Примерное время чтения: 4 минуты
74

Восстановить справедливость

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 18/03/2009

Новенький холодильник не морозит, счет за воду в квитанции об оплате коммунальных услуг вызывает недоумение, мастер в салоне красоты испортил прическу, а дубленка после химчистки стала меньше на два размера... При этом продавцы, начальник ЖЭКа, парикмахер и иже с ними упорно отказываются понимать причины вашего беспокойства.

Кому нести печаль свою?

Конечно, тому, кто обязан помогать обманутым в лучших чувствах людям по долгу службы - специалистам магнитогорского объединения защиты прав потребителей (ОЗПП). За шестнадцать лет реальной работы они помогли сотням магнитогорцев найти управу на недобросовестных бизнесменов и чиновников, добиться справедливости в ситуациях судебных тяжб между продавцом товаров и услуг и их потребителем. Ежемесячно в ОЗПП обращается около 750 человек, каждый месяц юристы объединения готовят 10-15 исковых заявлений в защиту интересов конкретных граждан и 5-6 исков в защиту прав неопределенных лиц.

В подавляющем большинстве случаев люди недовольны качеством технически сложных товаров (мобильных телефонов, стиральных машин, пылесосов и т.п.) и качеством предоставления коммунальных услуг. Чуть меньше претензий к изготовлению и установке пластиковых окон и мебели. Именно в этой нише сегодня большие проблемы с исполнением судебных решений: вернуть свои кровные, связавшись с фирмой-однодневкой (которые бурно плодятся в кризисные годы), невозможно. Совет один: помните, что бесплатный сыр бывает только... сами знаете, где. То есть не верьте рекламе, обещающей манну небесную за смешные деньги, а решившись, поинтересуйтесь стажем работы фирмы на рынке. Проверьте, есть ли у нее собственное производство, и где оно развернуто, заключите грамотный договор, озаботившись квалификацией специалистов.

Бизнес и антикризис

Однако даже солидный предпринимательский возраст фирмы сейчас, в эпоху экономического кризиса, не дает потребителю никаких гарантий. Бизнес быстро учится, приспосабливается к изменившимся условиям, принимает, что называется, свои антикризисные - а заодно и антипотребительские - меры. Если в 1996 году предприниматели безоговорочно удовлетворяли претензии потребителей, то нынче правила игры изменились.

- Сейчас появилась новая тенденция: бизнес объединяется в некоммерческие парт-нерства, а те, кто работают самостоятельно, прибегают к услугам юристов разного масштаба, - прокомментировал председатель магнитогорского ОЗПП Владимир Зяблицев. - Для потребителя создаются такие условия, в которых он не имеет возможности реализовать свои права на законных основаниях, например, не может присутствовать на процедуре проверки качества товара. Распространена практика, когда предприниматель, принимая товар на проверку, не оформляет соответствующие документы, отказывается фиксировать на бумаге жалобы потребителя, противозаконно меняет срок гарантийного ремонта, отправляет потребителя в сервисный центр для проведения диагностики, которая почему-то оказывается платной, хотя по закону это бесплатная услуга. В сервисном центре бедолага в лучшем случае получит заключение, что товар качественный, а в худшем - что виноват он сам.

Плохо то, что мы не знаем своих прав, не умеем пользоваться законом, не хотим связываться с судом. Мы не подозреваем о том, что имеем право не только на гарантийный ремонт, что у нас есть альтернативные права. Например, можем потребовать заменить товар или вовсе отказаться от исполнения договора купли-продажи. Этим активно пользуются недобросовестные предприниматели: бизнес научился выживать в эпоху экономического кризиса, минимизируя убытки за счет неграмотности потребителя.

Не доводи до суда

Магнитогорское объединение защиты прав потребителей, в отличие от подобных организаций в других городах, не берет за свои услуги ни копейки. Финансируют его работу добросовестные бизнесмены, которые понимают, что сейчас они предприниматели, а завтра - рядовые потребители коммунальных, медицинских, образовательных услуг. В судебных процессах, инициированных ОЗПП, примерно 70% тяжб заканчиваются мировым соглашением. Свежий пример. Частный предприниматель, который сначала отказался удовлетворить претензии пожилой женщины, в ходе судебного разбирательства заключил мировое соглашение и возместил стоимость дорогой стиральной машины. Если бы дело дошло до судебного процесса, выплатил бы еще неустойку, штраф за отказ в удовлетворении требований потребителя (а это 30% от стоимости) и возместил моральный ущерб.

Трудная социальная задача ОЗПП - воспитание грамотного потребителя и грамотного бизнесмена при прямом действии законов - единственный путь к грамотному рынку. А закон сейчас не просто на стороне потребителя: в руках специалистов он работает четко и эффективно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно