Примерное время чтения: 6 минут
206

Император японского кино

Начало

23 марта 1910 года. Он был самым младшим из восьми детей в семье Исаму и Симы Куросавы. В детстве он обнаружил склонность к занятию искусством. Вершиной его достижений была написанная им картина «Сэйбуцу», принятая на выставку «Ника-тэн» в 1928 году. Не сумев поступить в колледж, Куросава решил заняться кино. Акира начал работать ассистентом режиссёра Кадзиро Ямамото на престижной японской кинофирме PCL «Фото кемикл лабораториз».

Через семь лет работы ассистентом Куросава получает возможность участвовать в создании фильма. Сценарий для картины «Гений дзюдо» 1943 года он написал сам.

21 мая 1945 года Акира Куросава женился на актрисе Його Якути, а 20 декабря в их семье родился первенец - Хисао.

Признание

Первое признание Куросава получил после фильма «Расёмон» в 1950 году. Этот фильм по мотивам произведений знаменитого японского писателя Акутагава Рюноскэ получил Гран-при «Золотой лев» и «Оскар» как лучший иностранный фильм 1951 года.

«Я всегда любил немое кино. Зачастую немые фильмы гораздо красивее звуковых. Может, это и вынужденная красота. Но как бы то ни было, мне хотелось воссоздать немного этой красоты. Насколько я помню, я рассуждал так: один из приемов современной живописи - упрощение, значит, я должен упростить свой фильм», - Акира Куросава о фильме «Расёмон».

Ещё одним признанием для Куросавы стал фильм 1954 года. Этой лентой была классическая философская драма «Семь самураев». 

Кризис

В начале 1970-х годов Куросава испытал творческий кризис и хотел уйти из жизни. После трудностей с финансированием его проектов и провала фильма «Под стук трамвайных колёс» он попытался покончить с собой. Несмотря на то, что «Под стук трамвайных колес» был первым цветным фильмом Куросавы, в советский прокат он был выпущен черно-белым и сокращен на 40 минут.

Второе дыхание

Тогда на помощь японскому режиссёру пришел Советский Союз, который предложил работу в картине «Дерсу Узала».

Над картиной трудились Акира Куросава, Юрий Нагибин - они вместе написали сценарий фильма, и оператор Асакадзу Накаи. Вместе с Накаи работали его советские коллеги Юрий Гантман и Федор Добронравов. Роль Арсеньева сыграл актер Малого театра Юрий Соломин. Дерсу играет старейший актер Тувинского театра Максим Мунзук. Съемки велись в уссурийской тайге. Фильм получил премию «Оскар».

В 1993 году Куросава снял свой последний фильм - «Ещё нет». Фильм переносит зрителя во времена второй мировой войны и рассказывает о нравственной ответственности и связи поколений.

Смерть

Куросава умер 6 сентября 1998 года от инсульта в токийском районе Сэтагая, в возрасте 88 лет.

Последней работой Куросавы был сценарий к фильму, снятому его учеником и близким другом Такаси Коидзуми, «После дождя», в этом проекте Акира Куросава выступал и в качестве сопродюсера.

Влияние

Фильмы Куросавы оказали огромное влияние на западное кино, особенно на истинно американский жанр — вестерн. Например, американский фильм «Великолепная семерка», был переработкой «Семи самураев», а первый итальянский вестерн Серджио Леоне, созданный при сотрудничестве с Клинтом Иствудом, «За пригоршню долларов» был не только сделан на основе «Телохранителя», но временами просто кадр за кадром повторял его. Даже фильмы 1990-х годов, рассказывающие о периоде Великой депрессии и гангстерах, такие как «Перекрёсток Миллера» и «Герой-одиночка», временами напоминают о том, что визуальным воздействием, структурой и тематикой они обязаны оригинальному фильму японского режиссёра. В 1964 году шедевр Куросавы «Расёмон» был взят за основу голливудского фильма «Надругательство». В более поздние годы жизни Куросава дружил с такими американскими кинодеятелями, как Мартин Скорсезе, который сыграл Винсента ван Гога в его фильме «Сны Акиры Куросавы», и Стивен Спилберг. В 1985 году Андрей Кончаловский снял фильм «Поезд-беглец» по сценарию Куросавы.

Память

Указом Президента СССР № УП-1605 от 12 марта 1991 года награждён орденом Дружбы народов «за большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией».

Основная заслуга Акиры Куросавы - он сблизил в искусстве кино традиции Востока и Запада и оставил после себя уникальное кинематографическое наследие. В 1994 году Куросава был удостоен премии Киото.

С 2004 года на Токийском международном кинофестивале учреждена премия его имени, вручаемая кинорежиссёрам за создание картин, которые «наполнены гуманизмом».

С 20 по 22 июня 2010 года в рамках XXXII Московского международного кинофестиваля проводилась международная научная конференция «Наследие Акиры Куросавы в контексте российской и мировой культуры», посвящённой столетию со дня рождения Акиры Куросавы.

Наследие

Фильмы Куросавы:

1940-е годы - Конь, Гений дзюдо, Самые красивые, Идущие по хвосту тигра, Гений дзюдо II, Творящие завтрашний день, Без сожалений о нашей юности, Одно прекрасное воскресенье, Пьяный ангел, Тихий поединок, Бездомный пёс.

1950-е годы - Скандал, Расёмон, Идиот, Жить, Семь самураев, Я живу в страхе, Трон в крови, На дне, Три негодяя в скрытой крепости.

1960-е годы - Плохие спят спокойно, Телохранитель, Отважный самурай, Рай и ад, Красная борода.

1970-е годы - Под стук трамвайных колёс, Дерсу Узала.

1980-е годы - Тень воина, Ран.

1990-е годы - Сны, Августовская рапсодия, Ещё нет.

Челябинск

Столицу Южного Урала творчество великого японского режиссёра мимо не обошло. Периодически проходит в городе показ авторского кино в кинотеатре имени Пушкина. Проект предполагает показ работ кинорежиссеров, получивших мировое признание. В списке таких режиссёров и Акира Куросава. Его киноленты представляются в рамках этого проекта.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах