aif.ru counter
14.12.2016 18:36
569

Новый год под запретом. Семь фактов из истории любимого праздника

Новогодняя открытка дореволюционного периода.
Новогодняя открытка дореволюционного периода. © / ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

Традиция встречать наступающий год с застольями, нарядной ёлкой, угощениями и подарками легко и прочно вошла в наш генетический код, и ничто не смогло ее уничтожить: ни революции, ни войны, ни партийные постановления.

В дореволюционном Челябинске уже с 15 декабря начиналась торговля ёлками, на улицах сияла иллюминация, шумели рождественские базары, магазины объявляли о предпраздничных распродажах.

«Приходили маскированные»

«В то время предновогодние и рождественские праздники начинались со встречи Рождества 25 декабря и длились 12 дней – до 5 января, до Крещения, – рассказывает Елена Турова, заведующая отделом публикации и научного использования документов объединённого госархива Челябинской области. – Мы, конечно, лучше знаем о том, как проходили праздники в начале ХХ века, потому что сохранились воспоминания, документы, публикации в газетах. Но Рождество и Новый год праздновали и в XIX веке. Одно из самых первых описаний встречается в воспоминаниях краеведа, секретаря городской думы В.А.Протасова, и относится оно к 1870–1880 годам».

Судя по воспоминаниям Протасова, во время зимних праздников можно было надеть маску, карнавальный костюм и неплохо поесть в богатых домах, где таких гостей принято было угощать.

«На Новый год мы были у Кудриных. Было шумно, разнообразно, весело, – пишет Протасов. – Приходили маскированные в незатейливых масках, с неизбежным медведем в вывороченной шубе, плясали, играли, пели. Хозяйка обходила маскированных с уже заранее наполненным конфетами и орехами большим подносом, который бесцеремонно опустошался. Вливалась новая толпа маскированных, так же приветливо угощаемая, как и первая».

На улицах – «вертеп»

Уже с середины декабря начиналась бойкая ёлочная торговля. По челябинским улицам разъезжали возы, груженные соснами и ёлками. Для украшения челябинцы использовали как фабричные, так и самодельные игрушки, орехи, конфеты, завернутые в блестящую фольгу, пряники и другие сладости.

В качестве уличной иллюминации использовались особые фонари, которые назывались «вертеп». Это такой фонарь из реек, обтянутых разноцветной бумагой. Его украшали лентами, фальшивым бисером, стекляшками, а внутри находился решетчатый цилиндр, бока которого оклеивались цветными фигурками. В цилиндр помещали свечу, и от нагретого воздуха он начинал вращаться.

В клубах – балы

«В эти дни город жил подготовкой к Рождеству и Новому году, – говорит Елена Турова. – Крупные магазины сияли огнями керосиновых и электрических фонарей. На рождественских базарах можно было купить игрушки, сладости, фрукты, лучшие вина и знаменитый шустовский коньяк. В магазины Ш.А. Ахметова специально к новогоднему столу завозили свежий виноград».

«Для детей в богатых домах и в Народном доме устраивались новогодние утренники, там им вручали новогодние подарки, – говорит Елена Рохацевич, ведущий археограф ОГАЧО. – В различных городских клубах устраивались балы–маскарады с вручением призов за лучшие костюмы. Среди нарядов и масок были мушкетеры, гусары, царевны, различные животные… У одной из барышень был оригинальный костюм в виде корзины цветов».

В общем, детские утренники с раздачей подарков, новогодние балы с призами за лучший костюм – весь основной креатив праздника был придуман ещё 100 лет назад.

Спецвагон для ёлки

В деревнях Челябинского уезда также отмечали Новый год и Рождество, правда, не во всех, а в тех, которые располагались вблизи от железной дороги.

«Оборудовали специальный вагон, устанавливали в нём елку и перевозили его от деревни к деревне, – говорит Елена Турова. – Прибытие передвижной ёлки было большим событием. Ребятишки и взрослые толпились возле вагона, разглядывали ёлку. Была предусмотрена и культурная программа: включали граммофон, звучали песни, показывали синематографические картины. В конце праздника детям раздавали игрушки, обувь, одежду. А основным лакомством для деревенских детей на таких праздниках был обычный белый хлеб».

«Челябинцы отнесутся сочувственно»

С началом Первой мировой войны новогодние и рождественские праздники проходят более скромно. В стране, которая воюет, неуместно устраивать пышные празднества. Из газет практически исчезает реклама магазинов с предложениями купить богатые подарки к празднику – наряды, украшения, дорогие ткани. Зато первые полосы не обходятся без объявлений благотворительного характера.

Например, в газете «Голос Приуралья» (10 декабря, 1915 год) читаем: «Граждане Челябинска! Наступает праздник Рождества Христова – каждому из нас знакомо чувство светлой радости, с которым мы встречаем этот день». Затем идет призыв посылать к празднику посылки солдатам на фронт: «Приготовьте в посылках то, что подскажет ваше сердце. Пожертвования тёплыми вещами, табаком и т.п. принимаются в здании городской управы с 9 часов утра до 2 часов дня».

Открытка времён Первой мировой войны
Открытка времён Великой Отечественной войны Фото: ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

Далее говорится о том, что устраивается спектакль с благотворительной целью, собранные средства пойдут на подарки солдатам: «Полагаем, что отзывчивые челябинцы отнесутся сочувственно к этой симпатичной цели и посетят спектакль».

Праздновали тайно

После 1917 года для новогодних праздников наступили нелегкие времена. «Празднование Рождества, украшение ёлки рассматривались как вредные поповские обычаи, – поясняет Елена Турова. – Все это считалось старорежимными обрядами и всячески осуждалось. А в 1929 году на 16–й партконференции отменили все церковные праздники и утвердили пятидневную рабочую неделю. Рождество стало обычным рабочим днём, а вместе с ним отменился и праздник с ёлкой».

В газетах также осуждались и высмеивались все попытки празднования Рождества и установки новогодней ёлки. Но не так просто было заставить людей отказаться от любимых праздников.

«По сохранившимся воспоминаниям, многие тогда ставили ёлку, вечером поплотнее задергивали шторы и праздновали Рождество и Новый год в узком семейном кругу, в тайне от окружающих», – говорит Елена Рохацевич.

Высота – 19 метров

Правда, официальный запрет елки продлились не очень долго. 28 декабря 1935 года «Правда» опубликовала заметку секретаря ЦК ВКП(б) П. Постышева «Давайте организуем детям к Новому году хорошую ёлку». Елка новогодняя должна была заменить рождественскую. Всем, кто работает с детьми, предлагалось срочно устроить коллективные праздники.

В Челябинске в 1935 году новогодние ёлки были организованы в школах, на катке «Динамо» и в Саду–острове. В 1936 году большую ёлку установили в городском саду (сейчас Парк им. Пушкина). Ну а первая пушистая красавица в центре города появилась благодаря решению Челябинского горисполкома от 1 декабря 1938 года.

«На площади Революции поднялось новое сооружение. Здесь строится ёлка, – писала газета «Челябинский рабочий» 29 декабря 1938 года. – На её изготовление ушло 150 обыкновенных ёлок. Это действительно ёлка–гигант, ёе высота – 19 метров. Сегодня на ёлке будут развешиваться игрушки и украшения, изготовленные челябинской артелью «Художник».

И далее идет описание праздничной программы – как привет из прежней, дореволюционной жизни: «Елка вспыхнет сотнями разноцветных огней. На площади начнется карнавальное шествие, игры, танцы. На площади будут играть два оркестра. Новогодний вечер закончится фейерверком». В общем, в конце 1930–х новогодняя ёлка триумфально вернулась, эту борьбу большевики проиграли.

«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:

Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество