Примерное время чтения: 12 минут
3638

Подделки и криминал. Как автоюристы обманывают пострадавших водителей

Криминальные схемы работы автоюристов известны многим автомобилистам.
Криминальные схемы работы автоюристов известны многим автомобилистам. pixabay.com

Пожалуй, ОСАГО для российских автомобилистов было и остается одной из самых волнующих тем. Особенно для тех из них, кто когда–либо попадал в ДТП и добивался выплат от своей страховой компании.

В последнее время появилась плотная прослойка посредников между страховщиками и автомобилистами. Это автоюристы. Но, как говорится в рекламе, не все из них одинаково полезны.

По разным данным, от 40 до 60 % автоюристов, особенно в регионах, не имеют высшего юридического образования. Согласно официальной статистике, примерно каждая вторая выплата по ОСАГО, прошедшая по решению суда, уходит к автоюристам. Хотя могла бы – к пострадавшим. Учитывая, что размер средней выплаты по ОСАГО приближается к 70 тыс. рублей, несложно подсчитать, что при обращении к автоюристу пострадавший может рассчитывать лишь на 35 тыс. рублей.

Кто–то обходится без полиса, считая его слишком дорогой покупкой и предпочитая на авось ездить без страховки. И это неудивительно: стоимость полиса ОСАГО выросла вдвое, а социально–экономическая ситуация в стране ухудшилась. Часть владельцев берёт поддельные документы намеренно, чтобы сэкономить. Другие же становятся жертвой мошенников.

Стать владельцем поддельного полиса очень легко. Например, автовладельцу могут позвонить якобы «страховые агенты» и сообщить, что у него заканчивается страховка и что страховой полис ему могут доставить на дом или в офис, только нужно будет внести страховую премию на месте (наличными или с помощью банковской карты).

Также имеет смысл усомниться в подлинности полиса, если страхователь приобрел его в интернете, но не на официальном сайте одной из страховых компаний. Это всё равно, что купить полис в «Газели» у здания ГИБДД, на улицах города и т.д. Если полис стоит в разы дешевле, чем обычно, то он тоже не может быть настоящим. Тарифы устанавливаются государством; цены у страховых компаний могут варьироваться, но незначительно – в рамках тарифного коридора, – базовая же ставка неизменна. Не бывает «акций» и «распродаж», в ходе которых настоящий полис стоил бы 1–1,5 тысячи рублей!

Автоюристы–авантюристы

Пожалуй, ни одна система страхования не привлекает к себе такого повышенного внимания, как ОСАГО.

Особенно это касается Краснодарского края, Ростовской и Челябинской областей, потому что, по мнению федеральных экспертов, эти регионы входят в число так называемых токсичных: здесь слишком много криминальных автоюристов, и в последние годы их число резко возросло.

Так, по словам управляющего партнёра аналитического центра НАФИ Павла Самиева, до 80% автоюристов в областных центрах упомянутых регионов используют нелегальные схемы в своей работе: отправляют неполные пакеты документов, фальсифицируют страховые случаи, совершают подлоги документов, вводят в заблуждение автовладельцев и т.п. Еще 10% злоупотребляют несовершенным законодательством, но в целом действуют в рамках правового поля.

Остальные 10% рынка – это специалисты, действительно помогающие разрешать споры между страховщиками и автовладельцами. Как правило, они представляют интересы страхователя по доверенности.

«Только за прошлый год автоюристы вывели с рынка ОСАГО, по разным оценкам, от 10 до 18 миллиардов рублей, – говорит он. – Это те деньги, которые могли бы получить пострадавшие в ДТП, но которые ушли в итоге юристам. По разным прогнозам, если ситуация не изменится, то за 2016 год автоюристам удастся вывести с рынка ОСАГО от 13 до 15 млрд. рублей».

О четырёх схемах

Уже разоблачены четыре излюбленные схемы криминальных автоюристов.

По закону у страховой компании есть 20 календарных дней, чтобы осмотреть авто и произвести выплату.
По закону у страховой компании есть 20 календарных дней, чтобы осмотреть авто и произвести выплату. Фото: pixabay.com

Первая – «Оперативная». Узнать по своим каналам (от сотрудников полиции, например) о факте ДТП, приехать на место аварии и потрясти перед носом у шокированного пострадавшего несколькими купюрами: «Мы вам – такую–то сумму наличными, вы нам – право требования от страховой компании». После чего отсудить у страховщика сумму в несколько раз больше той, что получил пострадавший, и забрать ее себе.

Вторая схема – «Проси больше – дадут меньше». То есть завышение размера ущерба, когда не только стоимость услуг оценки закладывается в сумму ущерба.

Заказать у «карманного» эксперта оценку ущерба поврежденного авто и получить сумму, которой хватило бы на ремонт небольшого поддержанного «Боинга».

Третья «Авария–призрак»: это когда фальсифицируют сами страховые случаи, «химичат» с документами.

Смысл четвертой схемы в том, что «автоюристы» высылают страховщикам требование о возмещении убытка «Почтой России». Со «слегка» неполным пакетом документов. С пустыми страницами, без приложения документов, благодаря которым компания и может составить картину происшествия, чтобы выплатить компенсацию. А согласно описи, на которой «Почта России» ставит отметку, все документы наличествуют! Страховщик присылает ответ: товарищи, так не получится, пришлите полный пакет. Тогда «автоюрист» снова шлет ему пакет документов, и снова неполный, и снова – с почтовой отметкой. А потом идет в суд и требует возмещения, предъявляя эти самые отметки – и судьи принимают решение в его пользу.

Словно «похоронные агенты»

Любой автоюрист жаждет извлечь прибыль из автовладельца. Но если добросовестный автоюрист всегда действует в интересах клиента, не выезжает на место ДТП и всегда сидит у себя в офисе, то недобросовестный юрист после ДТП появляется на месте сразу и настойчиво предлагает свои услуги. Существует даже такой «подвид» автоюристов, который в народе уже успели прозвать «похоронными агентами».

Как и представители этой печальной профессии, «авто–агенты» получают информацию о случившемся из собственных источников, приезжают к пострадавшим, зачастую находящимся в шоке и растерянности, а затем предлагают свои услуги. Прямо на месте происшествия в обмен на небольшую плату предлагают переуступить им право требования от страховой компании возмещения по ОСАГО. При этом пугают тем, что добиться выплаты от страховщиков невозможно, и что проще «рассчитаться на месте», а общение со страховой – уже их ума дело.

Такие «похоронные агенты» вовсе не выглядят как «братки» из 90–х: как правило, это хорошо одетые молодые люди, на неплохих машинах, обладающие навыками убеждения. Неопытным и/или напуганным водителям они нередко показывают документы, бумаги, доказывающие, что страховые компании занижают выплаты. Иногда представляются аварийными комиссарами. Получив согласие «клиента», они идут в суд и добиваются больших выплат – но, опять же, присваивают их себе. Поэтому, если произошло ДТП и некто предлагает вам наличные прямо на месте аварии – отказывайтесь, если не хотите кормить жуликов.

«При обращении к автоюристам плата должна быть фиксированной и оговариваться заранее, – комментирует директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. – Если «автоюрист» обещает через суд добиться гарантированной суммы для пострадавшего, а все, что выплатит страховая сверх этого, планирует забрать себе, то он рассчитывает сорвать большой куш, который вообще–то положен самому пострадавшему. Отказаться от сотрудничества стоит и в том случае, если встретились с т.н. «похоронными агентами» – «автоюристами», которые приезжают сразу на место ДТП и предлагают на месте купить у вас право требования за сумму наличными. Чаще всего они представляются «аварийными комиссарами».

Эксперты напоминают: согласно федеральному законодательству, при ДТП автовладелец должен обращаться в свою страховую компанию. И уже затем, если выплата его не устроила, идти в суд. Предоставление автомобиля для осмотра страховой компании является также необходимо по закону, иначе со страховщика снимается обязанность по выплате страхового возмещения. Если автоюрист заявляет, что первое и второе – не обязательно, то он либо не является профессионалом, либо сознательно подталкивает пострадавшего к нарушению федерального законодательства.

Как отличить настоящий страховой полис ОСАГО от поддельного?

Полисы, отпечатанные не на бланках ФГУП «ГОЗНАК», печатаются на поддельных бланках, ввозимых контрабандным способом из Китая, Молдовы, Украины. Визуально их довольно непросто отличить от настоящих. Стоит обратить внимание на…

Цифры
Средняя выплата по ОСАГО в 2015 году составила 46,3 тысячи рублей, при этом средняя судебная выплата составила 62,9 тысячи рублей.

По данным РСА, в 2015 году страховые компании выплатили клиентам по решению суда 18,4 млрд руб. Нестраховые выплаты автоюристам за 4 года увеличились в 3 раза.

В 2011 году автоюристы получали 15% от судебной страховой выплаты, в 2015 году уже 43%.

  • качество бумаги. У настоящих полисов, отпечатанных на бланках ФГУП «ГОСЗНАК», бумага напоминает денежную купюру, такая же шершавая.
  • номер полиса. Он нанесён справа сверху, словно вдавлен в бумагу, его даже можно прощупать пальцами.
  • металлические ленты, на которых написано «полис ОСАГО».
  • водяные знаки. На поддельных полисах фраза «РСА автомобиль» читается словно в зеркальном отражении, то есть неправильным образом.

Но поддельные полисы могут быть отпечатаны и на бланках ФГУП «ГОЗНАК»! Дело в том, что когда та или иная страховая компания прекращает деятельность, на рынке могут оставаться выданные ей бланки полисов ОСАГО, которыми затем могут торговать недобросовестные агенты.

Если компания заявляет в правоохранительные органы, что ее бланки были украдены, то по возникшему впоследствии страховому случаю она не обязана возмещать ущерб. Если же бланки были просто утрачены, то страховщик должен будет возместить ущерб.

В любом случае проверить подлинность полиса ОСАГО можно на сайте РСА. Узнав, что ваш полис – поддельный, вы можете обратиться в полицию с заявлением, что против вас были совершены мошеннические действия. С другой стороны, автовладелец ведь тоже виновен в том, что купил этот полис. Поэтому проще пойти и застраховать автомобиль заново, только уже у официальных страховщиков.

Комментарий

Сергей СмирновСергей Смирнов, автоэксперт, автоюрист, редактор журнала «За Рулем»:

На мой взгляд, вносить серьезные изменения в закон об ОСАГО не стоит. Сейчас правильнее сделать акцент на точечных правках. Вот, к примеру, взять проблемы с доступностью полисов ОСАГО в регионах. Уже сейчас начала работу (и результаты весьма неплохие) система «Единого агента РСА». С нового года все без исключения страховые компании обязаны будут продавать полисы через интернет. Электронное ОСАГО, уверен, закроет проблему с затруднениями при покупке полисов.

Но самое значимое, это приоритет «натурального возмещения» над денежными выплатами. По сути, предложение интересно для всех пострадавших. Это как в КАСКО, когда вам дают направление на ремонт в выбранный автосервис. Причем, ремонт происходит без каких–либо доплат.

Как только будут решены вопросы с доступностью полисов и получением адекватной компенсации, мнение большинства автомобилистов к «автогражданке» сильно изменится. И в лучшую сторону.

Регион

Ущерб от деятельности автоюристов в 2015 году (в млн. руб.)

Краснодарский край

                    386

Республика Башкортостан

                    210

Ростовская область

                    209

Челябинская область

                    178

Волгоградская область

                    130

Ставропольский край

                    118

Липецкая область

                    66

Ивановская область

                    55

Мурманская область

                    38

Сахалинская область

                   23,66

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах