В связи с очередной годовщиной празднования даты в пресс–центре «АиФ–Челябинск» прошла пресс–конференция с директором Управления федеральной почтовой связи по Челябинской области Владимиром ОБРАЗЦОВЫМ.
Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.
Образцов В.А.: Почтовые услуги сегодня по-прежнему актуальны и востребованы, а почтовая профессия по-прежнему имеет социальную значимость. Продолжается развитие и внедрение новых электронных технологий в области почтовой связи. Через QIWI-терминалы или со счёта мобильного телефона (если оператором является ТЕЛЕ-2 или МТС) можно отправить денежный перевод для получения наличными в любом из сорока двух тысяч отделений почтовой связи по стране.На сайте управления федеральной почтовой связи региона можно посмотреть электронный каталог по подписке и сделать заявку, чтобы почтальон оформил подписку на дому или по месту работы. Кроме того, в июне запущен сайт 2015.russianpost.ru, на котором клиенты Почты России могут заказать товары в режиме онлайн с доставкой по всей стране. Покупку можно оплатить банковской картой через этот же сайт или наличными при оформлении заказа в почтовом отделении. Во многих отделениях почтовой связи предоставляется услуга подтверждения учётной записи при регистрации на портале госуслуг. Три почтамта – в Челябинске, Миассе и Верхнем Уфалее – принимают платежи по системе «Город» через терминалы самообслуживания. До конца года планируем подключить к этой работе ещё пять почтамтов, а затем и все остальные. С мая текущего года в 125 отделениях почтовой связи Челябинской области внедрена услуга смс-информирования: если клиент при оформлении заказа указывает свой номер телефона, то впоследствии его оповещают о том, что заказ пришёл, именно посредством смс.
Ко всем крупным праздникам, знаковым событиям выходит филателистская продукция местной тематики. Так, нынче уже вышли почтовые карточки к Чемпионату Европы по конькобежному спорту и Чемпионату мира по тхэквондо.
Почта остаётся социально значимым и социально ответственным предприятием: мы регулярно организуем акции для южноуральцев различные акции. Например, к 70-летию Победы проведены акции «Тепло ладоней. Благодарность земляков», также прошёл первый конкурс «Самый читающий школьник».
Конечно, первостепенной своей задачей мы считаем поддержание качества доставки на стабильном и высоком уровне. Недавно были продемонстрированы новые коробки для упаковки посылок, скоро они появятся повсеместно. В отличие от прежней упаковки, новую можно сложить всего за пять секунд одним движением руки. Выполнена она из особо прочного картона, что максимально исключает повреждение при транспортировке, разгрузке, вручении и т.д.
Сколько почтовых отделений в Челябинске и Челябинской области? Не сократилось ли их количество за последние годы?
В Челябинской области их количество не сократилось. В стране работает 42 тысячи отделений почтовой связи, из них 714 – на Южном Урале. 305 – городских и 409 сельских. Более того, в последние годы на Южном Урале открылось шесть новых отделений почтовой связи. Появляются они преимущественно в Челябинске в связи со строительством новых микрорайонов.
Сколько почтовых работников сегодня насчитывает ваша служба?
Главной ценностью нашего филиала остаются почтовые работники. Их сегодня более 7000 человек. Почти три тысячи из них – это почтальоны. В таком составе наш коллектив оказывает услуги 3,5 млн жителям области. В прошлом году пятьдесят почтовиков награждены корпоративными грамотами, около сотни получили награды от Правительства Челябинской области и глав муниципальных образований. В этом году накануне Дня российской почты 73 наших работника удостоены наград Губернатора, Законодательного собрания, Министерства информационных технологий и связи.
Хватает ли этих людей? Может быть, штат не до конца укомплектован? С охотой ли люди идут работать на почту?
Текучесть кадров составляет примерно 20-25% в год. Но не бывает такого, чтобы место освободилось и его никто не занял. Конечно, труд почтальона тяжёл: в любую погоду – будь то жара, дождь или снег - нужно идти и доставлять письма, посылки и т.п. В сельских населённых пунктах не всегда расчищены дороги, в вечернее время не всегда и не везде освещены улицы. Надо признать, что зарплата низкая. Но, несмотря на это, и в нашей службе есть профессионалы, работники с 20-, 30- и 40-летним стажем. Сегодня и молодежь приходит на почту, и мы стараемся найти различные варианты работы с ними: шефы-наставники, кураторы делают всё, чтобы новые сотрудники закрепились на почте. Мы пытаемся мотивировать почтальонов: за определённые услуги они получают дополнительную оплату за подписку, продажу товаров и т.д.
Владимир Алексеевич, в нашем традиционном понимании, идущем ещё из детства, почта – это большой объём писем, бумажных, настоящих. Пишут ли сегодня письма?
Да, несмотря на развитие информационных технологий количество бумажных писем не уменьшается. Последние три года цифры по бумажной почтовой корреспонденции держатся на одном уровне: ежегодно мы отправляем и принимаем около 40 миллионов простых писем и 20 миллионов заказных. То есть в год получается 60–65 млн писем.
Вы также занимаетесь доставкой подписных периодических изданий. Есть мнение, что они уходят в прошлое, потому что у всех есть интернет. Подписываются ли наши граждане на газеты и журналы?
Компьютеры освоили далеко не все, компьютерная грамотность составляет всего лишь 15–17%. Поэтому южноуральцы по–прежнему подписываются на федеральные и областные издания. Да, к сожалению, ежегодно мы теряем 15–20% подписчиков. Нынче мы уже потеряли примерно сто тысяч экземпляров подписных изданий. Это связано с повышением тарифов: они были повышены и в прошлом году, и в этом. Повышаются затраты издательств на бумагу, на оплату труда и т.д.
Как вы считаете, может ли почта кануть в прошлое, как это случилось с телеграфами, например?
Уверен, что нет. Почта работала и до революции, и во время революции, и во все перестроечные времена. У людей есть необходимость в наших услугах, количество которых, заметьте, приближается к двум сотням!
Как думаете, почему сегодня работа почты нет–нет да становится темой для шуток в юмористических передачах?
Шутки есть во всех профильных предприятиях. В любой работе случаются курьёзы – рождаются анекдоты. Мы получаем не только претензии, но и благодарности. За первые шесть месяцев этого года мы получили 637 благодарностей от жителей. Что касается претензий, то разбираемся по каждому обращению, по каждому случаю.
Успешно ли в Челябинске работает Музей почтовой связи? Пополняется ли он экспонатами?
Да, в этом году Музею исполнилось восемь лет. Работают три экспозиционных зала, каждый из них не только отражает историю российского почтового дела, но и почты Челябинской области. В музее есть интерактивные зоны, где проводятся мастер–классы по написанию писем перьевыми ручками, по сворачиванию фронтовых писем треугольником и т.п. Регулярно проходят тематические мероприятия. Только за июнь в период работы детских школьных лагерей музей посетило более восьмисот человек. И в течение учебного года педагоги приводят школьников разных возрастов на познавательные экскурсии. Приходят студенты челябинского радиотехникума, академии культуры и другие. Музей расположен в центре города, поэтому часто в него заходят и гости Челябинска. На сегодняшний день собрано более 20000 экспонатов, ни один из них не был приобретён за деньги: все они переданы в дар музею почтовыми работниками, ветеранами почтовой связи, коллекционерами.