Примерное время чтения: 5 минут
375

Человек, который перепахал Кремль: Владимир Филонов уверен, что люди прежде всего хотят играть

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. «АиФ-Челябинск» 26/09/2012
Фото: Александра ФИРСОВА

Чтобы не стоять в уголке

- У одного из наших земляков, прославленного клоуна Александра Фриша, в детстве была комическая атмосфера. Его отец, например, мастерски изображал Чарли Чаплина. У вас дома тоже было нечто подобное? 

- Совсем нет. Отец работал на железной дороге, мама - на автобусном заводе. Все мои отношения со сценой ограничились походом в четвёртом классе на спектакль курганского драмтеатра. Помню, что было холодно, неуютно, неинтересно. 

А вот на третьем курсе ЧПИ решил записаться в студию пантомимы. Помню, первым заданием было изобразить человека-марионетку. Если честно, решил просто развивать себя, пластику, а то надоело стоять на танцах в уголке. Так что в искусство меня привело увлечение противоположным полом! Кстати, помогло. Не сразу, но помогло. 

- А почему именно пантомима? А не просто танцы, например? 

- Тогда возникло много таких студий. В 60-е годы по СССР прошли гастроли Марселя Марсо. А в середине 70-х Вячеслав Полунин организовал в Ленинграде первый мим-парад. Тогда о многом говорить было нельзя, но можно было передать молчанием, движением. Хотя мимов допускали даже в Кремль. Я, например, выступил на сцене Кремлёвского дворца съездов - изображал пахаря. Всё там пропахал! 

Мужчины, по койкам! 

- С Полуниным вы ведь до сих пор сотрудничаете? 

- И сотрудничаю, и дружу. Не все знают, что первая постановка его всемирно известного Snow Show состоялась в нашем челябинском ДК ЖД. Я уже несколько раз принимал участие в гастролях этого шоу в качестве арт-директора. Довелось поработать с Жорой Делиевым из шоу «Маски». Несмотря на популярность шоу, человек совершенно не зазнавшийся, простой и приятный. 

- И с другими коллективами, и с собственным театром вы бывали на гастролях в разных странах. Это верно, что южане более непосредственные зрители?

 - Не согласен. До сих пор помню зрителей в Швеции, пришедших на наш спектакль «Клиника». Они как начали с пятой минуты хохотать, так и не могли остановиться. Больше нигде такого не видел! Один швед сказал мне: «Вы нас просто чуть не убили!» А спектакль рассказывал о клинике, где все больные - мужчины, а медики - женщины. 

Театр бесполезен, но необходим 

- Начали вы, получается, с того, что режиссировали своим телом, а потом и театром

- Ну, почти так. Какое-то время руководил мим-театром «Проспект», который, увы, не пережил лихие 90-е. Впрочем, Немирович-Данченко говорил, что любой театр на своей идее существует лет десять, а потом надо что-то менять. Я и поменял, когда мне предложили возглавить театр-студию «Манекен» - Юра Бобков почувствовал, что не хватает молодёжи. 

- Те, кто сейчас приходит в студию, отличаются от прежних? И приходят ли?  

- Всегда есть те, кому нужно что-то большое, этот процент неизменен во все времена. Есть, конечно, некоторые отличия: сейчас молодые люди более скрытные, зажатые. Я думаю, это всё влияние Интернета: люди отвыкают от живого общения. И меньше стали читать - вот это заметно. 

- Вы сейчас продвигаете и другой, совсем уж непривычный для Челябинска жанр - мюзикл. 

- Пока набрали только первый курс. Проблема наших мюзиклов в том, что у нас певцов пытаются научить играть, а ведь певец настроен прежде всего на ноты, тональность. Лучше наоборот, чтобы актёры могли петь. В зарубежных мюзиклах типа «Чикаго», «Мулен Руж» так ведь всё и построено. Необходима живость, непосредственность, а не как у поющих: вышел на сцену, настроил диафрагму и замер. 

- С вашим участием этим летом прошёл фестиваль ландшафтного театра на Аргазях. Это тоже что-то новое, современное?

 - В чём-то современное, а в чём-то очень древнее. Как Треплев в «Чайке», поставили сцену с видом на озеро, но подлинной сценой была вообще вся природа вокруг. Постановки проходили обычно ночью - так атмосфернее. Были танцы, обыгрывающие тему песка, камней. Это вроде посиделок у костра: вроде ничего особенного, а оторваться невозможно, возникает нечто вроде медитативного состояния. Это то, с чего тысячи лет назад и начинался театр - ритуал в художественной форме. Люди сейчас ищут новые ритуалы. 

- Может быть, те же собрания ролевиков, любителей исторических и фольклорных реконструкций - это тоже особые театральные представления? 

- Верно! Всё от игровой природы, которая сидит в человеке. Деньги сейчас создают гораздо более жёсткую идеологию, чем все партии вместе взятые. В чём-то в советское время мы были более свободны. Но чем жёстче идеология, система, тем активнее человек будет искать отдушину. А театр, игра дают энергию. Как говорится, театр бесполезен, но необходим.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах