aif.ru counter
13.05.2011 16:33
Елена ПУГАЧЁВА
45

«Скорая» дважды в день: Службу «03» превратили в социальную приёмную

В Челябинске около 40% вызовов «скорой» связаны с ситуациями, когда человеку необходима какая угодно, но только не срочная медицинская помощь.

Когда не нужно вызывать «скорую» и почему помочь бесплатно обязаны в любом медучреждении, даже в частной клинике - об этом разговор с Еленой Ершовой, главным врачом городской станции скорой помощи.

- Вы говорите, можно вызвать участкового врача на дом вместо «скорой». Но как определить, к примеру, что делать, если жутко болит голова - выпить таблетку и ждать врача или всё-таки звонить в службу?

- Состояния, которые требуют срочного медицинского вмешательства, записаны в законе «Об охране здоровья граждан». Но если своими словами, то в «скорую» нужно звонить при резкой боли в сердце, животе, если пошла кровь из носа и не останавливается, при травмах, поражениях электротоком, при утоплении и других подобных ситуациях.

Но есть хронические заболевания, к примеру, гипертония или ишемическая болезнь сердца, стенокардия, аритмия. В этих случаях нужно принять лекарства, которые назначил врач. Хронический больной должен знать, какие таблетки пить при обострении, и иметь их при себе в дороге, в саду, в гостях. «Скорую помощь» нужно вызывать, если впервые жутко заболела голова, сердце или случилась задержка мочи.

А поговорить?

- Кто чаще других вызывает «скорую» - одинокие старики?

- Не сказала бы. Разные люди, но самые частые пациенты - после 50 лет. Ведь к этому возрасту накапливаются всевозможные болячки. Да и молодых хватает. Обычно это те, кто на работе не берёт больничный, поскольку боится увольнения.

Да, приезжаем и к хроническим больным, одиноким старикам, для которых вызов «скорой» - возможность пообщаться.

Все звонки в службу фиксирует компьютер. Все, кто вызывает «скорую» чаще 3 раз в месяц и с теми же жалобами, попадают в особую базу данных. Бывает, люди звонят и по 60 раз в месяц. Стабильно дважды в день им требуется неотложка, которую они, видимо, считают такой придворной службой.

Есть ещё одна категория пациентов - имеющие дома тонометры. Бытовые приборы часто дают погрешность, и люди вызывают бригаду, чтобы, только вдумайтесь, перепроверить показания тонометра!

Часто по телефону «скорой» пытаются узнать, в какую больницу обратиться, график работы поликлиник. Бывает, спрашивают, который час. Вы, говорят, точно трубку возьмёте. К слову, количество вызовов вырастает после масштабных катастроф и терактов, о которых сообщают в новостях. Людьми в эти моменты движет чувство незащищенности.

На станцию поступает 3 тысячи звонков в сутки. Из них тысяча - реальных вызовов. На миллионный город при этом работают только 6 операторов. У нас нет единой городской медицинской службы, и звонки с телефона «03» никуда не переводятся.

- Вам приходится работать за социальные службы?

- Да, это так. Конечно, не всегда люди виноваты в том, что они не знают, куда еще позвонить. Вот сидит в подъезде бомж, и жители вызывают «скорую», чтобы его убрать. Приедет ли милиция - неизвестно, вытрезвители - те вообще почти ликвидировали.

Немногие задумаются о том, что вызов бригады обходится бюджету в 1710 рублей плюс 15% «уральских». Я понимаю, что далеко не всем интересна эта цифра. Но тогда нужно понимать, что из-за «пустых» звонков другой человек, которому на самом деле нужен врач, может умереть.

Об этом мы, кстати, говорим в школе неотложной помощи, которую я и мои коллеги ведем в народном университете для пенсионеров. Объясняем, как помочь себе в саду, в дороге, в лесу. Учим, как справляться с реакцией горя, чтобы предотвратить последствия стресса, как вести себя на массовых мероприятиях, и обязательно - как проводить сердечно-лёгочную реанимацию.

- Может, если «скорая» будет платной, пустые звонки сократятся?

- Челябинск из российских мегаполисов чуть ли не единственный, где пока нет платной «скорой». Знаю, что за рубежом неотложку вызывают не так часто. Потому что дорого. В нашей стране платная «скорая» - довольно спорный вопрос. Сравните: в Европе сумма медицинской страховки зависит от многих факторов - курил ли человек, правильно ли он питался, вовремя ли обращался к врачу. Есть в этом здравый смысл. У нас же здоровый образ жизни и возможность качественного лечения никак не связаны. Можно всю жизнь пить водку, курить и не ходить к стоматологу, а потом потребовать: лечите!

Неотложка - в ближайшей больнице

- Правда ли, что первую помощь обязаны оказать в любом медучреждении, даже платном медицинском центре?

- Да, это прописано в законе об охране здоровья граждан. Вас должны принять в любом медицинском учреждении независимо от формы собственности, территориальной и ведомственной подчинённости. Даже в маленьком гинекологическом и стоматологическом кабинете. Если случился перелом, кровотечение, поднялось давление или заболело сердце, обращайтесь в ближайшую больницу или частную клинику. Все медработники должны уметь оказывать первую медицинскую помощь.

- Сомневаюсь, что коммерческая клиника станет помогать бесплатно…

- Если откажут, жалуйтесь в Минздрав, именно там медцентры получают лицензии. Если не примут в поликлинике или больнице, обращайтесь в ФОМС. Непониманием или нежеланием знать закон грешат не только частные клиники. Вот был случай в областном перинатальном центре. Водитель больничной машины умер через несколько часов после утреннего предрейсового медосмотра. Оказывается, когда мужчине стало плохо, и он захрипел, никто из врачей и медсестёр не стал оказывать ему первую помощь, все ждали «скорую». Бригаде не удалось его спасти, первые минуты были упущены.

Другой случай - в крупной негосударственной больнице, расположенной в районе ж/д вокзала. Неподалеку от больничной территории произошла дорожная авария, в которой пострадал ребёнок 8 лет. Отец решил не дожидаться «скорую» и отнёс ребёнка на руках в приёмное отделение. Знаете, что ему там ответили? «Я гонял и гонять буду всех, кто везёт сюда детей. У нас нет лицензии на оказание травматологической помощи детям», - это слова врача. Никакого отношения первая помощь к лицензии не имеет, и врачи обязаны были помочь.

Ещё пример - несколько лет назад дворник областной больницы подметал территорию и сделал замечание парню, который бросил мусор на тротуар. Молодой человек, недолго думая, вдавил уборщице окурок в глаз. С ожогом роговицы она бежит в больничный корпус. А там ей предлагают выйти на крыльцо и вызвать «скорую». В глазном отделении в помощи тоже отказали.

- Почему врачей не наказывают за подобные действия?

- В первом случае мы предложили передать дело в прокуратуру. В ситуации с травмированным ребёнком разобрался главный врач клиники. Думаю, там, как и в областной больнице, такого больше не повторится. Всё ведь зависит от руководства медучреждения, как главврач на это отреагирует. В любом случае никогда не замалчивайте подобные происшествия, сообщайте в ФОМС, управление здравоохранения.

Важно

В Челябинске работают 5 отделений неотложной помощи детям. Врачи неотложки, так же как и «скорой», приедут в любое время суток.

Курчатовский район: 794-09-17, 794-09-18.

Калининский и Тракторозаводской районы: 772-13-22, 772-12-47.

Ленинский район: 256-95-09.

Советский и Центральный районы: 269-00-97, 8-904-307-43-95.

Металлургический район: 722-49-19, 722-78-71.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество