aif.ru counter
510

По коням! Какими были правила дорожного движения в Челябинске сто лет назад

Статья из газеты: АиФ-Челябинск №22 01/06/2017
Все материалы сюжета Совместный проект ГУ ОГАЧО и «АиФ - Челябинск»

В начале века к извозчикам и пешеходам прибавились велосипеды и автомобили, первым в правилах уделялось особое внимание.

Разрешение на автомобильную езду выдавала Челябинская городская управа.
Разрешение на автомобильную езду выдавала Челябинская городская управа. © / ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

14 июня 1913 года в газете «Голос Приуралья», по соседству с рекламой автомобилей Ford, было опубликовано «Обязательное постановление Челябинской городской Думы о порядке езды на велосипедах и автомобилях».

Постановление имело законную силу, а все владельцы транспортных средств – велосипедов и автомобилей – обязаны были его исполнять. Возможно, сейчас чтение первых правил вызовет улыбку. Но тогда это был передовой документ: городские власти таким образом ответили на вызов времени и позаботились о безопасности уличного движения.

Велосипеды «подрезают» экипажи

«До появления автомобилей регламентация уличного движения не была актуальной проблемой, – говорит заместитель директора по науке Государственного архива Челябинской области Николай Антипин. – Правила уличного движения существовали только в столицах – Москве и Петербурге. Но, начиная с 10–х годов прошлого века, когда в Челябинске автомобилей стало больше, чем один, возникла потребность в таких правилах и в нашем городе».

Кстати, велосипедное движение до революции в Челябинске было достаточно активным.

«Если полистать газеты того времени, то мы увидим большое количество различных сообщений, связанных с велосипедами, – поясняет Николай Антипин. – Это объявления о продаже велосипедов, о кражах, сообщения о первых ДТП – наездах велосипедистов на пешеходов».

В газетных публикациях, в частности, писали об «агрессивном движении велосипедистов», о том, как они обгоняют и «подрезают» экипажи, пугая тем самым лошадей – и все это, говоря современным языком, создает опасную транспортную ситуацию. А барышни, к примеру, жаловались, что велосипедисты слишком быстро ездят, поднимают пыль, мешают прогуливаться и создают дискомфорт.

Не попадите под лошадь!

«Езда на велосипедах разрешается во всякое время, по всем улицам и площадям города, лицам, получившим билет и нумерной знак из городской управы, знак этот прикрепляется к седлу велосипеда с задней стороны», – говорится в постановлении Думы 1913 года.

Что касается автомобилей, то здесь уже закрепляется алгоритм, ставший впоследствии привычным: экзамены – права – номерные знаки.

В первых челябинских ПДД приоритет в движении имели  извозчики и конные экипажи.
В первых челябинских ПДД приоритет в движении имели извозчики и конные экипажи. Фото: ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

«Разрешение на автомобильную езду выдает Челябинская городская управа лицу, выдержавшему испытание в умении управлять машиною. Испытание в умении управлять машиною производится городской управой непосредственно, или через сведущих лиц. Выдержавшим испытание в умении управлять машиною выдается билет на право езды и нумерной знак, который прикрепляется к заднему сидению автомобиля. Именной билет на право езды должен быть при ездоке».

Правила уличного движения начала века в основном обращены к велосипедистам, им предписывается ограничивать скорость, не беспокоить лошадей, обгонять конные экипажи только справа: «Быстрая езда вообще воспрещается: ездить следует не быстрее обыкновенной лошадиной рыси… Огибать углы и пересекать улицы следует, по возможности, тихим ходом. Едущие на велосипедах должны держаться правой стороны улицы, причем экипажи допускается обгонять лишь с правой стороны».

В конце постановления сказано, что «все вышеизложенные правила для езды на велосипедах обязательны и для лиц, едущих и на мотоциклетах и автомобилях, насколько они применимы для последних».

Стоит отметить, что в первых челябинских ПДД приоритет в движении имели, безусловно, извозчики и конные экипажи, а правила были направлены на то, чтобы велосипеды и автомобили не создавали им особых проблем.

Очевидно, тогда это было объяснимо с точки зрения безопасности движения. Велосипедист или автомобилист в какой–то дорожной ситуации могут ограничить скорость, остановиться, а лошадь может испугаться и понести…

Правила предписывали лишний раз лошадей не нервировать: «В случай беспокойства лошадей велосипедист обязан был умерить ход или сойти с велосипеда и, по возможности, закрыть его собой».

50 лет спустя

Теперь обратимся к другому документу, который появился почти через 50 лет после первых правил. Это «Правила уличного движения по городу Челябинску», утвержденные 4 января 1952 года решением Челябинского исполкома.

В тексте документа есть важное пояснение: «В основу издания настоящих правил положены типовые правила уличного движения по городам и дорогам СССР»

Как считает Николай Антипин, эти «отдельные городские правила» – след той самой дореволюционной традиции, когда в каждом городе формировался свой порядок уличного движения в зависимости от его интенсивности.

ПДД середины ХХ века безмерно далеки от правил 1913 года и достаточно близки современным правилам. Здесь освещены все основные темы, связанные с дорожными ситуациями: права и обязанности участников движения, условия безопасности на дорогах, правила проезда перекрестков, штрафы, дорожные знаки и т.д.

Этот документ уже не вызывают улыбку, как его предшественник. Хотя, возможно, среди предписаний встречаются и такие, которые сейчас кажутся неактуальными. Например, «велосипедистам воспрещается: ездить в нетрезвом состоянии, ездить по тротуарам, ездить, не держась за руль руками, держаться за трамвай и другой транспорт».

ПДД середины ХХ века безмерно далеки от правил 1913 года.
ПДД середины ХХ века безмерно далеки от правил 1913 года. Фото Инны Панковой

Без знаков приоритета

Интересно проследить, что в целом изменилось в правилах дорожного движения за последние полвека:

  • В 1952 году в отдельных случаях был разрешен проезд на красный свет: «Как общее исключение из правил, разрешается поворот транспорта на красный сигнал направо в прилегающий проезд при условии, что это не помешает транспорту, движущемся в поперечном направлении». В нынешних правилах красный сигнал запрещает движение без всяких оговорок.
  • Об ограничении скорости: «cкорость движения на улицах города не должна превышать на легковых автомобилях, мотоциклах и автомобилях типа «ПИКАП» до 45 км/час; для трамваев, троллейбусов и автобусов до 35 км/час, на грузовых автомобилях до 35 км/час, для гужевого транспорта и велосипедов до 15 км/час».
  • Изменились и правила обгона. В то время водитель не мог обгонять другие машины, если он находился недалеко от социальных учреждений: «Обгон воспрещен при плохой видимости, в тумане, в гололедицу, на перекрестках, на пешеходных переходах, а также возле школ, больниц, клубов, в местах скопления публики».
  • Количество знаков в сравнении с сегодняшним днем было минимальное: «По своему назначению дорожные сигнальные знаки разделены на три группы: предупреждающие – 4 знака, запрещающие – 14 знаков, указательные – 8 знаков». А сейчас основных знаков насчитывается более ста (не считая знаков особых предписаний).
  • Заметим, что в начале 1950–х нет группы знаков приоритета. Нет даже знака главной дороги. Зато в тексте правил перечислены главные и магистральные улицы Челябинска: Спартака, Кирова, Ленина, Труда, Воровского, Цвиллинга, Сталина, Каслинская, Елькина. Водитель должен был их знать и руководствоваться этим знанием при проезде перекрестков.

ПДД–1952 не выглядят безнадежно архаичными. В них заложены те базовые принципы, которым мы должны следовать и сейчас.

В первую очередь, это безопасность на дорогах и равная ответственность всех участников движения: «Все граждане обязаны выполнять настоящие правила уличного движения, руководствоваться дорожными знаками, сигналами светофора и т.д. Никто из лиц, пользующихся транспортом, в том числе руководители предприятий, учреждений, организаций, не имеют права понуждать водителей транспорта выполнять указания, находящиеся в противоречии с данным правилами».

«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:

Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество