aif.ru counter
18.11.2009 00:00
20

Бизнесмены за партой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47 18/11/2009

"Я тебе дам почтовую марку из Бурунди, а ты мне за это немецкий ластик!" - "Хитренький какой! Ластик труднее достать, гони ещё одну марку!" Разговоры, подобные этому, вели даже советские школьники - почти все помнят эту нехитрую коммерцию. С той поры многое в школах изменилось.

Не секрет, что дети в южноуральских школах не только учатся. Любая школа - это модель общества, а значит, занимаются школьники и коммерцией. Причём далеко не всегда она столь бесхитростная, как может показаться на первый взгляд.

"Клубничка" дороже монстров

Прежде в школах коммерция была представлена бартером. Впрочем, он распространён и сейчас. Собственно, с обычного обмена, за которым учителям уследить невозможно, всё и начинается. Дети меняются канцелярскими принадлежностями, игрушками, конфетами, журналами, фото, да всем чем угодно. Практически в каждом классе есть профи этого дела, у которого в результате хитрых комбинаций скапливается большое количество не нужных ему лично вещей, которые он пускает "в оборот".

Однако встречались примеры и прямой продажи - чаще всего покупали за деньги объекты коллекционирования: марки, монеты, открытки, модели автомобилей. Встречались и более интересные способы заработать.

- В контрольных я был не очень силён, зато хорошо рисовал, - вспоминает челябинец Олег Р. - Этим и пользовался для нехитрого заработка. Например, моим одноклассникам очень нравились рисунки всяческих монстров и сражений. Тогда, сами понимаете, никаких комиксов не было, поэтому мои картинки воспринимались на ура. Все: и отличники, и завзятые хулиганы - хотели иметь такие рисунки, причём многие просили изобразить чудовищ на форзацах своих дневников, за что мне потом влетело от классной руководительницы.

Но это ещё цветочки. Торговал я и "клубничкой", то есть рисунками голых девушек. Фотографии достать было трудно, а мальчишкам хотелось, так сказать, полюбоваться. Вот и рисовал, держа в уме античные статуи, ну и то, что удавалось разглядеть в фильмах. Платили за "порно" куда больше, чем за монстров. Цен я уж, конечно, не помню, но хватало на покупку сладостей, прочего, да и авторитетом пользовался. Cмешно вспомнить, как боялся, что учителя узнают, кто подобными художествами занимается!

А вот кому учебник старый?

Сейчас, в отличие от советских времён, больше распространена прямая купля-продажа, а не обмен. Современные школьники имеют больше возможностей заработать, а поэтому и сами предпочитают "живые" деньги.

- О школьном бизнесе я узнала со слов дочери, - рассказывает мать школьницы О. Савельева. - Большим спросом пользуются учебники и методички - ребята продают их младшеклассникам. К примеру, учебник, который изначально стоил 250 рублей, уходит за сотню. Как говорит дочь, если опустить цены ниже, с руками оторвут.

К методичкам предъявляются особые требования: чтобы непременно были ответы по всем контрольным с примерами решений. Кроме того, моя дочь, подобно многим другим, плетёт так называемые "фенечки" и продаёт, У неё на руке, можно сказать, целый "склад" - товар лицом! Продаёт она их, кажется, за 5-10 рублей.

Кстати, увидеть малолетних продавцов можно и на улице: во времена школьных базаров, в конце августа - начале сентября, почти на каждой ярмарке располагаются мальчики и девочки, продающие старые учебники, методичики, даже тетради. Никто этих продавцов не гоняет, не притесняет, зачастую вокруг них толкутся не только дети, но и взрослые. Особо умные дети нередко торгуют решениями контрольных задач, что называется, и по ходу учебного процесса.

Сами педагоги обычно смотрят на такие вещи сквозь пальцы. Прежде бороться с коммерцией в школах велела идеология, сейчас такого нет.

- Одно дело - торговать "фенечками", а совсем другое - продавать решения контрольных работ, - рассудил начальник отдела нормативно-правовой деятельности и кадрового обеспечения управления образования Челябинска Александр Орёл. - С точки зрения закона, дети не имеют права заниматься никакой коммерческой деятельностью, хотя понятно, что подобное ограничение носит формальный характер. Если абстрагироваться от правовых аспектов, то нет ничего страшного в том, что человек продаёт результаты своего труда. У нас такое общество, что надо учиться этому тоже - продавать свой труд. Но вот продажа контрольных - это, получается, обман учителя, обман образовательной системы. В этом случае речь идёт о проблемах воспитания.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых