Примерное время чтения: 7 минут
4196

Проблемы вместо приза. Как не стать жертвой обмана при участии в розыгрыше

Прежде чем забрать свой приз, победителю стоит выяснить, не повлечёт ли это дополнительные расходы.
Прежде чем забрать свой приз, победителю стоит выяснить, не повлечёт ли это дополнительные расходы. pixabay.com

Сегодня очень часто в магазинах и прочих торговых точках проводят розыгрыши, в которых главными призами организаторы заявляют автомобиль, дом или путевки на отдых. «АиФ-Челябинск» рассказывает, на что обратить внимание, чтобы желанный выигрыш не обернулся разочарованием.

Важна форма

Решив принять участие в конкурсе с ценными призами, нужно понять, какую правовую форму имеет розыгрыш: от этого зависят полномочия и обязанности как организатора, так и потребителя. А у победителя розыгрыша, как правило, возникает обязанность заплатить налог на выигрыш, даже если магазин о нем не предупредил или заявил обратное.

Можно выделить три ключевые формы розыгрышей:

Публичный конкурс - это обещание выплатить награду тому, кто наилучшим образом выполнит определенную работу или достигнет иных результатов и будет признан в соответствии с условиями проведения конкурса его победителем. (статья 1057 Гражданского Кодекса РФ). При этом правила участия и иные существенные условия регламентируются организаторами, потребители оповещаются о них заранее.

Лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором, и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. Лотереи регламентируются отдельным федеральным законом (№ 138-ФЗ от 11.11.2003 г.) Магазины крайне редко используют эту форму, потому что все лотереи в Российской Федерации могут проводиться только по решению Правительства РФ.

Стимулирующая лотерея - в торговле наиболее популярна, особенно с 2014 года. Отдельного закона нет, регламентируется статьями закона о рекламе и налоговым законодательством. Риск отсутствует, гражданин добровольно выполняет заданные незамысловатые условия организатора, а победитель определяется случайным образом. Для участника важно помнить, что правила и порядок выдачи приза в этом случае определяет сам магазин, а налог на выигрыш составляет не 13 %, а 35 % от рыночной стоимости приза.

На сегодняшний день стимулирующая лотерея фактически приравнена к разновидности рекламной акции (кампании), на которую не распространяются положения Закона N 138-ФЗ. Проведение рекламных акций (кампаний) в виде стимулирующих лотерей является предметом нормативного правового регулирования Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».  То есть фактически розыгрыш в магазине может быть похож на классическую лотерею либо рекламироваться как конкурс,  однако де-юре проводится как стимулирующая лотерея.

Главной задачей стимулирующей лотереи является формирование интереса потенциальных покупателей к товарам (работам, услугам) организатора соответствующего мероприятия, а не извлечение прибыли. Поэтому розыгрыши очень часто проводят на безвозмездной основе, но потребителю не раскрывают все карты, потому что у победителя стимулирующей лотереи возникает обязанность самостоятельной уплаты налога на выигрыш.

Победил и остался должен

Организация (магазин, салон и прочие торговые точки) в конце года при сдаче отчетности уведомляет налоговый орган о том, что выдал приз «в натуре» и не имел возможности взыскать НДС с потребителя. При этом самому победителю магазин может и не говорить, что у него появилась обязанность подать декларацию и заплатить налог.

Именно поэтому следует взвесить за и против, прежде чем забрать свой приз. Возможно, что его стоимость завышена, либо, например, путевка на отдых как главный приз - дешевая, но условия некомфортные и невыгодные с учетом уплаты налога.

Чтобы понять, какую сумму придётся заплатить в виде налога, нужно из рыночной стоимости приза вычесть 4 000 рублей (эта сумма не облагается налогом) и вычислить от оставшейся суммы 35%.

Указывать свой доход от выигрыша нужно в декларации за год, следующий за годом выигрыша. Например, если приз был получен в 2018 году, то  указать его нужно в декларации, поданной до 30 апреля 2019 года, а оплатить – до 15 июля 2019.

Не платить нельзя, потому что доход получен, и налоговая служба об этом знает. Спустя год спорить с магазином о том, что он не раскрыл информацию - бессмысленно.

С ФНС можно поспорить о том, что потребитель не обязан сам подавать декларацию, если выиграл в стимулирующей лотерее, ссылаясь на письмо Министерства финансов РФ от 14.11.07 за номером 03-04-06-01/392 «Об исчислении НДФЛ с доходов от участия стимулирующей лотерее», в котором указано, что при участии в СЛ обязанности о самостоятельном декларировании дохода на выигрыш, установленной пп.5 п.1 ст.228 НК РФ, у гражданина не возникает.

Но на основании п.1 ст.119 НК РФ будет легальный штраф в размере 5% от неуплаченного налога в связи с неподанной декларацией. Штраф лимитирован: не меньше 1000 рублей, и не более суммы, равной 30 % от неуплаченного налога.

Поэтому основания розыгрыша и рыночную стоимость приза нужно выяснять заранее и не просто на словах, а документально. Цену приза, например, подтверждает первичный бухгалтерский документ: кассовый ордер, чек или иная официальная документация, где установлена стоимость приобретения приза для розыгрыша (договор и квитанция об оплате).

Однако есть два случая, когда налог победителю платить не придётся: если приз был выдан в денежном эквиваленте (тогда магазин обязан удержать сумму налога) и если стоимость приза меньше 4 тысяч рублей.

Кстати, для классической лотереи сумма налога рассчитывается по-другому: она равна 13 % вне зависимости от формы получения приза. В случае, если стоимость выигрыша превышает 15 тысяч рублей, оператор сам отчитывается перед налоговой и удерживает НДФЛ.

Кто поможет?

В ситуации, когда вы уже приняли участие и выиграли, но приз был заменен или не выдан, то за помощью можно обратиться в следующие инстанции:

  • Роспотребнадзор, где вам бесплатно составят письменное заявление в магазин для выяснения существенных условий розыгрыша;
  • В полицию следует обратиться, если вас принуждали участвовать, шантажировали после победы и/или в результате обмана вы понесли существенный ущерб;
  • Прокуратура, где можно инициировать проверку как по факту мошенничества, так и в целях защиты прав потребителей.

Но основной и самый действенный способ – это обращение в территориальное УФАС. Именно управление федеральной антимонопольной службы уполномочено проводить внеплановые проверки по заявлению граждан для установления факта нарушения законодательства о рекламе, которым регламентируется стимулирующая лотерея. Штраф для организации в случае признания рекламы недостоверной составляет от 100 тысяч рублей.

В заявлении (сообщении) о недостоверной рекламе следует изложить свою ситуацию и приложением оформить документы, подтверждающие факт незаконности розыгрыша. В качестве доказательств могут быть использованы аудио/видео записи, переписка с сотрудниками магазина и иные подтверждения, что магазин отказал в раскрытии существенных условий розыгрыша, не выдал приз в обещанный срок (если срок не был установлен, то приз должен был быть выдан в разумный срок) или заменил заявленный приз, не уведомив вас о такой перспективе в начале.

Контролирующий орган проведет проверку, которая длится 30 календарных дней с момента регистрации заявления. Заявление можно подать через сайт УФАС по форме, через электронную почту либо лично путем передачи в канцелярию.

В случае установления нарушений УФАС вынесет предписание и привлечет к ответственности организатора розыгрыша. И тогда шансы взыскать свой ущерб и моральную компенсацию возрастают, потому что в суде УФАС будет привлечено как третье лицо.

Кстати, в основу данной статьи легла реальная история автора, победителя розыгрыша, не получившего обещанный приз. И в настоящее время челябинское УФАС проводит проверку по факту недобросовестной рекламы магазина косметики о розыгрыше тура в Эмираты. Помните, что ваши права имеют границы, и бесплатный розыгрыш не является легким основанием для их нарушения.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах