Начинайте с лепета
Дочке 2,3 года, а она не говорит. Прописывали даже уколы, результатов нет. Какие меры нам ещё принять? Или обеспокоиться потом, когда исполнится три года?
Д. Сиваков, Озёрск
- У вашей дочки - задержка речевого развития (ЗРР). Все медицинские препараты, которыми лечили вашу девочку, применяются в практике лечения этого речевого нарушения, но их воздействие проявляется не сразу. Продолжайте чтение книг, знакомство ребёнка с окружающим миром и присоедините работу по активизации речевой деятельности. Не пренебрегайте введением в активный словарь ребёнка лепетных слов типа «бух», «бах», «боба», «тютю», «кака», «бяка», «ням-ням», а также предложений с этими словами: «Ав-ав бух», «Боба ав-ав», «Мяу ням-ням», «Мяу бух», подтверждая их правильными предложениями: «Да, собачка упала, больно собачке». «Да, кошечка кушает. Что она кушает? Суп». Активизируйте звукоподражания: как лает собака, мяукает кошка, мычит корова, блеет овца и т. д. и, конечно же, консультируйтесь у логопеда детского сада.
Внуку 3,5 года, он плохо разговаривает. В садике с ним дважды в неделю занимается логопед, но пока безрезультатно.
Любовь Васильевна
- Вероятней всего, у вашего внука была задержка речевого развития и то, что мальчик говорит непонятно, - последствие этой задержки. В настоящее время ребёнок начал заниматься с логопедом. Не ждите быстрых результатов, вы нетерпеливы. Я бы советовала маме встретиться с логопедом не с целью проверки занятий, а с целью налаживания совместной работы логопеда и родителей. Такое сотрудничество - залог исправления речевого нарушения.
Уж читать-писать невтерпёж?
Звонит мама двухлетней девочки. Скажите, с какого возраста рекомендуется учить ребёнка читать и писать?
Екатерина, Вишнёвогорск
- Ребёнка учить читать и писать рекомендуется с 5-6 лет. Но в платных учебных центрах города могут на-учить читать и писать с любого возраста.
В данном случае всё зависит от желания родителей и самого ребёнка. При отсутствии желания у ребёнка учиться читать и писать - неволить его не стоит, можно отбить у него желание к процессу обучения вообще.
- И ещё вопрос. Сегодня модно учить иностранным языкам уже с младенческого возраста. А насколько это дело нужное?
- На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Если ребёнок произносит правильно все звуки речи, плюс желание родителей и ребёнка - то запретов для обучения ребёнка иностранному языку нет.
О вреде сюсюканья
Мама постоянно сюсюкает с моим сыном, постоянно говорит «ты мой халёсий», «вот тебе масынка» и т. п. Скажите, а в будущем это может навредить развитию речи малыша?
Альбина, Копейск
- Конечно, ребёнок будет подражать вашей маме и говорить так же. Попросите маму разговаривать с малышом, как со взрослым человеком, не коверкая слова.
О неправильном ударении
Сыну четыре года, он неправильно ставит ударения в некоторых словах. Например, он говорит «поняла» и «взяла» с ударением на первый слог. Как с этим бороться?
А. Дунаева, Карталы
- Вы должны прислушаться, кто в вашем окружении, в окружении малыша говорит точно так же. Малыш всего лишь кому-то подражает - бабушке, дедушке, воспитателю или няне в детском саду, человеку, с которым он проводит достаточно много времени. Сам он этого придумать не мог.
- А ещё он путает «вчера», «сегодня» и «завтра». Может сказать: «Я завтра играл с Димой».
- Тут вы уже должны объяснить ребёнку, что к чему, это не речевые проблемы.
О подъязычной уздечке
Ещё в роддоме логопед сказал, что у сына короткая уздечка под языком. Заявил, что из-за этого ребёнок позже заговорит, предложил её надрезать. Я отказалась. Но через четыре года всё-таки пришлось надрезать. Сегодня сыну шесть лет, а он всё равно плохо говорит.
Виктория, Копейск
- Короткая подъязычная уздечка является причиной нарушения звукопроизношения, и надсекать её надо. Первое необходимое надсечение делают до трёх месяцев. В дальнейшем её надсекают в более позднем возрасте после занятия с логопедом.
Существует комплекс упражнений на растягивание короткой уздечки. Например, предложите ребенку дотягиваться языком до подбородка, до кончика носа и облизать блюдце. Затем делайте упражнения в следующем порядке: открой рот, кончиком языка потянись к носу, теперь к подбородку, потом опять к носу и затем опять к подбородку.
Следующее упражнение такое: малыш слегка приоткрывает рот, а языком двигает по верхней губе из стороны в сторону. Его нижняя челюсть при этом неподвижна. Упражнений для растягивания уздечки можно придумать множество, но только регулярно выполняя их и постепенно увеличивая количество упражнений, можно добиться нужного результата.