Челябинский театр драмы отметил 100-летний юбилей. Поздравления прислали президент, губернатор, многие известные актёры и режиссёры. О премьерах и экспериментах и о том, как меняется одно из самых узнаваемых зданий Челябинска, мы беседуем с директором театра Еленой Петровой.
Не комедией единой
Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: На юбилее вы сказали, что и в 100-летнем возрасте театр должен оставаться молодым. Что значат для вас такие слова?
Елена Петрова: Это для человека 100 лет – много. А для театра это не возраст. Театр, конечно, всегда должен ощущать себя молодым – как только начинают с важностью говорить: «Нам 100 лет, мы театр академический», то всё, можно закрываться. Пафос, может, и должен быть, но в меру. Всегда надо быть готовыми к эксперименту, рисковать.
Наш патриарх Борис Петров для меня и есть самый молодой, с блестящим чувством юмора, постоянной готовностью работать. От него я никогда не слышала слов: «Я устал». Как и от других представителей старшего поколения. Это и есть молодость, а некоторые люди и в 20 лет становятся старичками.
- А какие спектакли для вас пример такого риска, «молодости» театра?
- Например, «№6», «Шинель» или же «Дикая утка» - в последнем случае как раз речь идёт о риске взяться за столь непростой материал. Это не комедия, на которую многие готовы пойти. Но зритель у нас умный, вдумчивый, ему нужны и пьесы, которые заставляют задуматься.
- Комедии действительно пользуются популярностью? Видимо, люди хотят отвлечься?
- Сейчас у многих состояние минорное, даже, наверное, депрессивное. Вероятно, повлияла пандемия коронавируса, другие тревожные события. И хочется, чтобы в театре тебе подняли настроение, чтобы можно было сбросить груз. И мне тоже хочется, как и другим. Но это не значит, конечно, что мы должно ставить только комедии.
- Слышал мнение, что популярный ныне жанр stand-up – тоже своего рода театр, который берёт начало от выступлений одного человека на улице…
- У нас есть спектакль «Мой блистательный развод», где играют всего два актёра. Он немного похож на выступление в жанре stand-up, но не в чистом виде, а скорее такой ход. Понимаете, театр должен заставить не только посмеяться, но и разбудить какие-то более глубокие чувства, затронуть их.
- Какие премьеры ждут зрителей в ближайшее время?
- У нас интересная премьера – спектакль в жанре кабаре «12 стульев» по роману Ильфа и Петрова. Ставит его команда из Санкт-Петербурга во главе с режиссёром Ильёй Архиповым. Инсценировку написал ученик Жванецкого.
После Нового года мы приступим к подготовке новой постановки «Три сестры», в которой главной линией пройдет тема времени. К слову, вот эта постановка как раз экспериментальная, в хорошем смысле сумасшедшая. Премьера, надеюсь, состоится в конце марта. А закроем сезон «Женитьбой».
- А в чём суть вашего проекта «Академия театрального зрителя»?
- «Академия» у нас действует уже второй сезон. Мы рассказываем об истории театра, о жанрах, актёрской профессии, других специалистах, задействованных в постановках, объясняем, почему выбрали тот или иной материал, знакомим с режиссёрами. Цель состоит в том, чтобы зрители узнали театр чуть глубже. Попасть в «Академию» можно, купив билеты, или же просто по записи. Среди участников, кстати, представители самых разных поколений, включая молодёжь.
- Получается, современный театр становится уже не только площадкой для спектакля?
- Считаю, что даже если не понравился какой-то спектакль, сам театр зрителю должен понравиться. Тут играет роль множество факторов – от улыбки гардеробщицы до возможности пообщаться с любимым актёром в неформальной обстановке.
Новые возможности
- Насколько я знаю, в театре будет ещё одна «премьера», непосредственно к искусству отношения не имеющая. Имею в виду капитальный ремонт.
- Да, мы уже обновили практически полностью фасад и входную группу. Фигуры и композиции из каслинского литья будут те же, оригинальные. И даже больше – в своё время к открытию театра не успели изготовить фигуры героев произведений Шекспира. Наконец удастся их изготовить и установить. Обновили мраморные плиты, так что фасад у нас буквально сияет – особенно в солнечную погоду.
Но впереди не менее важная задача – капитальный ремонт здания. Это замена всех коммуникаций, включая лифты, гидроизоляция фундамента, многие другие работы. Шутка ли, в здании вообще не было капитального ремонта за всю его историю с 1982 года. Ремонт займёт два года, так что, не исключено, какое-то время придётся поработать на другой площадке.
- Ремонт будет означать и новые возможности для концертов?
- Конечно, мы планируем обновить не только стены и коммуникации, но и звуковое, световое оборудование. Отмечу, что мы все же театр, а не концертный зал. И качественный свет, и звук необходимы нам для спектаклей. К тому же, современные постановки технически очень сложные и предполагают определённый симбиоз жанров, спецэффектов.
- Какие подарки к 100-летнему юбилею вам запомнились?
- Самым трогательным стал подарок от театра кукол – это статуэтка аистёнка. Ведь в своё время именно выходцы из театра драмы создали кукольный театр – можно сказать, выпорхнули из нашего гнезда.
- А вы помните свой первый спектакль, который посетили в детстве?
- В 5 классе я побывала на спектакле «Татуированная роза» с участием Марины Давыдовны Меримсон и была очень впечатлена. Конечно, в столь юном возрасте я не всё понимала – там бушевали такие итальянские страсти!
- Правда ли, что в юности вы с искусством «попрощались» очень оригинально – даже волосы отрезали?
- Мама у меня работала в отделе культуры города Копейска. Она очень хотела, чтобы я училась музыке, отдала в музыкальную школу, а я, честно говоря, не пылала желанием. И когда мама лежала в больнице, я уговорила папу, чтобы он мне разрешил уйти из «музыкалки». Взамен пообещала стать круглой отличницей. Папа разрешил, и я на радостях в один день и из музыкальной школы ушла, и волосы отрезала.
- Директор театра в первую очередь менеджер. С другой стороны, театр – не просто предприятие. Если к вам придет худрук и скажет: «Нужен миллион рублей на воздушные шарики!», что вы ответите?
- Тут уж придётся искать компромисс – чтобы и бюджету не навредить, и постановку сделать по-настоящему яркой. На моей работе ты всегда в поиске баланса – нужны и деньги в кассе, и серьёзные спектакли, только лишь зарабатыванием средств мы никак не можем ограничиться