Примерное время чтения: 5 минут
21

Александр Подопригора: Клептосоциализм и «модель Юревича»

На мой взгляд, главным политическим итогом первого года правления губернатора Юревича является то, что, в регионе практически реализована модель корпоративного политического управления (обойдемся здесь без ученых дискуссий о терминах и аналогий с корпоративным государством Б.Муссолини). Автору тем более просто сделать такой вывод, что я писал именно о таком сценарии как наиболее вероятном в первые же дни нового режима («Область-корпорация». 74. rultd.» от 19 апреля 2010г., сайт «Урал-пресс-информа»), разве что в более крепких выражениях: был повод. Худшие опасения не оправдались – уже ради этого стоило их обнародовать.

Но суть не в этом, а в том, что корпоративное устройство власти имеет как свои плюсы, так и очевидные минусы. Если упрощенно, то госстрктуры в нем поставлены на службу не обществу, как сложному социальному организму, а Корпорации, цель которой – оптимизация финансовых потоков и извлечение прибыли. В нашем случае – корпорации высших чиновников и приближенных (или допущенных, часто – временно) к ним коммерсантов. Когда, благодаря удачной конъюнктуре, у Корпорации дела идут хорошо – остальным членам общества тоже кое - что перепадает. Иногда прилично: большие корпорации всегда имеют много работников, обслуги, партнеров, смежников, лоббистов и т.п.

Когда плохо – даже не надейтесь, что о вас кто-то подумает. Каждый выживает в одиночку, все предельно монетизируется и догадайтесь у кого больше шансов. Стратегий нет, исключительно конъюнктура. Цели и мотивы у Корпорации собственные и только собственные.

Важно здесь то, что МОДЕЛЬ РАБОТАЕТ. В отличие от модели последних 5-7 лет правления прежней администрации, которую я бы назвал клептосоциалистической (власть имущие практически поголовно подворовывают, много болтают о социальной ответственности, но при этом никто ничего не делает и ни за что не отвечает: власть просто присутствовала при хорошей экономической конъюнктуре).

Вместо власти никакой в регионе появилась не какая-то, а вполне конкретная власть. Это – плюс. Но работает она в основном на себя. Это минус.

В принципе, любая власть работает на себя. Но в демократических системах ее аппетиты жестко ограничены представительством. У нас представительство существует исключительно для членов самой Корпорации (посмотрите персональный состав ЗСО или городской Думы). Это создает в перспективе большие проблемы для остальных и для самой системы.

То есть дороги делаются – но интересы водителей и пешеходов при этом вовсе не приоритет и не мотив. Приоритет и мотив – интересы членов Корпорации, которые осваивают большие деньги, делают пиар «партии власти» и наращивают политический вес лидера. А потому выход из подземного перехода запросто может оказаться на оживленном перекрестке, а не на другой стороне улицы. Пробки сплошь и рядом не ликвидируются, а переносятся на 500 метров. Дороги начинают расширять сразу после прошлогоднего расширения. И вообще смысл дороги не в ней самой, а том, чтобы она революционно вела к важному торговому центру.

Но по ней все равно будет ездить множество людей – и не обязательно в этот самый центр.

Напомню, как перед последними региональными выборами в города области были сброшены большие деньги на «дорожную революцию». Освоить их толком не смогли, так как почти все подряды были выданы фирме г-на Карликанова, а она физически не могла их переварить. Тогда стали хватать в подрядчики кого ни попадя, побочный результат – расползающийся через год асфальт. Но главный-то результат был достигнут: выборы прошли как надо. И дороги опять отремонтируют, причем уже лучше.

Хотите в связи с этим сказать, что лучше тихо подворовывать, но дорог не делать? Вряд ли. Что лучше не воровать вовсе, а дороги строить с умом, качественно и не только под выборы? Конечно! Но вы же знаете, что этого не будет, ибо это посягательство на наш строй. Губернатор Юревич, случается, выглядит по-разному, но ни карбонарием, ни безумцем не смотрится никогда. И в отставку здесь никто не собирается.

Или вот многострадальные инвестиции. Инвесторы действительно затаскиваются губернатором за уши в область (при этом реальных успехов пока мало), но все больше из Италии или Германии. То есть для итальянского инвестора, имеющего мобильник губернатора, инвестиционный климат может оказаться здесь замечательным и он свою фабрику тут построит. Но для тысяч челябинских предпринимателей климат остается отвратительным и это мало кого заботит. Городскую власть точно не заботит: она сама – главный городской предприниматель и конкуренты ей ни к чему (еще раз – гляньте список депутатов).

Инвестиции из Италии тем не менее будут. И «Эмерсон» много еще чего здесь построит. И многие получат новые зарплаты, а бюджет – налоги. И даже офигевший от свалившихся на него 600 миллионов Кунашак кое-что из этого богатства отщипнет у почетного члена Корпорации Колесникова. Такая вот диалектика. Еще проще – антиномичная амбивалентность нашей реальности.

Я не считаю «модель Юревича» адекватной вызовам ХХ1 века, продвинутой и эффективной. Я, однако, считаю ее едва ли не единственной реально работающей в государстве, для которого коррупция стала системоообразующим фактором, а беззаконие - способом воспроизводства социума. Юревича и его сподвижников можно поздравить с тем, что они оказались дееспособны, органичны и контролируют ситуацию. Прочим же стоит еще раз трезво оценить свое место в Корпорации, подле или вне нее.

Разное может случиться: рынок непредсказуем.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах