aif.ru counter
872

Очередная отставка. Итоги 5 лет четвёртого губернатора Челябинской области

Экс-губернатор
Экс-губернатор "пробил" закон о квотах. © / Пресс-служба губернатора Челябинской области

19 марта губернатор Челябинской области Борис Дубровский добровольно ушёл в отставку. Его пресс-секретарю Дмитрию Федечкину, опубликовавшему на своей странице в соцсети новость, пришлось отвечать не поверившим френдам: «Нет, мою страницу не взломали». Новость оказалась для большинства неожиданной, хотя Дубровского в течение пяти лет правления отправляли и в отставку, и на повышение в Москву. Мы решили спросить политологов, экологов, экономистов, бизнесменов и простых южноуральцев, чем им запомнились пять лет правления губернатора.

Не договорился с населением

«Если воспринимать губернатора как фигуру, встроенную в вертикаль власти, то те задачи, которые президент ставил перед Борисом Дубровским, тот решил, – считает политолог Андрей Лавров. – С бюджетом ситуацию выправил. Деньги в центр поступали. Даже экологические протесты из открытого кипения перешли в медленное бульканье. Но проблема в том, что он не смог договориться с населением, прежде всего Челябинска. Город остался для него чужим, и его шансы на переизбрание в этом смысле были весьма невелики. Что осталось из плюсов: это инициатива с квотированием (выбросов. – Ред.) и саммиты ШОС и БРИКС. Это вещи, которые челябинцы оценят через пару лет, когда они реализуются».

Политолог Алексей Ширинкин уверен, что Дубровский не оставил никакого политического наследия и вообще он не имел таких амбиций: «Реформа МСУ (когда челябинцы стали выбирать 150 депутатов районных, а уже они – мэра. – Ред.) – не его история, и какого-то серьёзного политического проекта он не реализовал. Из положительного я бы отметил закрытие челябинской свалки и квотирование выбросов. К минусам я бы отнёс экономический застой, отсутствие работы по диверсификации экономики региона, которая была начата при Юревиче (хотя бы заявлена). Дубровский придерживался моноотраслевого принципа. При нём регион перестал развиваться, а в лидеры вышли лишь несколько предприятий-гигантов».

С такой оценкой не совсем согласен журналист, член областного Совета движения «За возрождение Урала» Айвар Валеев: «В прошлом году область вышла на рекордные показатели урожая, область не только на самообеспечении по основным продуктам питания, она ещё и значительную часть отправляет на экспорт в другие регионы и даже страны».

Он уверен, что экс-губернатор запомнится южноуральцам как человек, «продавивший» федеральный центр: «Дубровский, я не побоюсь этого слова, прыгнул выше головы. Проблемы с качеством нашего атмосферного воздуха он вынес не только на федеральный и президентский уровень. Он заставил всю государственную машину задуматься об изменении законодательства».

Экономист Сергей Гордеев не согласен с большинством экономических оценок экс-губернатора: «У нас устойчивое падение инвестиций и товарооборота за последние пять лет. Почему мы говорим о снижении дефицита бюджета, но не говорим о бюджетной обеспеченности? Одно дело – разница в доходах и расходах бюджета, и другая – сколько денег в бюджете приходится на одного жителя. Во времена Дубровского у нас произошло резкое снижение расходов на социальные цели, вместо этого у нас была любовь к мегапроектам типа ВСМ. Ну откуда в Челябинской области могут взяться  360 млрд рублей? Кто за эту магистраль будет платить?

Непонятно, для кого мы строим город . Для гостей или для жителей? Разве аэропорт строят челябинские строители? Куда вся эта прибыль уйдёт? Ну уж не в экономику Челябинской области. Закрытие свалки, которое все ставят в достижения Дубровскому, я бы отнёс в минус. Одну свалку закрыли, вторую, более опасную (в Полетаево. – Ред.) создали.

У нас в Челябинской области сейчас какое национальное национальное достояние? В стране, ясное дело, Газпром. А у нас «Южуралмост», где было сосредоточено 95% от объёма всех подрядных работ в дорожном строительстве».

Напомним, магнитогорская компания «Южуралмост» выиграла контракт почти на 1 млрд рублей и впервые приступила к работам по содержанию челябинских дорог 1 января 2016 года. С этого же времени она становилась победителем конкурсов на заключение контрактов по содержанию и ремонту областных дорог. Сейчас дорожники являются одними из фигурантов антимонопольного расследования о сговоре на торгах по ремонту дорог на 8 млрд рублей.

Время упущенных возможностей

Представители бизнеса назвали время правления Дубровского застоем, а экономику фейковой. «Малый бизнес ждал от ШОС и БРИКС, что ему в этих проектах найдётся применение. 50 тысяч предприятий, которые могли бы участвовать в проектах, не получили приглашения, как мы ни ждали, – рассуждает председатель комитета по градостроительству и вопросам строительной отрасли ЧРО «Опоры России» Андрей Бодрягин. – А ведь наши родные предприятия могли развивать экономику родной области. Итог плачевный. Наша строительная индустрия монополизировалась донельзя. Мы не увидели, что область открыла свои двери для инвесторов. Отток, о котором мы ещё при прошлом губернаторе стали говорить, всё-таки случился. Учителя и врачи не уезжают, уезжают как раз люди, которые умеют зарабатывать, имеют некоторый капитал и находят, к сожалению, применение и своему капиталу, и своим способностям в других регионах».

«При Дубровском была создана некая фейковая экономика, которая отчитывалась будущими проектами, – выражает мнение представитель «Клуба лидеров» Челябинской области Денис Константинов. – А надо смотреть не то, что запланировано, а то, что сделано. Что хорошего в том, что область бездефицитная? Мы понимаем, что вложение рубля в любую отрасль экономики даёт мультипликативный эффект. То же строительство даёт восьмикратный мультипликативный эффект. Пусть у нас будет дефицит бюджета, но при этом инвестиции будут работать на строительную отрасль. А параллельно будут работать 30-40 отраслей начиная от банков и заканчивая производством стройматериалов и прочих ресурсов.

При низком дефиците бюджета не выросли ни уровень зарплат в области, ни объёмы инвестиций в основной капитал! Я бы оценил время правления Дубровского как время упущенных возможностей. Очень была хорошая экономическая конъюнктура, когда он принял область. Когда рубль сильно просел (2014 г. – Ред.), металлургические предприятия области начали получать сверхприбыль. Их надо было вкладывать в соцпроекты, а не закрывать дефицит бюджета! Даже проведение саммитов могло стать уникальным проектом для области, консолидировать элиты, власть и бизнесмен-сообщество и стать экономически окупаемым для всего региона! Но мы этого не получили. Почему крупнейшие налогоплательщики, которые готовы были инвестировать в экономику региона и в высокие технологии, ушли, поменяли место регистрации? Это тоже большой вопрос. Оценка бизнеса на сегодняшний день крайне негативная.

Что нужно сделать Текслеру

Мы спросили наших экспертов, на что нужно обратить внимание врио губернатора и каковы должны быть его первые шаги, чтобы жители области проголосовали за него 8 сентября.

временно исполняющего обязанности губернатора Алексея Текслера представили министрам, главам и депутатам 20 марта 2019 года.
Временно исполняющего обязанности губернатора Алексея Текслера представили министрам, главам и депутатам 20 марта 2019 года. Фото: Пресс-служба губернатора Челябинской области

Алексей Ширинкин:

– Он должен подобрать команду (смена кадрового состава уже началась и будет продолжена, её масштабы предстоит узнать). Создать политическую ситуацию, которая была бы комфортна для его избирательной кампании. Низкий рейтинг прошлого губернатора даст Текслеру фору. Он должен понять, как продлить тот «медовый месяц», который сегодня сформировался на негативном бэкграунде Дубровского. Главная дата для него – это 8 сентября.

Ну и он должен решить вопросы, актуальные для южноуральцев: экология, экономика и соцсфера. Я согласен, что ситуацию с тремя-четырьмя крупнейшими металлургическими предприятиями, которые сегодня фактически руководят Челябинской областью, ненормальна, её надо убирать.

Андрей Лавров:

– Ему надо договориться с внутренней командой, элитой (федеральной – президент – и местной) и с людьми, электоратом. Это будет сложно, потому что уровень жизни во всей стране падает. Народ обозлён, и холодильник диктует больше, чем телевизор. Проверять его будут именно на вопросе экологии.

Андрей Бодрягин:

– Во-первых, надо избавляться от славы региона с самой низкой ценой на недвижимость.

 Большинство людей держит свои накопления в недвижимости, а когда стоимость квадратного метра падает, то и накопления обесцениваются. Люди фатально не могут продать жильё и переехать, к нам никто не едет, потому что не хочет вкладываться в такую недвижимость.

Ему нужно искать прорывные идеи, объединяющие проекты. Как раньше были гигантские стройки. Мы, например, можем взять нашу запущенную реку Миасс, восстановить и застроить всю набережную! Пора перестать расширять Челябинск и Магнитогорск вширь, нужно всё строить внутри.

Почему мы никак не используем наши 3 600 озёр? Надо строителям разрешить строить на берегах загородные дома! Мы бы и отрасль вытащили, которая сейчас в застое, и удовлетворили бы мечту людей насчёт домика у озера. Почему не реализовать проект пешеходной или велосипедной дороги от Чебаркуля до Миасса, до «Солнечной долины», через все курорты?

Денис Константинов:

– Многие говорили об экономической политике экс-губернатора так: мол, в период кризиса нужно руководить одной большой управляемой консолидированной компанией. Но к чему мы пришли с такой политикой? Осталось каких-то 15 месяцев, а мы на уровне нулевого этажа конгресс-холла находимся, потому что всё в руках одной конторы.

Разукрупнение контрактов должно быть, чтобы экономика заработала. «Опора» ещё два-три года назад предлагала дорожные контракты разбить. Но не случилось.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах