201

«Чтобы все друг друга любили». Режиссёр Д. Пищулин - о лояльности к власти и семечках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. «АиФ-Челябинск» 21/08/2013
Фото из личного архива Д. Пищулина

В свои 30 лет уроженец Миасса прошёл путь от журналиста до режиссёра-постановщика. Получил несколько престижных кинематографических наград. Поработал с Сергеем Мирошниченко, Никитой Михалковым, Фёдором Бондарчуком. Давно прописался в Москве и снимает документальные фильмы для федеральных каналов. 

Больше жести 

- Мне уже немножко тесновато в Москве. В планах уехать в Нью-Йорк. Не потому, что это пафосно. А потому что это нужно для самосовершенствования. Почему я ушёл из тележурналистики, хотя долгое время этим занимался? Делал репортажи: план, мнение с одной стороны, мнение с другой стороны, эксперт. Всё один в один, независимо от того, депутат выступил или труп нашли. Стало скучно. Журналистика надоела, решил заняться кино. Поступил во ВГИК. Пошёл на «Мосфильм». Не могу останавливаться. Необходимо постоянно, постоянно совершенствоваться. 

- Что нужно, чтобы реализоваться в твоей профессии? 

- Чтобы реализоваться в России в профессии телережиссёра, необходимо, во-первых, быть гомосексуалистом. 

- Неожиданное начало разговора. Тебе в этом вопросе повезло? 

- Когда я поступал во ВГИК, папа сказал: «Ухо проколол. Теперь во ВГИК. Я что-то переживаю за тебя, сынок». Пришлось его успокоить: «Папа, я всегда любил женщин, мужчины для меня только друзья». 

Во-вторых, нужно быть лояльным к власти и уметь прогибаться. Не могу я это делать. Хоть и работаю на федеральном канале в структуре ВГТРК. Не считаю, что должен придерживаться официальной линии партии. Я хожу на митинги, высказываю свою точку зрения. Считаю, то, что финансируется за счёт налогоплательщиков, за счёт меня, за счёт вас, должно выражать общее мнение. В-третьих, надо быть наглым человеком, который не особо блюдёт моральные устои. 

- Ни одним из этих качеств ты не обладаешь. Наверное, поэтому тебе удалось снять в 2006 году документальный фильм «Березовский TRIP», который был назван лучшим документальным дебютом года? 

- Когда мы делали этот фильм, мне казалось, что он слабый. Хотелось его усилить - добавить больше жести, сделать ещё страшнее. Ведь изначально я позиционировал его как документальный фильм ужасов. Ужас не получился. Получилась драма с падением героя и подъёмом. Парню 22 года, он имеет дочку, выстраивает бизнес. Друзья называют его «героем нашего времени». Я начал снимать. Потом улетел в Москву. Через некоторое время мне звонят и сообщают, что Миша (герой фильма «Березовский TRIP». - Прим. авт.) сошёл с ума. 

- TRIP в переводе с английского «поезда», «путешествие». Вы совершили путешествие в мир Березовского? 

- Да, где было всё: наркотики, идеология, ненормативная лексика... Поэтому фильм по ТВ никогда не покажут. Мы жили с Михаилом три недели. Оператор просил: «Увези меня отсюда, я сам скоро сойду с ума». Но продолжали снимать. Потом долго монтировали, переставляли эпизоды. Делали историю. Я всегда делаю историю. 

- Но герой не получился «героем нашего времени». 

- На самом деле главный герой этого фильма не Михаил, а его жена, которая то уходила в тень мужа, то выходила на первый план - зарабатывала деньги, чтобы сохранить семью. Я считаю, что в современном мире главную роль играют женщины. В России женщины становятся центром, вокруг которого образуется семья. 

20 тысяч - на Березовского 

- Ты говоришь, что фильм «Березовский TRIP» не покажут по телевизору. Но после смерти олигарха Березовского в Лондоне, твоя лента могла бы вызвать интерес хотя бы своим названием. 

- А зачем? Ради игры со зрителем? Когда мы думали, как назвать фильм, поставили фамилию героя - Михаила Богданова-Березовского. Эта история не про олигарха Бориса Березовского. Если бы зритель заинтересовался названием, а потом включил телевизор и увидел совсем другую историю, то решил бы, что его обманули. Зачем этот негатив? Я хочу, чтобы все друг друга любили. 

- За чей счёт снимали эту документальную драму? 

- «Березовский TRIP» финансировался мною. Бюджет был смешной - 16-20 тыс. рублей. Хотя в 2006 году и зарплаты были другие. Я на телеканале зарабатывал 4-5 тыс. рублей в месяц. Мы тогда поспорили с героем, сможет ли этот фильм когда-то окупиться. 

- Окупился? 

- Триста раз. Фильм открыл мне дорогу в документальное кино. В 2007 году я уже снимал документальные фильмы для «Первого канала». 

- А сейчас кто-нибудь снимает документальные ленты на свои деньги? 

- Снимают. Но тот, кто вкусил плод финансирования от Минкультуры, с него не слезают. Это реальная наркомания, когда люди сидят на игле Минкультуры и вкачивают бесплатные деньги в фильмы, которые никто никогда не посмотрит. Дай бог, что из 100 фильмов, профинансированных Минкультурой, зритель увидит 5-10. 

Вместо семечек - вейк 

- Как ты относишься к закону, регламентирующему распространение фильмов через Интернет? 

- Полностью его поддерживаю. 

- А сам, признайся, качал фильмы из Интернета? 

- Конечно. 

- Интересная позиция. 

- Я качал те фильмы, которые нигде, кроме Интернета, нельзя было найти. Тоннами качал американские сериалы, смотрел, как работают со светом, как выстроены сцены, как играют актёры. Обращал внимание на технические моменты, на то, как развивается драматургия. Считаю, что за сериалами будущее. Фильм - это повесть, а сериал - это роман. 

- Нет планов от документального кино перейти к игровому? 

- Я хочу снять хороший полнометражный фильм. 

- Опыт работы с Никитой Михалковым в картине «Двенадцать» пригодится? 

- Я там получил громадный урок по работе с актёрами. Помню, когда впервые актёры вошли на съёмочную площадку в спортзал. Никто никаких установок не дал. Камеры работают. Что делать - непонятно. Все осторожно осматриваются. Проходит пять минут… Кто-то покидал мяч. Десять минут… Никто ничего не говорит. Через пятнадцать минут: «Стоп!» Михалков обращается к актерам: «Вы запомнили свои ощущения? Сохраните их!» 

- Фиксируешь свои ощущения от жизни? 

- Конечно. Катался на сноуборде по лесу, прыгал через овраги. Стало скучно. Пошёл на батут, стал прыгать. Теперь сам собой горжусь. 

- То есть грызть семечки у подъезда - это не твоя история? 

- Не надо сидеть у подъезда и грызть семечки или контактиться, лучше заняться йогой, пойти на танцы, научиться кататься на сноуборде, а ещё лучше - на вейке или просто кататься на велосипеде, на роликах. 

- Какой-то ты весь правильный получился: родители таким воспитали или образование помогло? 

- Читайте книжки, смотрите фильмы. В произведениях Толстого, Достоевского, Пушкина есть всё.

Досье 

Дмитрий ПИЩУЛИН родился 20 апреля 1983 года в Миассе. Снял несколько десятков документальных фильмов, в том числе цикл «Технология спорта». Обладатель премии Российской гильдии кинокритиков 2007 года. Режиссёр шоу-сериала «Большой тест-драйв со Стиллавиным». 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах