Примерное время чтения: 8 минут
80

Евгений Тефтелев: "Первые пострадали - первыми поднимаемся!"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 07/10/2009

Каковы перспективы южноуральской промышленности в посткризисный период? Кто сможет в Челябинской области производить уникальные товары? И почему лучший отдых - это находиться за рулём автомобиля, который движется в сторону Магнитогорска?

На эти и другие вопросы корреспонденту "АиФ-Челябинск" ответил Евгений Тефтелев, министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области.

Подушка безопасности

- Евгений Николаевич, Челябинская область оказалась в числе регионов, которые одними из первых приняли на себя удар нынешнего кризиса. Насколько наша промышленность сегодня отошла от этого экономического потрясения?

- Кризис "тряхнул" в нашей промышленности, в первую очередь, металлургию, затем удар на себя приняли машиностроение, строительная отрасль и далее он расходился по отраслям, подобно кругам по воде. Но, вновь подчеркну, первыми новые экономические реалии примерили на себя металлурги, и первыми именно металлурги теперь выходят из кризиса.

В натуральном выражении того, что производится, в качестве примера могу назвать Челябинский металлургический комбинат, который первым вышел на те рубежи, которые он занимал в докризисное время. Сегодня металлурги Магнитки вплотную приблизились к максимальному докризисному уровню: раньше производился миллион тонн продукции, сейчас производится около девятисот тысяч тонн. И не только производится, но и, что очень важно, реализуется. Если же говорить о рублёвых показателях, они, конечно, сегодня находятся на несколько ином уровне. О выходе на прежний уровень прибыли пока говорить рано.

Хотя, ещё раз отмечу, на сегодняшний день в целом по металлургии мы отмечаем подъём. Тот же многострадальный Златоустовский металлургический завод сейчас находится в намного более стабильном положении в сравнении с тем, что происходило здесь ещё несколько месяцев назад. Во многом ситуация улучшилась здесь за счёт соглашения между правительством Челябинской области, ЧМК и Златоустовским заводом. Мы здесь видим движение вперёд по общему объёму производства. Пришли на производство в 8 тысяч тонн, в следующем месяце было уже 15 тысяч, в этом месяце планируется произвести 22 тысячи, далее будет выход на объём в 27 тысяч тонн.

- Каков сегодня отраслевой расклад южноуральской экономики?

- 63% - металлургия, 16-18% - машиностроение, около 20% приходится на другие отрасли: транспорт, связь, энергетику...

- Многие эксперты говорят, что злую шутку с Челябинской областью сыграла именно сильная зависимость региональной экономики от двух отраслей... Учитывая кризисные реалии, как будут изменяться наши приоритеты в будущем?

- Мне кажется, промышленное производство будет постепенно уступать место малому и среднему бизнесу.

- То есть вы считаете, что в будущем "подушкой безопасности" для нашей традиционно промышленной области станут небольшие предприятия?

- В определённой степени это так. Если мы сегодня ведём речь о построении эффективной экономики, то должны думать о том, как людей постепенно, цивилизованно распределить так, чтобы у максимального их числа была работа. Естественный выход - для той части людей, которая наиболее эрудированна, талантлива, профессиональна, создать условия, где они начнут самостоятельно производить уникальные продукты, востребованные рынком.

К уникальным технологиям должны приходить и более крупные предприятия. Примеры есть. Ведь есть же у нас "Метран", который высокие технологии продаёт.

- И продавать подобные технологии можно не только на внутренний, но и на внешний рынок. Кстати, кризис заставил наши предприятия как-то пересмотреть соотношение импорта и экспорта?

- Предприятия варьируют это соотношение, месяц на месяц не приходится. К примеру, в последнее время объём реализованной продукции на ММК, поставляемый на внутренний рынок значительно превышает поставляемый на внешний. В настоящее время предприятия намного пристальнее анализируют условия контрактов, иногда им приходится вообще идти на грани, с нулевой рентабельностью, ведь основная задача во время кризиса заключается в том, чтобы удержать людей, не распустить. Надо отдать должное металлургам, они в нынешней ситуации думали и о будущем. Один стан "5000" на ММК чего стоит?! Ведётся кропотливая работа (пусть более медленными темпами, но ведь ведётся) по реконструкции Челябинского металлургического комбината.

Возьмите программу реконструкции ЧТЗ, яркий пример машиностроительного предприятия, инвестиционная программа которого поддерживается государством. Здесь, несмотря на кризис, вплотную подошли к тому, чтобы начать производить двигатели следующего поколения. На УралАЗе есть чему поучиться. "Тойотовская" система, которая внедрена на этом предприятии, по своему рациональному подходу даёт самый низкий уровень затрат на производство.

- Не кажется ли вам, что главное отличие кризиса современного от 90-х годов кроется в том, что предприятия, несмотря на трудности, не сворачивают инвестиционные программы?

- Да, именно это является красной чертой, разделяющей кризис прошлый и кризис нынешний. Предприятия сегодня пытаются максимально сохранить коллектив, модернизировать производство, чтобы в последующий период быть полностью готовыми к экономическому подъёму.

Требования времени

- С началом кризиса все начали говорить о проблеме моногородов. И о рисках, которые они несут во время кризиса, - социальных и экономических. А у нас, что ни населённый пункт, то моногород: Магнитогорск, Златоуст...

- В науке есть несколько определений моногородов. Если брать наиболее традиционное, то моногород - это населённый пункт, больше половины жителей которого работает на одном предприятии. У нас таких городов почти нет. Как о моногороде можно говорить, пожалуй, лишь об Усть-Катаве. Даже Магнитогорск под это определение не подходит. Ведь в Магнитке, помимо металлургии, развиты и другие отрасли: и малый бизнес, и строительство, и машиностроительные предприятия... И Златоуст под определение моногорода по этой же причине не подходит.

- Вот мы все, говоря о Челябинской области, перечисляем металлургию, машиностроение, строительную отрасль. Почему лёгкая промышленность не звучит?

- На самом деле звучит. Ведь несмотря на то, что в лёгкой промышленности у нас сегодня занято менее 1% активного населения, она дорога тем, что в ней задействован труд наиболее незащищённых слоёв населения, например, инвалидов. Плюс не нужно забывать, что в нише именно лёгкой промышленности сегодня работают многие малые и средние предприятия.

Мировое лицо Магнитки

- Евгений Николаевич, вы родились в Карталах, учились и работали в Магнитогорске, сейчас - в Челябинске. Какой город вам ближе, где вы себя наиболее комфортно чувствуете?

- Знаете, для каждого времени дорог свой город. Карталы - это моё детство, всё, что связано с моими родителями, близкими, школьными друзьями. Магнитка - совершенно особое время, которое занимает совершенно особое место в моей жизни. В Магнитогорске я в общей сложности прожил с 1972 года по 2002 год. То есть - 30 лет. Челябинск мне всем нравится, но, да простят меня жители областного центра, я в душе был и остаюсь магнитогорцем.

- Магнитка менялась на ваших глазах. Какие изменения вас откровенно удивляли?

- Удивляло и удивляет более всего то, какими темпами и в каком направлении развиваются местные предприятия. Не побоюсь сказать с пафосом, но промышленность Магнитки приобрела совершенно новое лицо.

- Лицо европейское?

- Лицо мировое! Уровень мировой. В 1993 году мы ездили на стажировку в Австрию, ходили там с широко открытыми от удивления глазами. Мы же до этого не ездили никуда, ничего не знали, не видели, варились в собственном соку. А сейчас уже в Магнитку со всего мира приезжают посмотреть да поучиться. Я возвращусь к разговору о реализованном здесь проекте стана "5000". Я когда его впервые увидел, у меня одни эпитеты были: это нечто уникальное, сверхсовременное, громадное... Кстати, о громадности, выражение-то не фигуральное. Знаете ли вы, что когда везли необходимое оборудование для этого стана, предварительно все мосты, которые попадались по дороге, на прочность проверяли.

- Как известно, график министра напряжённый. Но человек должен как-то отдыхать, расслабляться. Кто-то в сад идёт на грядках покопаться, кто-то на рыбалку, охоту отправляется. Каков ваш способ отойти от дел насущных?

- Если выдаётся свободная минута, я еду в Магнитку, встречаюсь с родными, друзьями. Такие встречи, пожалуй, лучший отдых. И ещё я отлично отдыхаю, когда нахожусь за рулём. Мне 18 лет исполнилось, когда я сдал на права, с тех пор люблю водить автомобиль. Дорога манит. Благо, что благодаря настойчивости Петра Ивановича Сумина и Виктора Филипповича Рашникова, дорога между Челябинском и Магнитогорском, по которой я чаще всего езжу, сделана великолепная. По сути, два этих человека соединили эти два главных города Челябинской области.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно