Примерное время чтения: 6 минут
141

Сколько заповедей нужно атомщику?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42 14/10/2009

Старшее поколение ещёпомнит про Кодекс строителя коммунизма. Год назад в Росатоме началась работа над созданием Кодекса корпоративной этики работников атомной отрасли. Не разделит ли этот второй документ судьбу первого? И зачем нужен подобный Кодекс?

Наш собеседник - ветеран атомной промышленности и Производственного объединения "Маяк" Евгений Рыжков.

- Евгений Георгиевич, на ваш взгляд, нужен ли свод общих этических законов в атомной отрасли?

- Этический кодекс, кодекс корпоративной этики, морально-этический кодекс - как ни назови, смысл один. Попытки создания подобных документов, подобных сводов правил предпринимались неоднократно. Меня всякий раз интересует один и тот же вопрос: а чем кодекс этики работников атомной отрасли может отличаться от кодекса этики работников пищевой промышленности? Или, к примеру, сферы образования? На мой взгляд, существует общечеловеческий моральный кодекс, в основе которого лежат общечеловеческие морально-этические принципы. Я говорю о десяти заповедях - мне кажется, они вобрали в себя всё, и каждый человек, если он считает себя человеком, должен исповедовать эти нормы и правила.

Откровенно говоря, не думаю, что Кодекс корпоративной этики Росатома что-либо изменит в сознании работников атомной промышленности. Тут вопрос в другом. Если человек с детства впитал в себя общечеловеческие принципы и, придя на службу в атомную отрасль, увидел, что эти принципы соблюдаются и ему есть с кого брать пример, то и он будет действовать в соответствии с морально-этическими нормами.

- Вы считаете, для работников атомной отрасли соблюдение общечеловеческих морально-этических принципов приобретает особое значение?

- Думаю, что да, поскольку в атомной отрасли нарушения этих принципов и норм могут привести к весьма серьёзным и страшным последствиям. В конечном счёте, чернобыльская трагедия - это не только незнание персоналом технологических регламентов и инструкций, но и настроение вседозволенности, что для многих стало привычным. Авария, по сути, была рукотворной. Человек должен соблюдать морально-этические нормы не из-за боязни наказания, а потому, что он так воспитан. Если бы так были воспитаны операторы Чернобыльской атомной станции, они бы не допустили пять уголовно наказуемых нарушений, пять отступлений от технологического регламента, которые повлекли за собой эту страшную аварию.

Соблюдение морально-этических норм - это безаварийная работа, бережное отношение к окружающей среде, особое внимание к вопросам безопасности и экологии, залог того, что наша отрасль будет служить на благо человечества.

- Приходилось ли вам сталкиваться с морально-этическими дилеммами за время работы в атомной отрасли?

- Наверное, морально-этические дилеммы касаются в большей степени тех, кто непосредственно занят в разработке смертоносного атомного оружия. Когда ты работаешь в отрасли, но имеешь к этому делу весьма далёкое и опосредованное отношение, эти дилеммы тебя не особо занимают. Из истории мы прекрасно знаем, что создатели американского атомного оружия всерьёз были озабочены морально-этической стороной своей работы. Взрыв атомной бомбы - это, по словам Ферми, "прекрасная физика", но все гадали: а стоило ли это делать, какого джинна мы выпустили из бутылки, правы ли мы перед человечеством, ведь решая тактическую задачу, мы, возможно, совершаем огромную стратегическую ошибку?

Подобными морально-этическими дилеммами были озадачены и наши ядерщики, создававшие советскую атомную бомбу. Мы торопились сделать атомное оружие для защиты, а не для нападения - в этом наше моральное преимущество. Именно так трактовали свою работу наши учёные, но и они были озабочены морально-этическим аспектом. Ещё великий В. Вернадский в далекие 20-е годы задавался риторическим вопросом: сумеет ли человечество использовать атомную энергию себе во благо, или употребит её на самоуничтожение? И эта озабоченность была оправданной. С другой стороны, должен подчеркнуть, что если американцы сразу же испробовали оружие на живых людях, целом городе (хотя некоторые учёные предлагали для начала устроить взрыв на необитаемом атолле и специально пригласить туда японцев для демонстрации нового оружия), то наши учёные сразу же задумались над возможностями мирного использования атома.

- К АЭС в обществе неоднозначное отношение...

- В России сейчас действует 31 реактор. А во Франции их насчитывается 59! В Японии с её частыми землетрясениями - 54! А ведь это сравнительно небольшие и плотно заселённые, по сравнению с Россией, страны. Нам не уйти от строительства АЭС, если мы не хотим отстать от развитых стран. Напомню, что планируется запустить ещё 20 реакторов и довести долю АЭС в энергетике с 15 до 25%.

- Подобный рывок потребует большого количества специалистов. Существует ли, на ваш взгляд, проблема "межпоколенческого разрыва" в атомной отрасли?

- Безусловно, такой разрыв существует, но это не та проблема, которую надо драматизировать. Мы, люди старшего поколения, в большей степени должны стремиться понять молодых, их мысли и желания, нежели они нас. Необходимо ответственное отношение к делу, продиктованное не страхом перед наказанием, а внутренней потребностью жить и работать в соответствии с нормами этики и морали. Я уверен, что безнравственный человек может декларировать самые высокие идеалы, но если сам он ведёт себя вразрез с ними, то пользы от подобной пропаганды не будет никакой.


НАШИ ЛЮДИ

Евгений Георгиевич Рыжков пришёл работать в Центральную заводскую лабораторию ПО "Маяк" в 1957 году. В 1964 году окончил вечернее отделение Московского инженерно-физического института по специальности "Радиохимик". Занимался вопросами охраны окружающей среды, очистки сточных вод от радионуклидов и др. Вскоре возглавил группу внешней дозиметрии лаборатории охраны окружающей среды, а в 1990 году стал руководителем группы по связям с общественностью ФГУП "ПО "Маяк". С 2006 года работает в должности директора Озёрского городского краеведческого музея. Более двадцати лет ведёт преподавательскую работу в вузах Озёрска и Челябинска, читая курсы "Введение в экологию", "Нормирование природоохранных показателей" и другие.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно