Примерное время чтения: 5 минут
319

Запахло химией. Челябинск попал в рейтинг городов по риску развития рака

Фото Александра Фирсова / АиФ

В восьми городах России в 2020 году Роспотребнадзор зафиксировал неприемлемый канцерогенный риск (выше 1×10–4): в Нижнем Тагиле, Челябинске, Магнитогорске, Медногорске, Красноярске, Чите, Омске и Липецке. Между тем, по уверениям чиновников, для улучшения экологической ситуации сделано немало.

Ничего удивительного?

Доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2020 году» составили специалисты Роспотребнадзора.

«При этом канцерогенные риски (вероятность развития злокачественных новообразований на протяжении всей жизни человека, обусловленная воздействием потенциального канцерогена. – Ред.) рассматриваются как недооценённые. По данным расчётов рассеивания, концентрации канцерогенных примесей были в ряде случаев ниже инструментально измеряемых», – цитирует новостное агентство доклад Роспотребнадзора.

По мнению челябинского экоактивиста Андрея Костенко, попадание Челябинска и Магнитогорска в этот список городов было ожидаемым. «Алексей Текслер доложил Владимиру Путину о снижении выбросов на 20%. Мы на заседании общественной палаты спросили об этом заместителя министра экологии Челябинской области Яну Куприкову, – рассказал Костенко. – Выяснилось, что это не достигнутый, а лишь желаемый к 2024 году результат».

Между тем, по данным Росприроднадзора, в 2020 году объем выбросов загрязняющих веществ (предприятия и транспорт) в Челябинске сократился на 8,9 % по сравнению с 2019 годом. В Магнитогорске объем выбросов загрязняющих веществ (предприятия) сократился на 6,9 % по сравнению с 2019 годом.

При этом по данным Челябинского ЦГМС уровень загрязнения атмосферного воздуха в Челябинске с 2018 года стал соответствовать градации «повышенный», в то время как в 2017 году соответствовал градации «высокий». Для Магнитогорска в 2020 году уровень загрязнения атмосферного воздуха соответствовало градации «повышенный». Все предыдущие годы наблюдений до 2019 года в Магнитогорске уровень соответствовал градации «очень высокий», в 2019 году - «высокий».

«С 2020 года на территории Челябинска и Магнитогорска реализуется эксперимент по квотированию выбросов. В рамках данного проекта проведены сводные расчеты загрязнения атмосферы и выполнена оценка риска для здоровья населения, сформирован и утвержден перечень квотируемых объектов и утвержден перечень компенсационных мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха. Одно из таких мероприятий - повышение экологической эффективности общественного транспорта. Оно происходит за счет перевода транспорта на экологичные виды топлива, обновления подвижного состава и контактной сети электротранспорта, модернизации дорожной инфраструктуры. За 2019-2020 годы для Челябинска приобретено 102 автобуса большого класса, работающих на сжиженном и компримированном природном газе. Всего в рамках федерального проекта запланировано приобретение 252 автобусов. Для Магнитогорска за аналогичный период приобретено 24 и проведен капитально-восстановительный ремонт 15 трамвайных вагонов. В 2021 году из средств федерального бюджета бюджету Челябинской области выделено 2,3 млрд. рублей на приобретение 150 газомоторных автобусов для Челябинска и 10 трамвайных вагона для Магнитогорска», - сообщили в министерстве экологии Челябинской области на запрос корреспондента АиФ-Челябинск.

Предъявите документы

В 2019 году между правительством Челябинской области, министерством природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и крупнейшими заводами Челябинской области был подписан документ, нацеленный на улучшение экологической ситуации. Одна из проблемных тем – непрерывный экологический мониторинг. Есть сайт единой диспетчерской службы экологического мониторинга. Но замеры производятся со стационарных постов, а не непосредственно с источников выбросов, то есть заводских труб.

«Промышленники говорят экоактивистам: «Есть соглашения, которые мы выполняем». Но тексты этих соглашений никто не видел, хотя запрашивали неоднократно, – говорит специалист, сведущий в системах мониторинга за состоянием воздуха, не пожелавший называть свою фамилию. – Якобы это коммерческая тайна. Не так давно проходило заседание Торгово-промышленной палаты. Выступал директор одного из заводов, обещал снизить выбросы на четверть. Мы его спросили: «Как же вы будете считать, если нет счётчика?» А он отвечает: «Зачем мне счётчик? Всё можно посчитать на калькуляторе». Но этот доклад всё расставляет на свои места».

Не только выбросы?

Заместитель главного врача челябинского областного онкоцентра Алексей Привалов так прокомментировал сообщение о докладе Роспотребнадзора: «Согласно данным ВОЗ, доказанным фактором риска возникновения рака лёгкого является не загрязнение воздуха, а курение. Оно же влияет на рак желудка и прямой кишки. Табачный дым вызывает поломки в генах, растворяется в слюне и проникает в пищеварительный тракт. Эти механизмы имеют более чёткую причинно-следственную связь, чем загрязнение окружающей среды. Последнее провоцирует профессиональные заболевания – силикозы и пневмоканиозы. Вот здесь связь прямая.

Чтобы защитить себя, нужно фильтровать воздух. Воду мы все привыкли пить из кулера, а не из лужи. Так давайте этот подход экстраполируем на вдыхаемый воздух и установим системы очистки воздуха в квартиры и офисы. Есть разные системы, начиная от приточно-вытяжной вентиляции и заканчивая напольными фильтрами, фильтрами-увлажнителями.

Помните, что воздух может быть токсичным не только вблизи заводов. Продукты износа асфальта – те же канцерогены. Свою лепту добавляют продукты износа тормозных колодок и сцеплений автомобиля».

«Канцерогенные риски – удел не только Челябинска, Магнитогорска и других городов, вошедших в список Роспотребнадзора. Любой крупный город России и мира имеет такую же картинку, с немного отличающимися спектрами веществ, - говорит и. о. ректора ЮУГМУ, главный радиолог и онколог Минздрава РФ по УрФО, академик РАН Андрей Важенин. - Это неприятный момент, но, к сожалению, нет какой-то одной проблемы, устранив которую, мы избавимся от риска заболеть раком. Если говорить о неприемлемых канцерогенных рисках, надо учитывать и качество воды, и качество продуктов, которые мы едим. Ведь с появлением промышленного животноводства мы потребляем прежде всего свинину и птичье мясо, насыщенное гормонами и антибиотиками, что ничуть не легче по воздействию на организм, чем воздействие загрязнённого воздуха. Я уже не говорю про табак, алкоголь и содержание удобрений в почве. Увы, канцерогенные риски – это плата за цивилизованность. Чтобы их полностью избежать, придётся отказаться не только от автомобилей и промышленности, жизни в больших городах и прочего – нужно и от термических способов обработки мяса отказаться тоже.

Первичная профилактика рака проблематична. Единственный путь противостояния – профилактические осмотры, смотровые кабинеты и контроль за состоянием своего здоровья для раннего выявления заболевания».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах