Примерное время чтения: 7 минут
372

Какой технике южноуральских заводов воздвигли памятники

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. «АиФ-Челябинск» 26/09/2012 Сюжет Настоящие супергерои Урала. 71 год Победы
Фото: АИФ

«АиФ-Челябинск» проведёт в канун Дня машиностроителя интересную экскурсию по памятникам.

Трактор С-60 

Первая советская гусеничная машина. Показан народу 1 июня 1933 года вместе с ещё 13 тракторами, собранными челябинскими тракторостроителями. Причём 13-й трактор был сверхплановым, комсомольским. С тех пор 1 июня считается днём рождения ЧТЗ. Автор памятника - известный челябинский архитектор Евгений Александров. Памятник «Сталинец-60» установлен на предзаводской площади ЧТЗ в 1983 году к золотому юбилею завода.

Это интересно. ЧТЗ за 80 лет работы изготовил более 1,268 млн всевозможных тракторов. Они переместили около 350 кубических километров грунта. Им можно было бы покрыть всю поверхность Луны слоем 3,5 сантиметра. А чтобы перевезти грунт, снятый техникой ЧТЗ, потребовался бы железнодорожный состав длиной в 135,5 млн километров. Сами же машины ЧТЗ прошли по планете около 90 млрд километров, то есть 600 расстояний от Земли до Солнца.

 

ТТХ (тактико-технические характеристики). Оснащался 4-тактным 4-цилиндровым карбюраторным двигателем мощностью 72 л. с., работал на лигроиновом топливе, при весе 9,5 тонны имел максимальное тяговое усилие 4,45 тонны.

 УП-3

Погрузочная машина, на которой совершили республиканские и даже мировые рекорды по проходке горных выработок. Памятник был установлен 7 мая 1985 года в заводском сквере Копейского машиностроительного завода. Сегодня с помощью копейских комбайнов добывается свыше 90% калийной руды и большая часть добываемой подземным способом каменной соли.

Паровоз «Красный коммунар»

В 1920 году обескровленная Гражданской войной страна осталась без железнодорожного транспорта. Все паровозы были разбиты, из строя выведены многие тысячи километров пути. Стране Советов были нужны локомотивы, чтобы привозить хлеб и полезные ископаемые из центра страны. В выходные дни, задерживаясь допоздна, челябинцы «оживили» американский паровоз - 130-тонную махину. Это интересно. В 1920 году из Челябинска для голодающих Москвы на нём отправили состав с 27 тыс. пудов хлеба, которые по крупицам собирали горожане. Им удалось доехать за 3,5 суток. Делегатов из Челябинска Бонч-Бруевич допустил до Ленина. Беседа с Лениным была короткой. «Трое с половиной суток? - не скрывая удивления, переспросил Владимир Ильич. - А вот товарищи из Наркомпути толкуют, что эшелоны с хлебом раньше чем за 10-12 дней с Урала в Москву не доставишь». Примечательно, что «Красный коммунар» был на ходу более 30 лет. Последние годы служил на комбинате «Дальвостокуголь». Пока челябинцы не вернули его на родину и не поставили на постамент рядом с Дворцом культуры железнодорожников (Челябинск, ул. Цвиллинга, 54).

ТТХ. ЕС-350 - один из 400 товарных паровозов типа 1-5-0, заказанных Министерством путей сообщения в США в 1915 году. Работал в Челябинске, во время Гражданской войны был разбит. Восстановлен на коммунистических субботниках. Нагрузка от колёсной пары на рельсы - 16 тонн. Шесть колёсных пар. Диаметр движущих колёс - 1 320 мм. Максимальная скорость - 55 км/ч. Масса в рабочем состоянии - 85 тонн. Давление пара - 12,7 атм.

 

Катюша

О катюше (так в годы войны называли реактивную ракетно-артиллерийскую установку (БМ-13) вплоть до 1972 г. челябинцы мало знали. Во время войны их делали по секретному правительственному заданию. Зачехлённые машины даже отправляли по ночам. Первые машины собирали в помещении табачной фабрики (на пересечении улиц Елькина и Труда). Позже - в четырёх местах, в том числе на заводе им. Колющенко.

Это интересно. Немцы назвали катюши «сталинскими органами» - то ли потому, что они ревели, как орган, то ли потому, что многоствольные пушки были похожи на органные трубы. Первые ракетные установки выпускали на сталинградских тракторах, позже на машинах «шевроле», «студебеккер». Каждый месяц армия получала 45 челябинских катюш. Кроме того, за годы войны колющенцы изготовили больше миллиона реактивных снарядов.

Где стоит. Памятник катюше установлен в Челябинске на улице Доватора в 1975 году, к 30-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Автор - архитектор Е. Александров. 

ТТХ. Реактивный снаряд M-13. 

Дальность стрельбы (максимальная) - 8,47 км. 

Масса снаряда - 42,3 кг. 

Время производства залпа - 7-10 сек.

Грузовик ЗИС-5

Легендарный фронтовой грузовик. Положил начало истории автомобилестроения на Урале. 20 июля 1944 года первую партию автомобилей отправили на фронт, а 30 сентября с конвейера уже сошёл тысячный автомобиль. Каждый четвёртый выпущенный в Миассе в годы войны автомобиль шёл под специальную комплектацию. На их шасси делались топливозаправщики, полевые мастерские, понтонные автомобили и прославленные катюши. За годы войны с главного конвейера сошло около 12,5 тыс. автомобилей.

Где стоит. Монумент первому автомобилю установлен в Миассе на предзаводской площади 8 июля 1985 г.

ТТХ. Поначалу это была двухосная бортовая машина  грузоподъёмностью 3 тонны с упрощённой конструкцией: тормоза задние, механические, кабина с деревянным каркасом, деревянные подножки и брызговики. Мощность - 76 л. с. Скорость - 60 км/час. 

 Комбайн ПК-3

Проходческо-очистной комбайн.

Это интересно. Почти на всех континентах планеты более чем в 30 странах мира работают сегодня или работали когда-то машины с маркой Копейского машиностроительного завода им. С. М. Кирова. 

Где стоит. В 1967 году памятник «Слава труду» открыт в городе Прокопьевске Кемеровской области. На постамент был поднят копейский проходческий комбайн ПК-3 - участник многих международных выставок и ярмарок, получивший Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, установивший множество рекордов на угольных шахтах мира. 

Копейская погрузочная машина 1ПНБ-2 стоит в Эстонии на территории самой крупной в мире сланцевой шахты и в других странах. 

Танк ИС-3 

Расшифровывается как «Иосиф Сталин». Тяжёлый советский танк, выпускался в 1943-1953 гг. Цифра «3» - индекс серийной модели танка этого семейства. ИС-3 из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука». Разрабатывая этот танк, проектировщики учли выводы комиссии, которая исследовала боевые повреждения, полученные танками во время Курской битвы.

Это интересно. ИС-3 не участвовал в боях во время Великой Отечественной. Но эти боевые машины в сентябре 1945 года приняли участие в берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне в составе частей Красной армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции. 

ИС-3 использовали при подавлении венгерского восстания 1956 года. Танк долго стоял на серийном производстве, хотя имел ряд недостатков. Поговаривают, что его боялись перестать выпускать, потому что он носил имя Сталина.

Стоимость одной машины в ценах тех лет составляла 350 тыс. рублей. 

Где стоит. На Комсомольской площади в Челябинске. 

ТТХ. Усиленная бронезащита. Имел 12-цилиндровый 4-тактный дизельный двигатель объёмом 38 880 см3 и максимальной мощностью 520 л. с. 122-мм танковая пушка Д-25Т образца 1943 г. и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт ДТ. Начальная скорость бронебойного снаряда - 781 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ-17 - 5 тыс. м, а с помощью бокового уровня - 15 тыс. м. Скорострельность - 2-3 выстр./мин.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах