aif.ru counter
28.11.2013 15:30
147

Театр - это волшебство.Ради популяризации оперным певцам простительно и шоу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. «АиФ - Челябинск» 27/11/2013
Фото Александра Фирсова / АиФ

Лучше без рогов

- Получается, вы работаете в театре со дня его открытия?

- Даже раньше. Когда я пришла на работу, театр ещё даже не был открыт. А мне и паспорта ещё не выдали! Но так была очарована оперой, что напросилась сюда на работу. Моя сестра преподавала музыку в школе и всё время водила меня на концерты.

- Сейчас это странно слышать. В чести совсем другая музыка.

- Да, помню, как-то на гастролях подошёл ко мне такой серьёзный мальчик и спрашивает: «Скажите, а «Князя Игоря» вы будете играть?» Я говорю, что, к сожалению, нет. Он так расстроился! Сейчас, наверное, таких мальчиков уже не встретишь.

Приоритеты у молодёжи действительно другие. Увлечены попсой и другой музыкой, а попса - это действительно бутафория. Хотя не понимаю я этого. Разве можно представить, чтобы оперные певцы пели «под фанеру»? А у попсы это в порядке вещей! Вот это и есть настоящая бутафория, а не та, которую в театре делают. Дива, которая выкладывается на спектакле, исполняя «Тоску», что в итоге имеет? Сегодня, к сожалению, как сыр в масле катаются всевозможные певички, у которых нет ни голоса, ни образования.

- Но в последнее время многие оперные певцы устраивают настоящие шоу перед большой аудиторией, выступая на популярных каналах. Как вы к этому относитесь?

- Поддерживаю. Конечно, там своеобразный репертуар, но всё-таки это хорошее дело, так как можно послушать действительно высококлассные голоса.

- А вас не смущает, что исполнять им предлагают современные песни довольно низкого уровня? Сразу вспоминаются три тенора, которые репетируя попсовый хит «Мама Люба», долго решали, как же им пропеть матерное слово из этой песни.

- Всё равно я за, ведь худо-бедно, но это всё-таки популяризация оперного искусства, так как зрители не просто смеются, но и получают возможность сравнивать голоса.

Хотя экспериментами тоже не надо увлекаться. А то я видела постановки, когда в «Риголетто» выходит хор с рогами, а солисты исполняют свои партии в своей обычной одежде. Это всё ужасно и, надеюсь, временно.

С кинжалами и талантом

- Для вас такие новшества были невообразимы в ту пору, когда началась работа в театре?

- Конечно. Ведь вся история прошла перед моими глазами. Выражение «Театр начинается с вешалки» для меня стало буквальным, так как поначалу меня устроили в гардеробную. Потом я работала курьером, но постепенно всё чаще стала пропадать в бутафорской мастерской. Там всё было такое интересное! Мы лепили бокалы из папье-маше, мастерили цветы и свечи. Кстати, тогда в бутафорской трудился и молодой Вардкес Авакян, впоследствии известный художник-скульптор. Он в Челябинск приехал, потому что хотел работать по мрамору и узнал, что этого материала у нас много. Директор собирался меня устроить секретарём, но я не хотела по клавишам стучать, начала ходить в изостудию, подучилась и стала художником по росписи тканей.

- Тот театр 50-х сильно отличался от современного?

- Да, безусловно. Тогда образовалась настоящая «могучая кучка»: директор, главный режиссёр, дирижёр и хормейстер. Они подняли наш челябинский театр оперы и балета на должную высоту. Были сплошные аншлаги, до 9 премьерных спектаклей в год, билеты было не достать! Публика наизусть знала имена исполнителей.

Директор сам поехал за балериной Светланой Адырхаевой, хвастался: «Я вам такую красавицу привёз!» А она мне поначалу не глянулась, показалась ужасной плаксой. Потом, конечно, отношение к ней поменяла - Светлана позднее работала в Большом театре. Был ещё случай, когда к нам привезли труппу из Ленинграда. Дали нам комсомольское поручение встретить её на вокзале. Мы их встречаем, а они выходят на перрон с кинжалами! Оказалось, они осетины. Но, помимо этого, ещё и замечательные артисты.

- Среди спектаклей нередки исторические постановки. Костюмы вы готовите, опираясь только на свою фантазию, или же изучаете старинные изображения?

- Ну, смотрю я, главным образом, на эскизы художника. Конечно, если речь идёт об исторических сюжетах, надо использовать самые разные материалы. А оценка иной раз приходит с неожиданной стороны. К примеру, на премьеру спектакля «Жизнь за царя» в Челябинск приехала из Франции родственница Романовых - ей очень понравилось. Один из костюмов назвали даже музейным, то есть по достоверности ему место в музее.

Фото: АиФ / Фото Александра Фирсова

Когда ставили «Аиду», режиссёр собрал всех и рассказал сюжет, чтобы не только артисты, но все имели представление об эпохе Древнего Египта. Разумеется, мне невозможно было создавать костюмы для этого спектакля, не познакомившись с древнеегипетским искусством.

- Работать было легче в советское время или сейчас?

- Сейчас легче - много доступной информации, материалов. Я очень часто и охотно ездила на гастроли, ходила по разным мастерским, запоминала костюмы, как всё делают другие, а запоминала, потому что даже фотоаппарата при себе не было.

Даже японцы в нас верят

- Можно ли вообще вернуть публику в театр? Ведь той же молодёжи куда ближе современное кино.

- Можно. Говорят, что оперу трудно воспринимать - мол, ничего не понятно. Но к ней надо привыкнуть. И зря вы думаете, что молодёжи нужны только развлечения. К нам ходит и молодая публика. У нас предусмотрена скидка для студентов, и ребята идут.

Сейчас вообще театр оживает с новым директором. У него подход хозяйственный в хорошем смысле этого слова. Наверное, так сейчас и надо. В итоге долги погашены, работа налаживается .

- Верите в то, что и провинциальный театр может стать известным на весь мир?

- Надеюсь, да. Таких примеров много. И иностранцы в нас верят. У нас одно время работала Кейко, балерина из Японии. Училась в Перми, потом приехала к нам. Хорошая такая девушка, жила в общежитии и часто стучалась ко мне, предлагала помочь. Потом вернулась в Японию, открыла там свою школу и нередко говорит: «Урал - моя вторая родина!»

Нам не надо комплексовать. Мы и других поучить можем, и удивить самых разных зрителей.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество