось обратиться с просьбой к администрации учебной организации об отмене требования носить школьную форму в отношении этого ребёнка. Но это исключительный случай. В конце концов, если ваша дочь хочет выглядеть более женственно, и вы сами культивируете в ней образ барышни, пришейте к форме бантики, рюшечки, блестящие пуговки и т.п. Это как раз не запрещено требованиями к школьной форме.

Об отметках

Нам сказали, что в первом классе детям не будут ставить никаких оценок. Как же оценить успеваемость ребёнка в школе?

Самойлова П.

По инструкции Министерства образования и науки РФ, учебная деятельность первоклассников действительно не оценивается. Учителя не ставят отметок первоклашкам, это запрещено законом. Итоговая успеваемость в первом классе также не оценивается. Но все мы знаем, что кроме оценок по пятибалльной системе есть иные возможности оценить труд учеников: это могут быть наклейки, смайлики и прочие виды поощрений. Стимулируя первоклашек на качественное выполнение учебных задач, нельзя совсем оставлять ребёнка без оценок результатов его труда. Ребенок должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и видеть некий уровень своей успешности по сравнению с другими ребятами.

Сын пошёл в третий класс, парень он у нас не глупый, но не слишком старательный. Из-за этого хромают оценки. Мы с мужем решили ввести систему денежного поощрения: за каждую пятёрку давать ему по десять рублей. Но правильно ли мы делаем?

Жанна Терещенко

Вы можете поощрять ребёнка рублём за пятёрки, но делать это нужно очень грамотно. Важно, что будет стоять за этими деньгами. Возможно, ваш ребёнок хочет за год накопить деньги на велосипед. Тогда нет ничего дурного в том, что он, понимая ценность конкретной материальной вещи, раскладывает её на составляющие и поэтапно движется к достижению своей цели. Если же денежный эквивалент его школьных успехов не связан с материальным миром, а идёт просто накапливание денег, то тут уже может сформироваться склонность к меркантильности, скопидомству, жадности и т.д. Впоследствии родители могут обнаружить, что уже ребёнок соглашается выполнить любую просьбу только при условии материального поощрения. И расценки на его труд могут расти куда быстрее, чем курс валют…

Пора ли в школу?

Следующим летом моему ребёнку исполнится шесть лет. Читать мы уже умеем. Может, нам пора в первый класс?

Сергей

Многие родители, видя определённые успехи своего ребёнка в усвоении грамоты или счётных операций, считают, что этого достаточно для того, чтобы отдать его в школу. Однако далеко не всегда начало школьного обучения в раннем возрасте имеет положительные эффекты. Как правило, детей, подготовленных к школе экстернатом, «искусственно», сверстники впоследствии догоняют, а  то и перегоняют. В соответствии с законом «Об образовании», ребёнок в возрасте семи лет должен приступить к школьному обучению. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды могу приступить к школьному обучению в более позднем возрасте. Для подобных детей это зависит от медицинских показаний. Если вам кажется, что ваш ребёнок развивается опережающими темпами и ему пора в школу, несмотря на то, что ему ещё нет семи лет, вы можете обратиться с заявлением в районное управление по делам образования и в образовательную организацию по месту жительства. Но прежде вам придётся заручиться решением психолога медико-педагогической комиссии о готовности ребёнка к освоению учебного материала. В состав этой комиссии входит не только педагог-психолог и детский врач-психиатр, но и учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, которые оценят возможности ребёнка справляться с требованиями, предъявляемыми сегодня школой. Повторюсь: психологи советуют современным родителям не торопиться с началом школьного обучения и предоставить ребёнку возможность завершить своё развитие на этапе дошкольного детства.

Нам тоже в школу на следующий год, но дочка абсолютно не желает об этом ничего слышать. Также она отказывается ходить на подготовительные занятия, чтение букваря дома расценивается как наказание. Что делать?

Светлана

Очень хорошо, что вы этим озаботились хотя бы за год до школы. Лучше всего обратиться к детскому психологу, который поможет вам выяснить, чем вызвано такое негативное отношение девочки к учебному процессу. Старайтесь всячески повышать интерес ребёнка к школе, подключайте к этому старших братьев и сестёр, если они есть. И никогда не пугайте детей школой! Очень важно и ваше собственное отношение к той деятельности, к тем малым успехам, которые дочка будет проявлять. Ваша радость по поводу того, что она может сложить две буквы в один слог, для неё будет очень значимой и подтолкнет к дальнейшим занятиям. В семье, где играют, читают книги, общаются, занимаются, у ребёнка исподволь формируется необходимая для школы познавательная активность, та мотивация, которая позволит ему безболезненно влиться в учебный процесс и без напряжения включаться в ту деятельность, которую предлагает учитель. Учтите, что ребёнок, который в семье словно бог, интересам которого подчиняются все остальные, сложно организуем. Будущий первоклассник должен уметь сотрудничать со сверстниками, подчиняться коллективным правилам, слышать других людей и изъясняться так, чтобы его понимали.

О школьных конфликтах

В прошлом году мы переехали в другой район города, и сын пошёл в новую школу. В новом коллективе его не приняли: он постоянно ссорится с одноклассниками. Как ему помочь? Стоит ли вмешиваться? Всё-таки восьмой класс, дети уже самостоятельные…

Иван Краснов

Это только кажется. Взрослым всегда нужно вмешиваться, пытаться выровнять ситуацию и направлять её в позитивное русло. Дело в том, что детям всё-таки не хватает жизненного опыта для конструктивного решения многих проблем, которые у них возникают. Приобретение этого опыта возможно только при участии взрослых. И это не обязательно должно быть директивное вмешательство и манипулирование коллективным мнением или действиями одного ребенка. Относитесь к самостоятельности ребёнка трепетно, но в то же время предложите ему варианты конструктивного решения проблемы. Вообще могу сказать, что в тех образовательных организациях, где психологический климат позитивен в целом, где нет конфликтов и разборок между родителями, где позитивны отношения между администрацией и педагогическими работниками, там и конфликты в детской среде возникают не так часто и имеют не такой остро выраженный характер.

А где-то можно бесплатно получить помощь в нашем случае?

Да, сегодня существуют структуры в государственных и муниципальных образовательных организациях, в которых работают педагоги-психологи, психологические службы. В Центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые, кстати, есть в каждом районе города Челябинска, работают психолого-медико-педагогические комиссии. Кроме того, есть консультационные пункты в других учреждениях социальной сферы - социальной защиты, здравоохранения: пункты социально- психологической помощи, кризисной помощи. В частных психологических центрах тоже работают квалифицированные психологи, оказывающие максимально персонифицированную профессиональную помощь в очень тяжёлых случаях. Найти специалиста, который вам поможет, не сложно. Нужно просто любить и заботиться о своем ребенке!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах