Примерное время чтения: 7 минут
127

Клара Антонова: мои московские каникулы (11.11.2011)

Истинным пиршеством актерского искусства и красотой архитектуры, неожиданной по замыслу и блестящей по воплощению, покорил меня театр «Et Cetera», возглавляемый одним из крупнейших артистов театра и кино Александром Калягиным.

Совершенное чувство комического (известное широкому российскому зрителю по художественному фильму «Здравствуйте, я ваша тетя!» по мотивам пьесы Брэндона Томаса «Тётка Чарлея») не позволило Калягину не поддаться влюбленности в мюзикл «Продюсеры». Как и Давиду Смелянскому, генеральному продюсеру театра «Et Cetera», которого Мстислав Ростропович назвал Дягилевым наших дней – слетать в Америку, посмотреть это шоу и начать вести переговоры с первообладателями на право получения лицензии. Немало воды утекло, прежде чем всё было улажено, найдены деньги, режиссер, подобраны актеры, и состоялась, наконец (23 апреля 2009 г.), премьера. А полтора года спустя я попала на этот российский вариант бродвейского мюзикла легендарного режиссера, сценариста, актера Мела Брукса.

В постановочную группу вошли: режиссер, редактор русского перевода Дмитрий Белов, сценограф Ольга Шагалина, балетмейстер Жанна Шмакова, дирижер Виктор Луценко, авторы русского перевода Ирина Лычагина, Алексей Кортнев и другие.

Александр Калягин и Давид Смелянский представили зрители американскую комедию по книге Мела Брукса и Томаса Михэна по особой договоренности с «STUDIOCANAL». И очень важно, что художественным руководителем стал сам Александр Калягин. В этом, я уверена, множество ее достоинств.

Сюжет мюзикла необычен.

Главные герои – бродвейский продюсер Макс Бьялосток (Юрий Мазихин), робкий бухгалтер Лео Блум, мечтающий о жизни продюсера с красотками, деньгами, шампанским (Егор Дружинин), шведка Улла, получающая главную роль в новом проекте Макса и Лео (Наталья Диевская).

Действие начинается у театрального разъезда на Бродвее. Новый мюзикл Макса о Гамлете провалился. Продюсер не знает, как поправить финансовые дела. Бухгалтер Лео придумывает «афёру века», как заработать миллионы, подсказывая Максу сделать провальный спектакль, найти для этого самую худшую в мире пьесу, самого худшего на свете режиссера. Собрать денег больше, чем требуется, у старушек-«греховодниц», провести кастинг самых худших артистов. План осуществлен. И Лео с Максом становятся продюсерами нового спектакля «Весна для Гитлера».

«Два еврейских продюсера, для того, чтобы заработать денег, подписывают договор с фашистом, а тот… сотрудничает с гомосексуалистами и евреями… все вместе делают мюзикл ради бизнеса. Сегодня, когда всё продается и покупается, думаю», – говорит другой исполнитель роли Макса максим Леонидов, спектакль прозвучит особенно актуально.

Неслучайно Давид Смелянский рассуждает: «Скорее, спектакль “Продюсеры” о том, что зрителя, толпу можно привлечь феноменальной пошлостью и безвкусицей. И предугадать, что станет шедевром в искусстве, совершенно невозможно».

Так происходит и в мюзикле. Спектакль «Весна для Гитлера», рассчитанный на провал, рецензенты называют шедевром. В результате возникает хит, который покоряет публику. И надежда Макса и Лео на то, что спектакль будет закрыт, возвращать деньги инвесторам не понадобится, не осуществляется. А их мечта о «главном провале в истории Бродвея» не сбывается. За мошенничество оба продюсера оказываются в тюрьме. Там рождается новый спектакль «Узники любви». Макс и Лео освобождены. Премьерой «Узников» на Бродвее заканчивается мюзикл Мела Брукса «Продюсеры».

С первого мгновения, как только я вошла в театр, всё располагало к приятному времяпрепровождению. Очистив обувь современным аппаратом со щетками, очень удобными в обращении, сдав вещи в гардеробе, можно было сразу сесть за один из столиков, расположенных здесь же, выпить любой напиток, закусить, просто посидеть, отдохнуть после бега по станциям метро (чтобы выйти на «Тургеневской», найти Фроловский переулок, дом 2, где разместился совсем недавно, 5 лет тому назад Московский театр «Et Cetera»).

Потом мне хотелось рассмотреть необыкновенно красивые кресла, расположенные в разных уголках театра. Изготовленные в Италии, они были разнообразны по дизайну, цвету. Одним словом, каждое из них являлось произведением искусства. Какое же изумление ожидало меня, когда войдя в зрительный зал, я увидела, в отличие от других театров, множество непохожих друг на друг на друга кресел.

Мое выглядело царским троном. Позолотой покрытый изысканный рисунок на черном фоне. Занимая его, чувствовал себя желанным гостем в этом театре.

А то, что началось с появлением на сцене Егора Дружинина в роли бухгалтера Лео Блума в дуэте с Юрием Мазихиным – продюсером Максом Бьялостоком, стало истинным пиршеством актерского мастерства. Так искренне, увлеченно, с азартом и блеском проживали все перипетии авантюрных ситуаций мюзиклов, пели, танцевали, в сопровождении живого оркестра под чутким управлением Виктора Луценко, что действия актеров казались сиюминутной вдохновенной импровизацией, наблюдать за которой одно удовольствие.

Звучание замечательной музыки: то фокстротов, то полек, то вальсов, то настоящих американских свингов, придавали атмосфере легкий веселый аромат.

С появлением на сцене Натальи Диевской в роли Уллы дуэт Дружинина–Мизихина украсился очаровательной выпускницей РАТИ–ГИТИСа (по специальности «актриса музыкального театра»), оказавшейся прелестной, чистой, притягательной краской, необходимой мюзиклу «Продюсеры».

Далее спектакль преподносил открытие за открытиями: за Диевской – Кирилла Лоскутова, исполнителя роли автора пьесы «Весна для Гитлера» – Франца Либкинда, нелепого человека, смешного и ужасного, жалкого и абсурдного, несчастного, «потерявшего все ориентиры в жизни», имеющего единственных друзей – голубей в клетках, обученных нацистским приветствиям.

В седьмой сцене I акта появился Андрей Бирин в роли «самого худшего режиссера» Роджера де Бри – экстравагантного гея, согласившегося со своими «творческими единомышленниками» ставить «Весну для Гитлера».

В девятой сцене «В стране старушек», от которых Макс Бьялосток (Юрий Мазихин) пытается получить деньги, исполняется юмористически-пародийный танец с ходунками. Первоклассно это делают актеры, и удачно цитирует балетмейстер Жанна Шмакова известный номер, являющийся визитной карточкой «Продюсеров». Однако, как эта, так и многие другие хореографические миниатюры в спектакле, не повторяют бродвейские варианты, а созданы балетмейстером заново. И, на мой взгляд, часто более изобретательно и мило. Даже после просмотра американской киноверсии 2005 года с блестящими актерами (Натан Лейн, Мэтью Бродерик, Ума Турман) многие танцевальные номера и превосходные актерские работы в постановке театра «Et Cetera» мне понравились значительно больше, чем в голливудской экранизации.

Вообще, приятно сознавать, что после грандиозного успеха шоу в Нью-Йорке и 74 городах США, в Лондоне, «Продюсеры» появились в Лас-Вегасе, Берлине, Стокгольме, Афинах, Токио, Мадриде, Мехико, Праге, Рио-де-Жанейро, Хельсинки, Милане, Буэнос-Айресе, Братиславе, Сиднее и добрались, наконец, до Москвы. Где я стала свидетельницей триумфа русской школы актерского мастерства.

И как утверждал Андрей Максимов (член жюри Фестиваля «Музыкальное сердце театра», театральный режиссер, радио- и телеведущий, писатель), что рождение отечественного мюзикла он сравнивает с русским психологическим театром. Так «Продюсеры» доказали, что освоение американского мюзикла наиболее удачно в драматическом театре под названием «Et Cetera».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах