Выбирая продукты в магазине, многие обращают внимание на состав, указанный на упаковке. Однако не всегда получается быстро разобраться, что обозначают те или иные названия – полезные или потенциально небезопасные добавки скрываются под ними? На помощь может прийти разработка Никиты Афанасьева из Магнитогорска.

|
По словам юного разработчика, приложение сейчас находится на стадии прототипа – нужно доделать интерфейс, исправить баги (ошибки), а затем можно и выпускать в широкий доступ. Приложение разработано с расчётом на то, что распознавание и проверка будут происходить локально, на телефоне пользователя, так что никаких дополнительных серверов не потребуется.
Интересно, что до 10 класса Никита Афанасьев научной деятельностью не занимался, ограничиваясь участием в обязательных проектах внутри лицея. |
Возможно, в недалёком будущем для каждого из нас станет привычным во время посещения магазина пользоваться приложением, которое создал магнитогорский школьник.
Есть легенда, что Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, когда на него упало яблоко. Поводами для научных исследований и изобретений школьницы из Снежинска Дарьи Бабушкиной тоже послужили самые обычные вещи и явления: встреченный на прогулке ручеёк, купленный в лавке сувенир, прочитанная книга или случайно увиденное за завтраком утреннее телешоу. Идея обрастает формулами, графиками, экспериментами и устройством, изготовленным в садовой мастерской.


К своим 15 годам Дарья Бабушкина - лауреат множества конференций и научных форумов российского и международного уровня, таких как «Спутник», «Большие вызовы», «Балтийский инженерный конкурс».
Это устройство в скором времени может стать неотъемлемой частью жизни не только Челябинска, но и любого крупного города. Ученик лицея №95, воспитанник «Курчатов центра» Леонид Гилёв создал датчик наполненности контейнеров для сбора твёрдых коммунальных отходов. Если установить такие датчики на мусорных баках, можно сократить путь, проходимый мусоровозом, на 40%.



|
Готовка - лишь одно из увлечений. Последние два года Леонид полюбил рисование пером в японском стиле и старается находить время на это хобби. На фотосессию он пришёл с рисунком, который выполняется хной.
«Это косплей персонажа Дракена из аниме «Токийские мстители». Мама развела хну, а брат нарисовал эскиз, - объясняет наш собеседник. - Через месяц рисунок сотрётся. Время, проведённое с семьёй - самое замечательное время. Мы делаем что-нибудь вместе и получаем от этого удовольствие». |
Анастасия Звягинцева ещё учится в школе, а её изобретение уже хорошо известно в профессиональной среде. В прошлом месяце с Настиным проектом «Кисть» ознакомились врачи нескольких больниц. Они пришли к выводу, что при условии доработки со стороны медиков и специалистов завода-производителя изобретение может быть запущено в широкое производство.



В том, что экзокисть будет востребована, Настя не сомневается. Примечательно, что под новостью об изобретении, облетевшей челябинские паблики в соцсети, стали появляться комментарии от родственников и друзей южноуральцев, перенёсших инсульт. Люди интересуются, где достать экзокисть.
Ученик 11 класса челябинского физико-математического лицея №31 Герард Исмагилов разработал автопилот для подводного комплекса «Посейдон», который обеспечивает функционирование нефтепроводов, пролегающих на дне морей и океанов. Эту разработку уже оценили на Всероссийском конкурсе научно-технических проектов «Большие вызовы» в направлении «Освоение Арктики и Мирового океана».

Хотя работа над проектом довольно напряжённая, Герарду Исмагилову удаётся уделять внимание и другому своему увлечению – спортивной гимнастике. Он уже кандидат в мастера спорта, а сейчас хочет добиться звания мастера.
«Когда учился в другой школе, постоянно ездил на соревнования, - рассказывает Герард. – Потом это стало сложнее. Но спорт я бросать не собираюсь. Когда тело мучаешь, становится легче – голову разгружаешь».
Увлекается Герард также IT и мечтает запустить свой стартап, где можно приложить полученные знания и опыт в разных сферах.
Не исключено, что стартап будет связан с беспилотными аппаратами для работы под водой. А возможно, это будут другие разработки. Правда, пока нужно продолжать учиться. Герард Исмагилов планирует поступить в Московский физико-технический институт, а возможно и в зарубежный вуз - университет Стэнфорд или Калифорнийский университет в Беркли.
Раньше считалось правильным, когда ребёнок увлечён каким-то одним видом научной деятельности. Из года в год на протяжении всего старшего звена школы ученик делал исследования по смежным темам с одним и тем же научным руководителем. Это позволяло достичь высокого качества научных работ, но не давало главного: навыков коммуникации с разными людьми и быстрого внедрения в разные области человеческого знания в зависимости от требований времени или рынка.
У сегодняшних школьников интересы всесторонние.
Мария Каракулева из Озерска начала с археологии, сделав исследовательский срез древних артефактов, найденных близ города. Потом была работа о свойствах хлореллы с другим научным руководителем. Сейчас девушка реализует проект на стыке экологии и психологии.
|
«Среди жителей Озерска есть те, кто считает, что на территории, которую сейчас занимает город, раньше ничего не было. Но это совершенно не так, эти места были заселены людьми с древнейших времен», - объясняет наша собеседница.
Археологам удалось найти различные предметы и образцы керамики разных эпох и культур. Задачей Марии и её научного руководителя было определить, в какое время и какой народ сделал эту посуду. «Образцов орнаментов нашли очень много, у каждой культуры был свой тип рисунка. В некоторых случаях один сосуд мог содержать орнаменты двух народов - осёдлого и кочевого. Например, кресты в сочетании с тройными точками. Это связано с тем, что девушка, изготовившая горшок, вышла замуж за представителя другого сообщества. Вот так по черепкам можно восстанавливать судьбы древних людей», - рассуждает Мария. |

|
Следующий проект Марии, возможно, будет связан с воспитанием экологического поведения в раннем возрасте. Девушка говорит, что одним из её будущих высших образований обязательно будет психология.
«Мне нравится, что Маша осознанно и выверенно всё делает. Я ей объясняю, что вся жизнь впереди. Можно выучиться на одну специальность, а потом работать в совершенно иной сфере и получить второе и даже третье высшее образование», - говорит Анна Каракулева. |
В завершение нашей беседы Маша дала очень ценный совет:
«Не слушайте тех, кто отговаривает вас заниматься любимым делом. Всегда найдутся люди, которые будут говорить, что ты делаешь что-то не так. Важно самим разобраться в том, что нравится именно вам. Идти к своей цели и не думать, как отреагируют на это другие».
Ученик челябинского лицея № 31 Илья Котовский создал портативный электрогенератор, чтобы заряжать мобильный телефон от альтернативных источников энергии. Идея родилась во время похода, когда все гаджеты и пауэрбанки разрядились.
«Какие источники могут преобразовывать энергию на природе, вдали от города?» - задался вопросом Илья. – Ветер и вода. Значит, нужно создать такое устройство, которое бы заряжало телефон от силы ветра и скорости воды! И главное - небольшое, чтобы можно положить в сумку и взять с собой в поход или экспедицию».

Илья решил, что будет экономистом, видит себя топ-менеджером или финансовым менеджером в крупной компании. Отец нашего героя в своё время получил экономическое образование. Правда, старший брат выбрал другое направление, он учится в УрФУ на инженера.
«Когда Миша приезжает, мы всё время проводим вместе, играем в видеоигры, в футбол, - делится Илья. – Мы с ним большие друзья! И с младшим братом Максимом тоже, он учится в пятом классе, тоже отличник, как я когда-то, с будущей профессией пока не определился».
Уже в детском саду челябинец Вячеслав Кочергин начал изучать азы программирования. Сейчас он заканчивает учёбу в 11-м классе и работает над системой, которая позволяет моментально реагировать на поломки и ЧП на производстве.
Речь идёт об автоматизированном веб-сервисе для контроля и диагностики производственных отклонений. Работа непростая, но даже в свободное время Вячеслав отдыхает по-своему – не сидит перед телевизором или с телефоном, а решает головоломки.


|
Другое увлечение нашего героя – кубик Рубика и его разновидности на шарнирной основе (их, оказывается, не менее 17). Увлекался Вячеслав и шахматами, но в итоге победила любовь к различным головоломкам. Он даже участвует в соревнованиях всероссийской федерации этого вида спорта и поставил рекорд – 37 секунд на сборку 12-гранника. Самую же простую комбинацию кубика Рубика Вячеслав Кочергин может собрать за восемь секунд.
|
Игорь Мекшун – ученик десятого класса челябинского лицея № 77. Последние три года он занимается разработкой ракет. В мае этого года Игорь стал одним из победителей всероссийского конкурса «Большие вызовы».



Ракета – вершина инженерной мысли. Как старшеклассник может эту вершину постичь? Да, это непросто, и школьных знаний не хватает. Но на помощь приходят наставники – студенты и молодые специалисты аэрокосмического факультета ЮУрГУ. Они направляют школьников, подсказывают, какие аспекты той или иной науки (аэродинамика, сопротивление материалов и пр.) нужно изучить. Этот метод, как видим, не только даёт результат, но и определяет будущее российской науки.
Ученик 11 класса копейской школы №9 Максим Полежаев уже уверен твёрдо – своё будущее свяжет с медицинскими разработками. И для этого есть все основания. В свои годы подросток уже работает над макетами тренажёров для реабилитации после инсульта и прототипом искусственного сердца.
|
Принцип действия всех тренажёров довольно прост. К примеру, «рука» совмещает зеркальную терапию с механической. На приборе стоят датчики, которые считывают движения со здоровой конечности и переносят их на больную. Мозг воспринимает процесс и старается восстановить повреждённую руку.
По похожей схеме работает и аппарат с незамысловатым проектным названием «Нога». Ремешками ступни крепятся к механизму, и человек двигает здоровой конечностью – как бы скользит по дорожке, - а больная повторяет движения. Пациент может сам выбрать режим и определить темп своей тренировки. |
|
Пока все изобретения школьников на стадии разработки. В «Кванториуме» говорят, что работа идёт совместно с медиками. Те дают рекомендации и направляют в нужное русло. Макеты не раз уже дорабатывали. Довести их до конечной стадии, если всё пройдёт успешно, планируют в ближайшие годы. После, надеются, смогут найти партнёров, которые доведут эти разработки до медучреждений.
«Наши устройства удобнее больничных, поскольку они мобильные. Мы планируем пустить их в массовое производство и поставлять в медицинские центры. Давайте не будем отрицать – это большая помощь людям. Благодаря этим приборам можно развить реабилитацию в нашей области. Да что там в области – в стране», - делится планами Максим. |

После университета Максим планирует профессионально разрабатывать медицинское оборудование, создать собственную компанию и вывести изобретения на российский рынок. Школьник уверен: если сильно захотеть, всё обязательно получится.
Максим Рузаков известен в Челябинске и за его пределами как создатель «умного курятника». Но это не единственное изобретение школьника. Сегодня он трудится над созданием аппарата для очистки водоёмов.
Прототип практически готов, сегодня Максим с гордостью представляет его на научных выставках.

|
Новая модель гораздо меньше предыдущей, она допускает вариации длины и ширины, чтобы увеличивать ёмкость, в которую собирается мусор. Чтобы мусор не выплывал наружу, по бокам аппарата расположены специальные жёсткие сетки. О том, что ёмкость наполнилась и её пора разгружать, будет сообщать датчик. При желании контролировать работу аппарата можно с помощью дрона. Короткого рабочего названия у него пока нет, приходится говорить полностью: «Аппарат сбора отходов антропогенного происхождения с водной поверхности».
«Мне кажется, я уже раз сорок рассказал о своём изобретении на разных выставках, олимпиадах, конкурсах и форумах, – признаётся Максим. – Оно принесло мне уже три десятка дипломов! В октябре в Челябинске прошёл детский экологический форум, я выступал перед главой региона Алексеем Текслером. Представляете, он меня запомнил. В ноябре на Форуме гражданских инициатив он заявил присутствующим: «Этого молодого человека я уже знаю!» И даже назвал меня по имени. Было очень приятно!» К слову, изобретателя уже взяли на заметку в известной перерабатывающей компании и планируют заключить с ним договор на переработку собранного пластика. |
«В будущем вижу себя инженером какого-нибудь крупного завода, буду контролировать работу всех аппаратов, – мечтает Максим. – Говорят, простых рабочих мало осталось, кругом современные машины, и тот, кто с ними в ладу, хорошо зарабатывает. Даже если отучусь в другом городе, вернусь сюда, жить и работать буду в Челябинске!»
13-летние Александр Сладких и Максим Семеняк учатся в челябинском лицее № 11. В детском технопарке «Кванториум» ребята разработали портативную модульную сигнализацию Silert, которую можно взять с собой в любую точку мира и всегда быть уверенным в своей безопасности. Рассказываем, в чем суть изобретения.
|
Саша и Максим пришли в «Кванториум» пару лет назад. Наука и изобретения интересовали их уже тогда, а в детском технопарке у ребят, что называется, глаза разбежались. Современная техника, роботы, большие перспективы – столько всего и сразу. Устоять было невозможно.
Начинали школьники с занятий по электронике, а вскоре начали трудиться над своим проектом портативной сигнализации. До этого над ним работала еще одна команда, которая распалась. Ребятам остались только наработки предшественников – дневник, в котором были записаны успехи и решения. |
|
Дело пошло. Саша сразу занял позицию главного по программированию. Ничего удивительного, ведь он увлекся этим еще пять лет назад, когда ему было всего восемь, – с помощью специальной программы за пару вечеров мог разработать несложную игру.
«Тогда я, конечно, еще не мог уверенно сказать, что буду программистом. Просто делал простые программки. В тот момент все увлекались компьютерными играми, и было круто, что я сам могу сделать какой-нибудь лабиринт с врагами», - вспоминает Саша. |
|
А вот Максим свою роль в проекте нашел неожиданно. Когда закипела работа, он вдруг понял, что в их команде нет никого, кто может создать материальную базу: заняться пайкой, сделать корпус, изготовить платы. Тогда он решил взять эту ответственную задачу на себя.
«Пайка мне понравилась с самого начала. Настоящее занятие для мальчика – плавить металл», - смеется парень. |
|
Прототип портативной сигнализации с разными модулями ребята уже представили на нескольких фестивалях. На перспективу есть масса вариантов для его совершенствования. К примеру, появилась идея сделать сигнализацию с широкоугольной камерой, чтобы обзор был больше.
|
В планах – найти партнёров, которые помогут вывести разработку на массовый рынок. Но сколько будет стоить сигнализация? По словам ребят, стандартный вариант устройства с датчиком и камерой сможет себе позволить любой среднестатистический покупатель.
«На самом деле сделать сигнализацию продаваемой при такой модульности сложно. – признаются школьники. – Покупателю банально может быть непонятно, в чем отличие одного устройства от другого. Нужно будет проработать маркетинговый план, чтобы человек смог выбрать, какой вариант подойдет и будет полезен именно ему».
Что важнее всего для беспилотного аппарата? Летать подальше, видеть получше и весить поменьше. Но для большей дальности полёта требуется более тяжёлый аккумулятор. Школьник из Челябинска Егор Суетин предложил решение этой проблемы.

|
Проектом «Долголёт» уже заинтересовались в челябинском аэропорту – такой беспилотник может проводить мониторинг трасс, коммуникаций, отслеживать нарушения периметра охраняемой территории.
Другая сфера применения – помощь сотрудникам экстренных служб. Если обычный беспилотник летает не более часа, то «Долголёт» - несколько часов, а значит, может охватить большую территорию – например, для поиска потерявшихся людей или обнаружения лесных пожаров. Кроме того, разработка Егора может быть полезной для мониторинга экологической обстановки, наблюдения за дорожным движением, изучения состояния сельскохозяйственных угодий – в этих сферах сейчас активно внедряют беспилотники. |
|
Улучшенный беспилотник уже испытали на свежем воздухе, хотя предстоит, конечно, ещё немало тестов. Например, нужно выяснить, как будут реагировать на такой объект птицы? Сам Егор уверен, что никаких проблем не должно возникнуть: для большинства пернатых, даже хищных, «Долголёт» - слишком крупный объект, и они вряд ли решатся на него напасть. Однако полностью исключить такую вероятность всё же пока нельзя.
|
По словам Егора, разгружаться ему помогает спорт – он в свободное время занимается дзюдо, а лучшим видом отдыха считает коньки или лыжи: включить музыку в наушниках и отмахать 5 километров. В такие моменты отвлекаешься, но бывает, что и свежие идеи приходят.
Челябинский школьник Иван Таскаев создал генератор холодной плазмы – прибор, дезинфицирующий любую поверхность с помощью озона. Разработка появилась в самое подходящее время – в пик пандемии коронавируса.
|
Сам прибор небольшой и лёгкий, он представляет собой коробочку 20 на 10 см, сделан из подручных материалов.
«В седьмом классе я познакомился со своим будущим наставником Эдуардом Михайловичем Красавиным, это наш педагог по дополнительному образованию, - вспоминает юный изобретатель. - Вместе мы выбрали тему для участия в конкурсе «Шаг в будущее» и начали разрабатывать схемотехнику. Понадобились трансформаторы, провода… Первая модель генератора была более громоздкой, второй стала менее габаритная автономная версия. В конечном итоге себестоимость прибора составила порядка 3 тыс. рублей. У меня не было коммерческих целей, поэтому я не прикидывал, сколько такой генератор может стоить для оптового или розничного покупателя. Наверное, это полностью зависит от масштабов производства. Идея перспективная, но далеко не новая. Подобные генераторы производятся в Китае, но они маломощные, с их помощью можно воздействовать только точечно, поэтому применение там они нашли только в косметологии. Китайские аппараты стоят от 5 тыс. рублей. Как правило, цена зависит от фирм-производителей. Моя разработка более универсальная, с её помощью можно ещё и дезинфицировать поверхность».». |
|
До недавних пор Иван учился исключительно самостоятельно, но учитывая грядущие экзамены, решил поднажать и по основным предметам позаниматься с репетиторами. Говорит, что больших волнений по поводу сдачи ОГЭ нет: в лицее № 97 к ним отлично готовят. Здесь Иван учится с пятого класса, начал обучение в школе № 95. Чтобы поступить в лицей, ему пришлось сдать экзамены, он выдержал их с честью.
|


В отличие от других местных школьников, подающих большие надежды, Иван не собирается покидать Челябинск, по крайней мере, в ближайшее время. В качестве вуза для поступления рассматривает ЮУрГУ и ЧелГУ. Кем видит себя в будущем, не признаётся, ссылается на то, что еще не определился. Но говорит, что ученым себя видит меньше всего.
«Профессия учёного очень сложна, важна и ответственна, - рассуждает он. - Каждый может заниматься наукой, главное, чтобы был интерес, который нужно развивать ещё со школы. Думаю, что наука - самая важная отрасль в любой стране. И, чтобы быть лидером в мире, нужно её развивать и поддерживать, ведь от науки зависит будущее».
Перед Кириллом Халиным открыты все дороги. Его проектная деятельность лежит в области физики. А в лицее он учится на математико-информатическом профиле. Постоянно участвует в олимпиадах. В свободное время рисует картины. Как все успеть и имеют ли научную ценность проекты подростков - размышляем вместе с нашим юным собеседником.
|
Пять лет Кирилл занимался в городской художественной школе. Занятия там помогли развить пространственное мышление. Рисование самолетов, автомобилей, кораблей не входит в программу классического образования художественной школы, но будущему изобретателю нравилось рисовать технически сложный вид транспорта. И даже не столько силуэты машин, сколько их «внутренности», представляя корпус полностью прозрачным.
В «Курчатов центре» Кирилл Халин взялся за проектирование многоразового ракетного двигателя под изготовление при помощи аддитивных технологий. «Определиться с выбором темы проекта было не так уж сложно. Во-первых, я люблю двигательные установки. Во-вторых, наставники были из города, в котором живу, поэтому я мог встречаться с ними очно. Проект связан с актуальными вещами, которые нужны промышленности», - говорит школьник. |

|
В свободное от учебы и проектной деятельности время Кирилл рисует море, играет в баскетбол, хоккей. Ему довелось даже участвовать в соревнованиях по гольфу. Парень с удовольствием учится в школе, причем уделяет внимание всем предметам, прекрасно понимая, что гуманитарные дисциплины не менее важны, чем технические.
|
В настоящее время герой нашей публикации продолжает начатые исследования, чтобы сделать двигатель еще более совершенным. Намного лучше прорабатываются внутренние конструкции. Он уверен: результаты его проекта вполне могут быть использованы на реальном производстве. Правда, столкнулся с трудностью: далеко не вся существующая информация по ракетостроению есть в открытом доступе. Это и понятно: отрасль стратегическая. Но сложности лишь добавляют азарта. Работа над двигателем продолжается.

