aif.ru counter
107

365 тысяч детей на Южном Урале сядут за школьные парты

В этом году ожидается около 365 тысяч обучающихся в школах, из них более 37 тысяч – первоклассников. В Челябинске есть школы, где набрали аж по тринадцать первых классов! Сколько новых школьных мест необходимо на Южном Урале?

26 августа в пресс-центре «АиФ-Челябинск» прошла традиционная пресс-конференция, посвященная теме готовности школ к новому учебному году. В мероприятии приняли участие:

Коузова Елена Александровна, первый заместитель министра образования и науки Челябинской области;

Мурашова Елена Аркадьевна, начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Челябинской области;

- Рымарев Александр Владимирович, начальник управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области.

Представляем сокращённую версию стенограммы мероприятия.

Два года назад в школы пошли 350 тысяч южноуральцев, из них 34 тысячи первоклассников. Сколько детей сядут за парты в этом году? Сколько из них первоклассников?

Коузова Е.А.: В этом году ожидается около 365 тысяч обучающихся в школах, из них более 37 тысяч – первоклассников. В Челябинске есть школы, где набрали аж по тринадцать первых классов! Так что есть тенденция к таким большим параллелям. Дошкольников к 1 сентября насчитывается 224 тысячи человек. В целом в системе образования Челябинской области (включая дошкольников и студентов) примерно 770 тысяч детей.

Школьников становится всё больше. Есть прогноз, сколько их будет к 2015 или 2020 году?

Коузова Е.А.: Естественно. Например, мы знаем, что сегодня входят в возраст дети, рожденные в 90-х годах, они обзаводятся семьями и начинают рожать детей. Но их мало, поэтому скоро у нас начнется демографический спад и освободятся места в детских садах, которые мы будем использовать как места для начальных школ. В целом нам в ближайшие годы необходимо более 40 тысяч новых школьных мест. Чётко определены и территории, где они понадобятся, – это Челябинск, Сосновский Увельский, Ашинский, Нязепетровский районы, Копейск, Коркино... Кстати, именно в Коркинском районе больше всего обучающихся во вторую смену. 

Как обстоят дела с переходом всех школ области на обучение только в одну первую смену?

Коузова Е.А.: Всё идёт по плану, к 2025 году мы должны полностью перейти на односменную систему обучения. Пока же около 20% школ области занимаются в две смены.

Как обстоит ситуация с педагогическим штатом? Хватает ли учителей?

Коузова Е.А.: Образовательные организации Челябинской области укомплектованы кадрами примерно 95%. Из-за 5%, которых не хватает, чуть увеличивается степень учебной нагрузки на работающих педагогов. Острее всего дефицит кадров ощущается в дошкольных образованиях и начальной школе. К счастью, не спешат покидать школы кадры, которые имеют серьёзный опыт работы и уже находятся на пенсии. Отмечу, это вовсе не из-за самой нехватки кадров, а потому, что они чувствуют в себе силы и возможности работать с детьми. Средний возраст педагогического коллектива по всем уровням образования достаточно серьёзный – около 47 лет. В системе дошкольного и начального образования сотрудники помоложе, в системе профессионального образования - постарше. Цифра по молодым специалистам не меняется: ежегодно в систему образования приходят около 800 новых человек.

Мурашова Е.А.: Но куда острее проблема с укомплектованностью школ и детсадов медработниками. 20% образовательных учреждений таких кадров не имеют. Проблема решается по договору с детскими поликлиниками или фельдшерско-акушерскими пунктами, откуда врач приходит раз-два в неделю и проводит медосмотры детей.

В каком состоянии находятся на сегодняшний день здания, сооружения и территории образовательных учреждений Челябинской области? Остаются ли школы в аварийном состоянии или подлежащие сносу?

Коузова Е.А.: У нас есть школьные здания, построенные даже не в прошлом, а в позапрошлом веке (в Катав-Ивановске до сих пор функционирует школа 1895 года постройки). И очень много зданий, построенных в первой половине прошлого века. Это те, которые по плану подлежат замене, хотя зачастую такие старые здания оказываются достаточно крепкими. Понятно, что сразу изъять из процесса все здания, подлежащие сносу, невозможно. Мы идём к этому постепенно. Так, в этом году открывается новая школа в Нагайбакском районе, в ней предусмотрены места для двух сотен учащихся. Также в этом году после реконструкции, которая длилась не один год, вводится в эксплуатацию 29-ая школа в Озерске. Это школа для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Здесь предоставлена возможность учиться детям с абсолютно разными проблемами в развитии.

Соответствуют ли образовательные учреждения правилам противопожарной безопасности?

Рымарев А.В.: За последние пять лет благодаря плановым работам все школьные здания на Южном Урале были приведены в пожаробезопасное состояние. Уже три года у нас нет таких проблемных школ, которые бы мы занесли в так называемый «чёрный» список. Несмотря на определенные трудности с бюджетом, внимание безопасности детей уделяется в первую очередь. Добавлю, что наш надзор за школами осуществляется не разово, он ведётся постоянно. Не успел прозвенеть последний звонок, тут же школы задействуются в летней оздоровительной кампании. Как только кампании позади – проверяем школы на готовность к новому учебному году. Регулярно проводятся тренировки по эвакуации, чтобы педагогический штат знал как себя вести в той или иной чрезвычайной ситуации.

Мурашова Е.А.: И всё же семь школ не были приняты вместе с остальными 25 августа в ходе приёмной кампании надзорными ведомствами. Частичный капитальный ремонт в них закончился чуть позже. До сих пор в регионе остаются малокомплектные школы (где учатся по 8-10 детей) с надворными туалетами. Три года назад их было 36, сегодня осталось 6. Их нужно либо закрывать, либо оборудовать туалетами. 50 малокомплектных школ продолжают работать на привозной воде и эту проблему одномоментно не решить, поскольку водоводов в сельских населённых пунктах нет. В ряде муниципальных образований (Увельский, Сосновский, Кунашакский и Еманжелинский районы) нет современных хороших спортзалов и спортплощадок для проведения полноценного учебного процесса.

Как решается этот вопрос?

Коузова Е.А.: Очень часто с помощью договора о взаимодействии с существующими стадионами, спортплощадками или спортшколами, если они есть в населённых пунктах. В этом году мы приняли участие в федеральном проекте и сейчас деньги на ремонт спортзалов и спортплощадок будут поступать не только из областного, но и из федерального бюджет. В любом случае уроки физической культуры проводятся везде.

Доступно ли детям горячее питание в школах?

Мурашова Е.А.: Не во всех: в регионе остаётся 17 малокомплектных школ области, где вообще нет пищеблоков. Поэтому учебный процесс там организован только в одну смену, чтобы дети могли после четырех часов в школе получить питание дома. Замечу, что в прошлом году у нас было 29 малокомплектных школ без пищеблоков. Как видите, вопрос решается – часть школ уже закрыта, а дети переведены в близлежащие учебные учреждения. Охват горячим питанием в южноуральских школах составляет 84%, эта цифра чуть ниже общероссийского показателя. Проблема остается, будем ее решать.

Рост цен на питание в школах будет?

Коузова Е.А.: Будет, и частично он уже произошел в конце учебного года. Рост цен повсеместен, коснулся он и школ. Вы же понимаете, что на 20 рублей накормить ребёнка невозможно. И в детских садах также повысили плату за питание.

Успешно ли решается проблема подвоза детей в школы из отдаленных деревень и сел? Из районов, где закрыли малокомплектные школы, тоже возят? За одним ребенком посылают целый автобус?

Коузова Е.А.: А что делать? Несмотря на то, что в последние годы мы обновили автобусный парк за счет федеральных и областных средств, машин по-прежнему не хватает. К тому же регламент по перевозке детей серьезно ужесточается.

Почему портфели первоклассников зачастую превышают допустимый вес 1,5-2 кг, прописанный в регламенте?

Коузова Е.А.: Потому что ученик начальной школы, как правило, хочет взят с собой из дома всё, весь свой домашний мир. Вы сравните портфель ученика начальной школы и портфель выпускника, у которого уже не 4 основных предмета, как в начальной школе, а 17! У него чаще всего одна тетрадка и ручка. Конечно, хотелось бы, чтобы дети носили в школу как меньше учебников. Сегодня мы активно переходим на иные технологии обучения, когда учебник уже не нужен постоянно. Внесёт свою лепту в это и переход на обучение в одну смену: при этом у детей появляется свой кабинет, где они могут оставлять всё необходимое – некоторые учебники, вторую обувь, спортивную форму.

Предоставляются ли учебники бесплатно? Могут ли в школах за них требовать деньги?

Коузова Е.А: Учебники должны быть бесплатными, а каким образом формируется бюджет на них – это уже мастерство руководителя образовательной организации. На самом деле у нас несколько источников финансирования на покупку учебников: это областной бюджет, это субвенции, которые получают школы на учебные расходы, и это привлечение внебюджетных источников, то есть родительские средства. Закон не возбраняет привлечения иных источников кроме бюджетных для приобретения учебников.

ЦИФРЫ

365 тысяч учеников сядут 1 сентября за школьные парты. 66 тысяч из них будут учиться во вторую смену.

В 17 школах, где учатся от 8 до 10 детей, до сих пор нет пищеблока, в шести – отсутствует канализация.

2 510 детсадов, школов, училищ и вузов в Челябинской области.

813,7 млн рублей направлено в этом году на подготовку образовательных организаций к новому учебному году.

Смотрите также:




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество