aif.ru counter
21

"Иван Степаныч"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48 25/11/2009

Ретро-ГАЗ цвета хаки с развевающимся на ветру триколором был на сентябрьском автомобильном многоборье "Виртуоз руля" самым заметным участником. А ещё 7 лет назад этот сейчас гулко ревущий стальной солдат выглядел как груда сгнившего металла.

Ветхий "ГАЗ-67" нашли в в одной из деревень Троицкого района Челябинской области ребята из клуба старинных автомобилей "АСА". Находке "асавцы" обрадовались: хоть что-то осталось после москвичей, которые к этому времени уже успели "вычерпать" из области немало раритетного автоматериала. Не удалось перехватить, к примеру, уникальный пожарный автомобиль на базе "ЗИС-11", который столичные собиратели автомобильной старины выкупили у одного челябинца за огромные деньги.

В клубе говорят, что ЗИСы, ГАЗы и другие машины времён Великой Отечественной войны сегодня в цене. Их охотно и за лакомую цену приобретают не только коллекционеры, но и киношники.

С войны - в колхоз

- Такие автомобили нужно искать по деревням, в сараях у стариков, - объясняет Павел Шутько, студент автотракторного факультета ЮУрГУ и член клуба "АСА", восстановивший авто. - Заниматься машиной хозяева, как правило, уже не в силах, а выбросить жалко. Вот и пылятся раритеты по гаражам, заваленные разным хламом.

Когда почти полностью сгнивший автомобиль асавцы достали из-под гаражных завалов, то увидели: это - "ГАЗ-67", 1943 года выпуска, с уцелевшими колёсами и стальным каркасом сидений. Кстати, рядом с этим автомобилем в деревенском сарае обнаружили ещё один такой же. Но история и дальнейшая судьба "близнеца" ребятам, к сожалению, неизвестна.

А вот спасённый "ГАЗ-67" оказался самой что ни на есть боевой машиной, настоящей фронтовой. Хозяин раритета рассказывал мастерам, что на войне этот автомобиль принадлежал командиру полка, а потом "газик" использовали как связного на передовом крае. "Стальной солдат" перевозил по фронтовым дорогам штабистов, разведку, связистов и даже таскал лёгкую артиллерию. На таких машинах возвращались с войны.

- Хозяин автомобиля приехал на нём с фронта, - рассказывает Павел. - Немного "подшаманенный", "газон" ещё долго бегал по колхозу.

Из истории известно, что что "ГАЗ-67" выпускался вплоть до 1953 года. После войны автомобили возили по полям председателей колхозов, агрономов и самых уважаемых механиков. Военные ГАЗы, которые очутились на улицах города, вообще пытались приспособить к мирной жизни, облагородить. К примеру, оснащали дверями, а на родной открытый кузов со складным брезентовым верхом приваривали закрытые будки.

Характер не сахар

Если в послевоенные годы жёсткий характер и внешний вид "ГАЗ-67" пытались укротить, то в наше время асавец Павел старался восстановить его оригинальный облик. "Иван-Виллис", как называли "ГАЗ-67" за сходство с американским "джипом", подчёркивая его советскую самобытность, студент собирал по крупицам, выискивал родные запчасти по деревням. Как правило, процесс реставрации ретро-автомобиля растягивается на годы. А нашему мастеру повезло. Для развалюхи-ГАЗа почти сразу нашёлся оригинальный "живой" двигатель. Более того, двигатель быстро удалось состыковать с коробкой передач и мостами. На сборку и доводку машины ушло всего полтора года - по меркам автореставраторов, мизерный срок.

Основная сложность в восстановлении ГАЗа, по словам Павла, заключалась в установке на двигатель маховика. В мастерской не могли подобрать болты, идентичные родным. Дело в том, что эти детали в 1940-е подгоняли по американской дюймовой системе измерения. К майскому Параду Победы этого года машина не вышла именно из-за маховика. Правда, в июле недоработку устранили, и выгнали автомобиль на обкатку. А в сентябре "ГАЗ-67" уже участвовал в первенстве автотракторного факультета ЮУрГУ по автомногоборью "Виртуоз руля-2009. Осенний кубок". Следующий выход в свет "солдата" намечен на май 2010 года в 65-летие Победы.

- Едешь по городу на нём, и все оборачиваются, жестами показывают, что автомобиль отменный, - улыбается Павел Шутько. - А вот характер у него не сахар.

Лёгкий в управлении военный "газик" упрямством отличается не на дороге, а в гараже. Не захочет заводиться - не заставишь. С этой особенностью "Иван Степаныча", как окрестили "стального солдата" в клубе "АСА", считаются все мастера-реставраторы, особенно механики Шутько.

- Нас с отцом в семье считают немного сумасшедшими, - посмеивается Павел. - Возвращаясь домой, мы сначала здороваемся и разговариваем с машиной, а потом - с родными. Общение с ретромобилем нужно, чтобы понять, готов он к ремонту или будет сопротивляться. Машина должна отозваться на слова. Вот если в душе что-то шевельнулось - значит автомобиль реагирует, отзывается, и можно с ним работать.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых