Примерное время чтения: 7 минут
1015

Молоко да не то! Для пищевой продукции придумали аналог «Платона»

Чтобы отследить путь молока от коровы до прилавка, разработали информационную систему «Меркурий».
Чтобы отследить путь молока от коровы до прилавка, разработали информационную систему «Меркурий». pixabay.com

Раньше любой продукт, молочный, колбасный или любой другой, подлежал обязательной сертификации. Сегодня сертификация носит добровольно-заявительный характер. 

«То есть придумал бизнесмен продукт, назвал его какой-нибудь «Ясной радостью», написал ТУ, сделал сертификат соответствия и повёз продавать на рынок, - комментирует руководитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области Сергей Наумов. - С 2010 года Россельхознадзор говорит о том, что вся животноводческая продукция должна подлежать обязательной сертификации. Около 80% челябинских мясопереработчиков сертифицируют свой продукт, расшифровывают состав. С 1 января 2018 года это обязаны будут делать и все молокопереработчики. Пока они яростно этому сопротивляются. А противится тот, кому есть что скрывать».

Молоко оцифруют

Чтобы отследить путь молока от коровы до прилавка, разработали информационную систему «Меркурий». (Она отслеживает поднадзорные госветнадзору грузы, транзакции и пути перемещения по территории Таможенного Союза – Ред.). Под новые правила попадёт не только молоко, но и мясо, рыба, копчености, яйца и даже охотничьи трофеи. Цель – борьба с контрафактом, «левыми» поставками. Если говорить конкретно о молоке, то каждой партии будет присвоен собственный штрихкод, по нему потребитель получит возможность считать ветеринарную информацию с упаковки. Сделать это можно будет прямо в магазине с помощью мобильного телефона со специальным приложением. В системе должны будут зарегистрироваться и фермеры, кафе, больницы, школы и магазины – все, кто имеет отношение к обороту продукции животноводства. По сути «Меркурий» – это аналог «Платона» для дальнобойщиков и ЕГАИС для торгующих алкоголем.

«Сегодня коров стало меньше и молока меньше, а молочных продуктов больше, - рассуждает Наумов. – Но ведь сказок не бывает! Если молочный комбинат получил 100 тонн молока, то он никак не может выпустить больше продукции. Так что «Меркурий» – наша надежда». 

Есть ещё некоторые надежды и на специальную Комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, которая работает в нашей области с недавних пор.

«За полтора года работы мы выяснили, что незаконный оборот чаще всего мы регистрируем в сфере металлургического производства, производства строительных материалов, промышленного оборудования, бытовой химии, - поделился информацией член Комиссии, консультант отдела обеспечения деятельности отдельных коллегиальных органов Министерства общественной безопасности Челябинской области Андрей Созыкин. - Только после этого идёт пищевая продукция». 

В прошлом году на сайте федерального Россельхознадзора опубликовали список честных молокопроизводителей. К слову, от Челябинской области в этом списке пока только один производитель - Магнитогорский молочный комбинат. 

Идите и проверяйте!

В 2016 году специалисты областного Роспотребнадзора проверили 863 субъекта, которые производят и реализуют молочную продукцию. Половина походов ревизоров заканчивались строгими вердиктами: были нарушения. Производители принимали сырьё молока без сопроводительных документов и, естественно, оно не соответствовало нормативным требованиям. А предприятия, которые реализуют молоко и молочные продукты, продавали продукцию с истёкшим сроком годности, непромаркированную или с указанием несоответствующего состава на этикетке. Нередко нарушались и условия хранения. Между тем, всё это основания для возврата денег по продуктам!

«В 2016 году мы исследовали более 5 тыс. проб молока и молочной продукции, - говорит замначальника отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Наталья Денисова. - Из них 179 проб выдали нестандарт по микробиологическим показателям. В прошлых годах этот показатель был на том же уровне – от 5 до 7%. По санитарно-химическим показателям исследовано 1112 проб молока и молочной продукции, нестандартных не было. По физико-химическим показателям исследовали 1442 пробы, не соответствовали требованиям 144». 

А вот у регионального Россельхознадзора цифры иные: за прошлый год из всех проб, которые отбирали специалисты ведомства, выявлено 12-15% фальсификата. 

«На самом деле 5-7% и 12-15% это не показатели по фальсифицированной молочной продукции, а показатели эффективности работы надзорных органов, - уверен исполнительный директор Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции (г.Москва) Александр Бражко. – Уверен, что фальсификата гораздо больше, процентов 70-80%. Проблема в том, что ревизоры  работают только если получат заявление! Ни одна плановая проверка фальсификат не выявит. Потому что на пробы возьмут «честную» продукцию. Я обращался в контрольно-надзорные органы Московской области с предложением организовать проверку молока и молочной продукции, мне ответили: «Дай нам справку!» Спрашиваю: «Какую?» - «Как какую? Справку о смерти! (имеется в виду, что я или другой потребитель должны умереть от отравления – Ред.) Мы сразу выйдем!». То есть сегодня в нашей стране потребитель должен сам защищать свои права?!»

«Мы часто получаем от южноуральцев такие обращения в две строчки «Идите, проверяйте!» и адрес магазина, - призналась замначальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Татьяна Пашевина. – Но такое обращение не может быть основанием для внеплановой проверки. Основания: угроза, причинение вреда или жалоба потребителя».

«Фальсификат в пищевой отрасли сродни терроризму, - говорит Бражко. - От «фальшивых» товаров страдает кошелек потребителя, честный бизнес и всё общество: налоговая база, формируемая «честной» продукцией, сокращается. Масло, сыр и творог  вообще надо запретить продавать на вес: его сделали в непонятно какой деревне от непонятно какой коровы, а представляют на прилавке как, допустим, продукт Чебаркульского молзавода. Рынок нужно «чистить». Когда мы это сделаем, нужно, чтобы на освободившееся место зашла честная региональная продукция. И именно тех предприятий, которые подключились к «Меркурию».

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Анатолий Шундеев, директор СПК «Коелгинское»:

«Чтобы продвинуть местный натурпродукт надо его как минимум иметь. Если мы молока не производим, что нам продвигать? По официальной информации, в стране ежегодно производится около 30 млн тонн молока. Местные чиновники рапортуют о том, что мы впереди планеты всей по мясу птицы и по свинине, и что в Челябинской области перепроизводство молока. Но это, конечно, не так. Качественного натурпродукта у нас нет. Почему на рынке присутствует фальсификат? Потому что это очень выгодно с экономической точки зрения: фальсификат стоит намного дешевле, чем натурпродукт. Молочный жир – самый дорогой жир. И его не хватает. 

Уровень доходов населения итак невысокий. И сегодня он резко снижается. Это значит, что фальсификата будут покупать ещё больше. «Меркурий» - это наша надежда. Ведь самое опасное, когда крупные заводы подменяют натурпродукт фальсификатом». 

Комментарий  ЭКСПЕРТА

Виктор Тихонов, директор ФГБУ «Челябинская МВЛ» (межобластная ветеринарная лаборатория):

«Я бы постеснялся всё подряд называть фальсификацией. Фальсификация – это подмена одного продукта другим. Если мы говорим о нарушении составления рецептур при производстве и введении потребителя в заблуждение, то это уже нарушение технических регламентов Таможенного союза, СанПинов и ГОСТов. Это другое административное понятие! 

Нельзя обвинять государство в том, что оно не работает! Контрольно-надзорные органы работают! Но на основании нормативно-правовых актов. Выделяются огромные деньги на оснащение лабораторий надзорных ведомств. Мы стараемся обезопасить граждан! Ритейлеры не шумят, чтобы не спугнуть покупателя, но они уже готовы к внедрению системы «Меркурий». Не готовы производители. Потому что, подменяя продукт дорогой на более дешёвый, они скоро не смогут его продать по цене более дорогого». 

Как пожаловаться на некачественную продукцию

1.    В жалобе следует указать, где купил и что купил. Чеки прикладывать не обязательно: не все магазины их выдают, особенно маленькие. 

2.    Жалоба потребителя должна содержать конкретную претензию. 

3.    Жалобу пишем в Роспотребнадзор и полицию. 

4.    По нашему заявлению в течение трёх-пяти дней в зависимости от регламента эти два органа обязаны выйти в магазин, отобрать пробы продукции и отправить её на испытания. 

5.    Как только будет протокол лабораторных испытаний с заключением «фальсификат», продукция из категории подозрительной перейдёт в категорию незаконной. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах