Примерное время чтения: 6 минут
550

Размышления о старости. Челябинск прошел проверку философским перформансом

Идею перформанса «Открытые письма» в Челябинск привезла педагог международного театрального центра «Лёгкие люди» в Санкт-Петербурге Ксения Петренко, ранее преподававшая в Челябинской государственной академии культуры и искусств, а также студии-театре «Манекен». Режиссер решила поразмышлять вместе с жителями Южного Урала на тему возраста. Пока на здании Краеведческого музея транслировались фотографии неунывающих пожилых людей, актеры проживали на плодадке жизни, переживая этапы становления личности и любовные расставания. Тем временем зрители копашились в эмоциях, перебирая важность своих устремлений, пока магнитофон читал им стихотворение Бродского:

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером

таким же, каким ты был, тем более - изувеченным?

В перформансе участвовали актёры театр танца "Deep Vision", студенты Челябинской академии культуры и искусств и артисты студии-театра "Манекен". Фото: АиФ/ Екатерина Степанюк

Перед началом действа корреспондент «АиФ-Челябинск» поговорил с Петренко, ставившей перформансы не только в России, но и за рубежом, о том, насколько провинциальный зритель готов воспринимать современное искусство.

Екатерина Степанюк, chel.aif.ru: Ксения, расскажите, как возникла идея такого перформанса?

Ксения Петренко: Идея возникла давно, пожалуй, полгода назад, когда лидеры галереи «ОкNо» предложили проектное направление «Движение, улицы». К тому же мне очень нравится пространство Краеведческого музея, необычная архитектура и ландшафт. А что касается темы зрелости, то это очень ассоциативно: здесь есть река Миасс, которая бесконечно течёт рядом между двумя башнями, куда-то всё уносит. А, может, у меня такой возраст наступил, когда захотелось подумать.

В последнее время мне попадались спектакли, которые по своим воспоминаниям ставили пожилые люди. Я непроизвольно обратила внимание на то, как двигается танцор, которому порядка 80 лет: это особый способ движения, он довольно аскетичен, мудр, лишен какой-либо внешней энергии, но невероятно наполнен ей внутри. Всё это меняет текст движения, вносит философскую глубину отношения к миру. Когда смотришь, как двигаются пожилые люди, мир открывается по-другому, жизнь кажется не такой ограниченной.

Перформанс "Открытые письма" проходил в рамках public art-фестиваля "ReinventingPublic Places". Фото: АиФ/ Екатерина Степанюк

— Почему форма перформанса столь интересна и актуальна сейчас?

— Это вызывает интерес, потому что актёры находятся в одном пространстве с горожанами, нет ощущения барьера. Люди, одетые почти также как и мы, неожиданно начинают проявлять свои чувства каким-то более ярким языком. Рассказывая свои истории, они, как правило, делятся очень откровенными вещами. У нас нет претензий, амбиций, что покажем великое искусство. Но помимо художественной задачи, передо мной стояла ещё и педагогическая. Для танцоров это хорошая возможность проверить себя в реальном времени, чему-то научиться, потому что ситуация концерта для артистов уже довольно привычна.

— Как долго готовятся подобные перформансы?

— Здесь нужно понять правила существования на улице, прочувствовать передаваемый смысл, но движения оттачивать вредно. С лидерами группы общалась в течение месяца, задала им направление, показала, как одно может выйти из другого. В общем, какая-то партитура есть, мы задали танцорам условия, чтобы они могли сами прочувствовать ситуацию. При этом какие-то неточности тут допустимы.

— Ксения, вы ставили перформансы в Москве, Санкт-Петербурге и Нью-Йрке. Есть ли какие-то различия в том, как люди воспринимают и относятся к современному искусству?

— В последнее время зрителей уже не пугает, когда люди на улице неожиданно начинают двигаться и показывать перформанс, за исключением далеких глубинок. Потому что молодое поколение больше видит, больше смотрит. А хамство по отношению к актёрам, на самом деле, возможно в любой стране. Но внимание к современному искусству определенно возросло. За границей любят, интересуются и принимают любую форму искусства, потому что это проявление свободы художника. Там перформанс приветствуется как факт. В России же больше ценится его качество и смысл.

— Какую реакцию вы ожидаете от зрителя?

— Хотелось, чтобы у ребят получилось выстроить с ним доверительные отношения. Актёры перформанса не должны пытаться что-то показать, а лишь натолкнуть на некое размышление. Главное — уравновесится с собой и пространством.

Челябинцы задумчиво смотрели на актёров, пытаясь собрать в одну картинку танец, фото и аудиоряд. Фото: АиФ/ Екатерина Степанюк

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах