Примерное время чтения: 7 минут
300

Чего добилась реформа. Депутатов стало больше, а проблемы не исчезли

АиФ-Челябинск №12 22/03/2017
Местным депутатам чаще всего жалуются на ЖКХ, дворы и дороги.
Местным депутатам чаще всего жалуются на ЖКХ, дворы и дороги. / коллаж Александра Фирсова / АиФ

Инициатива меньшинства

Суть реформы - каждый район города стал самостоятельным муниципальным образованием с отдельным бюджетом, администрацией и советом депутатов, которым мэрия передала часть полномочий. Децентрализация должна была приблизить власть к народу. Для этого количество парламентариев в Челябинске три года назад увеличили более чем в 4,5 раза - с 36 до 170 человек. В шести районах посадили по 25 народных избранников, в самом малочисленном Центральном - 20. Они делегировали по семь человек в гордуму.

Как отмечается в докладе, проект начали реализовывать по инициативе Бориса Дубровского, назначенного тогда врио губернатора Челябинской области. Так новый глава хотел продемонстрировать опережающее реагирование на федеральные установки. Для внедрения реформы провели публичные слушания, на которых 250 человек поддержали инициативу. Тогда принятые областные законы об изменения статуса Челябинского городского округа оспорил активист Станислав Вахрушев. Он ссылался на нарушение норм Европейской хартии местного самоуправления и требовал проведения референдума. Однако в итоге, дойдя до Верховного суда РФ, проиграл дело. Тем временем явка на выборы советов депутатов районов города составила всего 35,2%.

Доходы в карманах чиновников

«На Челябинск выпала миссия быть первопроходцами по формированию правовой базы, - отмечают федеральные эксперты. - При этом оставались нерешёнными главные вопросы обеспечения новых внутригородских муниципалитетов доходными источниками, имуществом. Сделать это было невозможно в связи с отсутствием на тот момент поправок в Бюджетный кодекс РФ».

Средний размер бюджета районов составил 61 млн руб. Помимо отчислений из городской казны, они получили три источника собственных доходов: 3% от земельного налога, 10% от налога на имущество физических лиц и 100% доходов от патентного налогообложения. Представители КГИ считают такое финансовое обеспечение мизерным. При этом основные расходы идут на содержание администрации (оплата труда работников органов власти, налоги) - 40 млн рублей. Для сравнения: на благоустройство закладывалось в среднем 20 млн руб., на организацию культуры и досуга - 1 млн, спортивные мероприятия и работу с молодёжью - 200-400 тыс. рублей.

«Увеличение числа депутатского корпуса за счёт создания районных советов лишь формально приблизило власть к населению. Качество работы депутатского корпуса носит неоднозначный характер, на практике районные избранники не обладают достаточными ресурсами для того, чтобы влиять на принятие управленческих решений, - заявляют авторы доклада. - Полномочия органов МСУ дублируют функции районных администраций до реформы».

В результате большинство экспертов КГИ призвали закончить эксперимент и развивать другие механизмы местного самоуправления.

«Всё это было ясно изначально. Возврат к нормальной и всем понятной системе муниципального управления с прямыми выборами глав городов и депутатов был бы лучшим решением, - уверен Александр Подопригора, челябинский политолог. - Год назад мне доводилось писать аналитическую записку на эту тему по просьбе руководства Екатеринбурга. Рад, что челябинский опыт помог предотвратить это безумие в столице Урала».

Перемен не видно

Станислав Мошаров, председатель думы Челябинска, считает, что пока рано делать окончательные выводы, ибо законодательная база только формируется.

«В докладе КГИ есть серьёзные ошибки. На Союзе российских городов в Москве эксперты, посещавшие Челябинск, Самару и Махачкалу, где действует сегодня система, согласились, что недостаточно глубоко изучили ситуацию, - говорит Мошаров. - В аппаратах районных советов работают всего три человека, которых мы забрали из исполнительной власти, когда на региональный уровень возвратили полномочия по ЗАГС и комиссии по делам несовершеннолетних. А районы, которые вдумчиво подходили к администрированию налогов и создавали лучшие условия для предпринимателей, по патентам уже перевыполнили план».

По мнению Виталия Иванова, профессора кафедры экономико-правовых основ управления ЧелГУ, в регионе не развита представительная власть. Так, при главе Вячеславе Тарасове (1991-2005 гг.) в гордуме было 16 депутатов, то есть один депутат представлял 74 тысячи горожан. В дореформенной думе было 36 человек, то есть на одного депутата - 34 тысячи человек. «Вы к депутату физически не попадёте», - говорит политолог. Зато сейчас городской округ населяет не более 5 тысяч жителей. Поэтому парламентариям легче разобраться с их проблемами.

«Пока идёт предвыборная кампания, ещё можно чего-то добиться, после мы становимся не нужны. Реформа - очередная авантюра. До городских депутатов, которые реально могут помочь, теперь совсем не достучаться. В районных администрациях приёмы ведут многочисленные помощники, нашего депутата в лицо никто не видел», - возмущается Лариса Иванова, читательница «АиФ-Челябинск» из Калининского района.

«Второй год просим, чтобы газон возле дома оградили от автомобилистов. Из приёмной депутата приходят лишь отписки. Денег у них нет, - говорит Владимир Левинцев, член совета дома № 49 на ул. Куйбышева. - По-моему, Курчатовский район самый грязный в городе».

 

Комментарий

Виктор Ереклинцев, глава Центрального района Челябинска:

«Выделяемых из городского бюджета денег хватает на полномочия, которые нам делегировали. В основном они идут на содержание скверов и зелёных насаждений, цветочное оформление. От МУП «Горзеленстрой» району досталось 60% городского хозяйства, но нам удаётся изыскивать средства за счёт снижения цены на торгах. По трём собственным источникам дохода, которые у нас есть, уже второй год идёт перевыполнение плана. В 2016 году мы получили на 7 млн рублей больше собственных доходов, чем прогнозировалось. В этом году деньги пойдут на реконструкцию Площади павших революционеров. От реформы МСУ больше плюсов. У каждой вертикали власти теперь своё задание. Районные чиновники занимаются более мелкими проблемами в дворовых территориях.

Из минусов. Районы потеряли возможность наложения административных штрафов (полномочия передали на уровень города). Чтобы привести систему к нормальному функционированию, нужно время. Кстати, увеличения затрат на содержание административного блока не произошло за счёт реструктуризации штата. Сейчас в нём 70 человек с учётом диспетчерской и клининговой служб. Содержание администрации составляет 40% бюджета, остальное идёт преимущественно на благоустройство».

Точка зрения

Иннокентий Лапшин, депутат совета депутатов Советского района Челябинска:

«В большинстве округов избирателям теперь проще встретиться со своим депутатом. В моём четвёртом округе 33 многоквартирных дома, это около 3,8 тысячи жителей. Ежемесячно провожу личный приём. Один-два раза в месяц выезжаю на место, чтобы пообщаться с избирателями. Понять потребности граждан помогают дополнительные встречи с председателями советов домов, сейчас такой актив выбран в 23 домах. В этом году попытаемся с несколькими дворами на улице Российской поучаствовать в нацпроекте «ЖКХ и городская среда». Потребуется по 700 тысяч рублей.

В целом в год на каждый избирательный округ выделяется по 450 тысяч рублей. 40% средств идёт на функционирование школ и детсадов, оставшиеся средства депутаты должны направлять на дороги и благоустройство. Я работаю на освобождённой основе и зарплату за депутатскую деятельность не получаю».

«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:

Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах