Примерное время чтения: 6 минут
41

Неисправимый столетний оптимист

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 24/02/2010

Две революции - Февральская и Октябрьская, две войны - гражданская и Великая Отечественная, четыре общественно-политических строя, двенадцать государственных правителей... Как много вех может выпасть на долю одного человека!

Нашему герою довелось стать свидетелем образования Советского государства, а потом, через много десятков лет, и его распада. А ещё индустриализация и коллективизация, репрессии и "оттепель", застой и перестройка.

3 февраля Семён Денисович Петренко справил свой столетний юбилей.

Детство босоногое, крестьянское

Что осталось в памяти из детства? Не так уж много картин, а радужных среди них и вообще почти нет. По рассказам родителей, помнит Семён Денисович, что ещё в конце XIX века их крестьянская семья переехала в Башкирию из Харьковской области по одной из первых железных дорог, пущенных в этих краях. Поколесили немало, прежде чем обосновались в селе Новоконстантиновка, что под Уфой. Там же появился на свет, в числе других семерых братьев и сестёр, маленький Семён.

Два огорода у родителей было, по гектару каждый - так что картошки сажали много. А ещё сеяли рожь, овёс и просо. Выращивали и коноплю - из пеньки мать шила одежду, то и носили. Но всё равно бедствовали, жили впроголодь. В восемь лет Семён пошёл в школу, там и хлеб себе стал зарабатывать.

- Я первым учеником в классе был, особенно арифметика мне хорошо давалась. Учитель ещё задачу не дочитал, а я уж руку тяну, - вспоминает Семён Денисович. - Так ребята, что побогаче, "пронюхали" это дело и стали просить меня решение им на листочке записывать. А потом у доски по моему листочку всё и записывали. А за то - хлебом меня подкармливали.

Ему было всего семь лет, когда произошла Октябрьская революция и огромную страну разделило на два враждующих лагеря. Но воспоминания от этого периода остались чёткие. Они, мальчишки, и сами играли в "белых-красных". Сооружали из подсолнухов "винтовки" - и айда "громить" друг друга. Только вот белыми быть никто не хотел, все вставали "под красные знамёна". Так уж сложилось в их деревеньке, где один другого беднее, - взрослые приветствовали новую власть, обещавшую им хлеб и землю. И родители Семёна не раз красноармейцам помогали: подкармливали картошкой и молоком, устраивали на ночлег.

Однажды, заигравшись, выскочили мальчишки с огорода на улицу и замерли в изумлении: верхом на лошадях, шашки наголо, движется по деревне белогвардейский отряд.

- Переехали они через овраг, там и красных нашли. Те в бега ударились, одного только беляки поймали. Раздели и босиком по снегу повели в другую деревню. А там зарубили этого солдатика и снегом закидали, - говорит Семён Денисович. - А на другой день уж красная кавалерия и пехота вперёд пошли, тоже через нашу деревню. Слышал, что разбили они тогда белогвардейцев.

Я бы в медики пошёл...

Как ни стремился юный Сёма к знаниям, как ни рвался в школу, но после третьего класса учёба его закончилась - отцу с матерью нужна была помощь. Устроился Семён деревенских овец пасти. Расплачивались сельчане со своим пастушонком пшеницей - весомая подмога большому семейству. Да только мальчонка, любознательный, пытливый, и там времени зря не терял. Как улягутся овцы отдыхать, достаёт Семён из сумки раздобытый где-то учебник арифметики - и ну зубрить. Нацелился не куда-нибудь - в столицу белокаменную. Поступил в медицинский институт. Успешно учился. Только-только окончил, и как гром среди ясного июньского неба - война.

Началась жизнь, суровая, военная. Сколько жизней он спас, военный врач Семён Денисович Петренко, разве сосчитаешь. А сколько и не смог: погибали в первые месяцы войны десятками, сотнями, тысячами. За первые три с небольшим месяца от трёхтысячного полка, где служил Семён, 65 человек осталось, да и то уже после пополнения. Командиров всех трёх батальонов полка убило в боях.

Об одной этой, военной, странице жизни Петренко можно рассказывать много. И о том командире, что после первого же боя был задет шальной пулей. Вроде, и неглубокой рана оказалась, всего-то маленькая красная точка на ноге. А пока везли в медсанбат по непроходимым болотам, умер их командир.

Потом, когда вся страна встала уже на мирные рельсы, для Петренко война не закончилась. Службу свою он продолжил на границе с Китаем и только через три года стал ходатайствовать об отставке.

- Девушек там совсем не было, - улыбается Семён Денисович. - Жениться не на ком было.

На Урале, Семён Денисович женился. С супругой своей, Кларой Дмитриевной, прожил 44 года. От неё у Семёна Денисовича осталась дочь, а теперь вот и внук с внучкой.

В Бога верю и жизни этой радуюсь

В чём же секрет долгой и плодотворной жизни? А секрет этот в физическом труде на вольном воздухе, в добром отношении к людям, в способности поделиться с ближним последним куском хлеба, отдать другу последнюю рубашку. Но и к этому добавил кое-что Семён Денисович:

- Я в жизни своей не курил и не пил. Нет, правда, на фронте, покуривал. Но, как война закончилась, решил для себя: брошу. Есть у меня и ещё один очень хороший рецепт продления жизни - не унывать ни при каких обстоятельствах. Уныние - тяжкий грех, потому что оно парализует волю человека, лишает его сил на борьбу с трудностями. А о жизни своей так скажу: счастливый я человек. Делал, что совесть подсказывала, и не стыдно мне за свою жизнь. А это и есть счастье.

На вопрос о вере Семён Денисович ответил так:

- Есть Бог или нет, никто не знает. А верить в него нужно. Божья вера от плохих дел уберегает. А это и есть самое главное в жизни - не делать худого ближнему своему.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно