Примерное время чтения: 10 минут
596

Спрос есть. Гендиректор сети книжных магазинов – о чтении и новых форматах

Михаил Иванцов.
Михаил Иванцов. Читай-город

Генеральный директор Объединенной розничной сети книжных магазинов «Читай-город  - Буквоед» Михаил Иванцов подвёл итоги 2019 года и рассказал, действительно ли в России падает интерес к чтению.

Читать и слушать – разные вещи

- Михаил Викторович, как вы считаете -  диджитализация издательского бизнеса в целом и развитие рынка электронных и аудиокниг составляют конкуренцию привычным книжным магазинам?

Михаил Иванцов: По аудиокнигам у меня отдельная точка зрения. Я впервые столкнулся с ними очень давно. Всероссийское общество слепых еще в советское время издавало аудиокниги. Но это совершенно другой продукт. Читать книгу и слушать ее – разные вещи.

Сегодня аудиокнига - это продукт, который расширяет рынок. Люди слушают аудиокниги, когда едут в машине или стоят в пробке, когда занимаются спортом. И если говорить, что мы конкурируем за время с другими источниками информации и развлечений, то в данной ситуации это время как раз прекрасно подходит для того, чтобы люди могли потреблять аудиокниги.

Издатели сейчас уделяют пристальное внимание качеству прочтения. Книга должна быть профессионально озвучена. Еще несколько лет назад в этом была большая проблема. Качество здесь играет ключевую роль. Людям прочитать серьезную классику порой сложнее, чем прослушать. Хорошая литература всегда хорошо звучит. Это своя музыка, ритм, это как поэзия, и ее надо читать вслух.

Удобство электронных книг в другом - они не занимают места, развиваются инструменты работы с текстом. В последнее время я и сам читаю много электронных книг. При этом мы наблюдаем некий мировой тренд - на продаже бумажных книг продажа этих носителей не сильно сказывается.

Развитие электронных книг не снижает спроса на бумажные.
Развитие электронных книг не снижает спроса на бумажные. Фото: Читай-город

- В мире они же сопоставимы по стоимости – электронные и бумажные книги? В России электронные книги существенно дешевле.

- На любом рынке ключевой вопрос – управление ценой. Это касается не только книг. О том, что происходит с ценой на нефть, мы с вами ежедневно читаем во всех СМИ. Если нефти много – одна история, если мало – то цены начинают расти. Цены на книги формируются не только рынком, но и общегосударственными вещами – наличием НДС, объемом рынка. Дальше важно, как вы формируете это ценообразование в отрасли, чтобы учесть интересы всех участников. В текущей ситуации в мире и у нас мы не видим серьёзного оттока от продаж бумажных книг. Чем больше у людей возможностей и вариантов, тем больше денег в итоге. И потребителю, и экономике важно наличие всех форматов.

Сегодня легкую, проходную литературу больше читают в электронном виде, а более серьезную качественную люди предпочитают иметь в двух вариантах. Детские книги и подарочные издания воспринимаются только в бумажном формате.

- Мы говорим о человеке, который читает во всех форматах, на всех носителях. Как его заинтересовать, какие онлайн и маркетинговые технологии вы используете, чтобы читателей электронной книги привести в книжный магазин?

- Классики маркетинга говорят нам о том, что изменить образ мыслей человека практически невозможно. Мы работаем со своей основной целевой аудиторией: это те люди, которые читают в целом, и читают бумажные книги. Мы максимально вовлекаем их в наши мероприятия, чтобы создать дополнительный интерес.

И, конечно, работаем в направлении детского и подросткового чтения. Создание привычек, связанных с книгой, на наш взгляд – это единственный ключевой для отрасли путь воспитания завтрашнего читателя.

Например, проект «ПОСЛЫ ЧТЕНИЯ» #ЮФ. Это совместный проект с холдингом «Эксмо–АСТ». Он создан с целью популяризации книг и чтения среди молодежи. Это проект поколения Z, которому, казалось бы, не нужно ничего, кроме социальных сетей, но мы хотим сказать им, что читать книги не просто полезно, а действительно классно. Идем на смелые коллаборации, привлекая артистов, блогеров, художников, способных говорить о литературе на современном языке.

В ноябре провели мероприятие в Санкт-Петербурге в рамках международного культурного форума - открытая лекция и концерт «РЭП как новая поэзия» на Новой сцене Александринского театра.

В декабре с видеоблогером Сыендуком запустили совместную акцию. Суть - новое лицо для старых книг. Сыендук создал новые обложки для классики в жанре советской научной фантастики («Час Быка», «Голова профессора Доуэля», «Пикник на обочине»). Специальные обложки - это оммаж (работа-подражание) к известным мультфильмам, играм и рекламе. Лимитированная коллекция разлетелась в нашем интернет-магазине за 1,5 часа. Было продано более 1000 книг. Результат говорит сам за себя.

Книжные магазины ищут новые форматы, чтобы привлекать читателей.
Книжные магазины ищут новые форматы, чтобы привлекать читателей. Фото: Читай-город

- Есть ли какая-то взаимосвязь между ростом спроса на книги и просто изменениями на каких-то других рынках?

- Мы достаточно давно провели исследования с корреляцией потребления книг в мире на разных рынках с другими какими-то явлениями. И обнаружили жёсткую корреляцию с индексами инфраструктуры, госуправления и образования в странах анализа. А образование, в свою очередь, связано с технологиями и наукой. Соответственно, чем больше в стране развиты высокие технологии, тем больше интерес к чтению и потреблению книг.

Спрос на книги тесно связан с уровнем образования и другими показателями жизни в стране.
Спрос на книги тесно связан с уровнем образования и другими показателями жизни в стране. Фото: Читай-город

- То есть масштабное развитие книжного рынка в России в ближайшее время не предвидится?

- Наши проблемы отображают проблемы страны. Если в стране будут недостаточно хорошо развиваться система образования и высокие технологии, то конечно, потребление книг в стране расти не будет. И наоборот. Это взаимосвязь прослеживается достаточно четко.

«Стремимся к 1000 магазинов»

- Поделитесь итогами работы за год. Какие прогнозы на будущее?

- Я думаю, все представляют, что у нас происходит на сегодняшний день в стране. И в нашем бизнесе мы получаем отражение. До сентября рост был очень хороший, по магазинам LTL 10-11%. Осенью ситуация изменилась – как будто бы перекрыли кран. Такое ощущение, что у покупателей кончились деньги. Поэтому, когда наши налоговые органы отчитываются, что они в очередной раз перевыполнили план по сбору налогов, то хочется, чтобы государство эти деньги все-таки более активно возвращало в экономику.

Исходя из классики экономики, того же марксизма, если деньги из экономики изъяты, но не пущены снова в дело, то дальше экономика будет работать хуже. Деньги необходимо тратить, иначе экономика не будет работать эффективно. Важно, чтобы эти проблемы решались. Иначе можно ожидать негативных последствий.

Год закончили нормально, так как до сентября мы работали с некоторым превышением плана. На следующий год у нас уже много подписанных проектов. Сейчас действительно начали активно строить торговые центры, чувствуется приток инвестиций в торговую недвижимость. И это совершенно правильно.

Планы на следующий год примерно такие же, как и на этот, исходя из ситуации в стране. Мы видим, что роста экономики почти нет. На этом фоне показывать рост среднего чека, рост по магазинам LTL выше инфляции довольно сложно. Книжный рынок – относительно небольшой.

В этом году мы расширили географию нашего присутствия на 10 городов. Сейчас книжные магазины ОРС представлены более чем в 210 городах России.

В перспективе, открывая по 60 магазинов в год, планируем выйти на 1000 книжных магазинов в стране. У нас сейчас 632 магазина, но видим по локациям, что потенциал в 1000 магазинов точно есть.

Сейчас магазины сети можно найти в 210 городах России.
Сейчас магазины сети можно найти в 210 городах России. Фото: Читай-город

- А что с развитием интернет-магазина?

- Наш интернет-магазин растет приличными темпами в районе 50%. И мы надеемся этот темп сохранить в ближайшие годы. В ноябре 2019 года мы запустили свое мобильное приложение. Пока, правда, для Аpple-девайсов, в ближайшее время запустим Аndroid. Мы долго работали над этой задачей, так как ставим во главу угла качество коммуникации, качество отношений с потребителем и качество контента. Люди давно ждали запуска приложения, сейчас активно его скачивают. Оттуда уже идет существенный поток заказов.

Сейчас доля продаж через интернет-канал в общем объеме чуть меньше 20%. Задача на ближайшие годы увеличить продажи примерно втрое. Мы анализируем мировые тренды и считаем, что это реально.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах