Примерное время чтения: 6 минут
55

В ночное на железном коне

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 07/10/2009

В минувшие выходные на трассе "Вираж" лучшие мотогонщики из Свердловской, Курганской, Тюменской и Челябинской областей состязались в марафоне и кроссе.

Корреспондент "АиФ-Челябинск" промок до нитки и вывозился в грязи, чтобы сделать репортаж из самой гущи событий.

До старта - ни-ни

Спортсмены - народ суеверный. Перед стартом они категорически отказывались не только общаться с корреспондентом, но и даже фотографироваться на мотоцикле. Одни просто скрещивали руки, а другие убедительно грозили кулаком в объектив.

- Я вам ни слова не скажу, - отрезал трёхкратный чемпион России Семён Рогозин. - После финиша - пожалуйста. А перед стартом, сколько раз проверял, нельзя с журналистами общаться. Или в дерево врежешься, или с трассы улетишь.

Спорить с 16-летним мастером спорта было бесполезно. Паузу заполнил директор челябинской команды "Техномоторс", мастер спорта международного класса Александр Платонов, у кого и тренируется Семён.

- Сегодня челябинские мотокроссмены не опускаются ниже третьего места в чемпионатах и Кубках России, постоянно занимают призовые места на этапах Кубка Европы, - говорит Александр Николаевич. - В Кыштым должен был приехать ещё один лидер нашей школы Евгений Земсков, но он отпросился на день рождения. Но и Сёма не подарок для соперников - через неделю, кстати, он будет в составе сборной страны выступать на чемпионате Европы.

Верхом на корове

Пока юниоры летали по трассе, Платонов поделился секретами воспитания чемпионов. В первую очередь, от будущих гонщиков требуется желание, физическая подготовка и хорошие оценки в школе.

- Из двоечников звезду спорта не вырастить, - отчеканил тренер. - Если он ничего не понимает на уроках, то сложно будет от него добиться результатов и на тренировках. Как это ни покажется странным, но гонщик должен на "отлично" знать и физику, и химию. Всё просчитать, проанализировать. А те, кто думает, что новый мотоцикл да помощнее - и он уже чемпион, то это до первого поворота или берёзы. Хороший мотоцикл, тренер и механик - это придёт позднее. И тогда в спортивной карьере будут только взлёты и никаких падений.

Хотя и с мастерами случаются казусы. Так, на тренировке мастер спорта Андрей Огурцов на одном из трамплинов приземлился на... корову. Откуда взялось парнокопытное на мототрассе, непонятно, но всё обошлось благополучно. Какую-то сотню метров не доехал до финиша другой ученик Платонова - 6-летний гонщик.

- Дело было на чемпионате России, он с большим отрывом лидирует и вдруг съезжает с трассы, мчится в закрытый парк и ищет папу с мамой, - смеётся Александр Николаевич. - Вся команда за ним: что случилось?! А мальчик просто в туалет захотел, ничего не поделаешь. Какие там кубки-дипломы, когда такое дело...

Тем временем финишировал Семён Рогозин. Только сняв шлем, тут же заявил: "Вот видите, правило не давать интервью перед стартом сработало. Поэтому и победил". Впрочем, тут же добавил, что ехал не в полную силу, не как на чемпионате России.

- Я шёл в среднем темпе, а в одном из поворотом мотоцикл заглох, и меня тут же настиг Василий Несытых, гонщик из Каменска-Уральского, - рассказывает Семён. - В итоге, я всё равно от него оторвался. Что же касается будущего, то многое зависит от финансирования, думаю, мне по силам и европейские чемпионаты.

Байки грязи не боятся

Сами соревнования начались ещё в субботу вечером. С ночного марафона. Выйти на 25-километровую трассу вокруг горы Егозы отважились лишь с десяток гонщиков. Действительно, отважились. Потому что, по сути, в непроглядной темноте (свет от мотоциклетной фары не спасение), гнать по крутым виражам и лужам в овраге - испытание для настоящих экстремалов.

- Ночной марафон - самая сложная дисциплина, - говорит судья международной категории Владимир Рыгалов. - Конечно, днём на тренировках гонщики проезжают трассу, но всего не предусмотришь. Бывает, что приходилось искать заблудившихся спортсменов, тех, кого подвела техника или у которых случилась травма. В таких ситуациях правило одно: стоять на месте и ждать помощи на эвакуаторе.

Спортсмены стартовали друг за другом через минуту, подбадриваемые небольшой группой болельщиков. Аплодисменты на старте сорвал Борис Мартынов из Стрежевого - города белых ночей и сибирских морозов, на самом севере Томской области. Болельщики предложили сразу вручить ему кубок: для участия в мотомарафоне он уже совершил свой автопробег, проехав 1 700 километров.

- А что остаётся делать? В наших краях эндуро не развито, да и ездить на мотоцикле особенно негде, - пояснил Борис. - Города и дороги нефтяников и газовиков отсыпаны на болотах. Прекрасные ландшафты, горы и леса начинаются после Тюмени. В детстве картингом занимался, а в феврале купил себе байк, и вот теперь езжу по стране, ищу возможность посоревноваться с такими же фанатами мотоспорта. Дебютировал в Самаре на чемпионате России, занял седьмое место, потом в Магнитке четырёх секунд не хватило до "бронзы". Нехватку опыта компенсирую отсутствием страха. У меня характер такой - газ до отказа и вперёд. О плохом даже не думаю. Дома терпит моё увлечение семья и ждёт возвращения. Лучше, если с победой.

Инженер по эксплуатации газотурбинной электростанции стал сибиряком сравнительно недавно. Он сам родом из Златоуста. Поэтому поездки на Урал совмещает с визитом к родителям. Вот и в этот раз в Кыштым его сопровождал отец Борис Петрович, взявший на себя обязанности механика и повара.

- Я часто говорю, что сын у меня на бензобаке родился, - смеётся отец гонщика. - Мотоцикл - наше семейное увлечение. В наше время практически каждую весну у всех мальчишек начинался "острый мотоксикоз", седлали "Ижы", "Восходы" и гоняли, где можно. Когда повзрослели, уже с детьми за грибами-ягодами на мотоциклах всегда ездили. Внук растёт, сейчас ему ещё полтора года, но подрастёт, и тоже к технике приучим.

Ночной марафон для Мартынова завершился сходом с трассы. Обогнав многих соперников, за полтора километра до финиша он, что называется, сел в лужу. В полном смысле этого слова - на скорости влетел в глубокую лужу, повредив мотоцикл. Победа досталась челябинцу Денису Галкину, кыштымец Анатолий Калачёв был третьим.

Как заметил вице-президент Федерации мотоспорта России Александр Платонов, нынешние соревнования - на твёрдую "четвёрку". И они будут ходатайствовать о включении состязаний в официальный календарь для проведения не Кубка, а чемпионата России.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно