Примерное время чтения: 8 минут
82

Воспоминания о смерти

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37 10/09/2008

Семь лет назад челябинец Игорь Воронин стал свидетелем, пожалуй, самой страшной американской трагедии. 11 сентября 2001 года Игорю, водителю лимузина в крупной компании, казалось, что в Манхэттене он увидел ад на земле.

В тот день он, водитель роскошного темно-зеленого "Линкольна", собрался ехать в южную часть Манхэттена к башням-близнецам World Trade Center - этот престижный район всегда считался хлебным местом, и именно здесь работало огромное количество клиентов компании Apex Car & Limousine Incorporated. Обе башни-близнеца имели по 110 этажей, где арендовали офисы 450 компаний из 30 стран мира. Ежедневно ВТЦ посещали до 100 тыс. человек. В тот день Игорю почему-то не хотелось спешить. Что-то внутри словно задерживало его. Позвонив приятелю в Москву и проговорив с ним 20 минут, всё же решил ехать. Только тронулся, по рации необычайно взволнованный голос босса сообщил страшную весть.

- Парни, не заезжайте в южный Манхеттен! - кричал в трубку шеф. - В ВТЦ страшный взрыв и пожар. Повторяю всем водителям...

Парализованный Нью-Йорк

В Америку коренной челябинец Игорь Воронин впервые приехал еще в 1993-м. Поработав год, осмотревшись, вернулся в Челябинск. Затем работал в Греции. И спустя 4 года уже вместе с женой снова вернулся в Штаты, потому что туда сильно тянуло.

...11 сентября 2001 года в Нью-Йорке было солнечно, тепло и безветренно. Стояло настоящее бабье лето. Это по-русски. В Америке такие теплые погожие деньки называют индейским летом. Игорь снимал небольшую квартирку в одном из районов Нью-Йорка и уже пару лет работал водителем лимузина, а жена Галя - в русской "кулинарии" Moscow on Hudson.

Рабочий день начинался рано. Подъем в 5.00 утра. Душ, кофе, завтрак, отутюженные брюки и белоснежная рубашка, галстук, до блеска начищенная обувь - и знакомый ежедневный маршрут до Манхэттена, который за несколько лет жизни в Штатах Игорь знал уже как свои пять пальцев.

В 6.50, когда Нью-Йорк только-только просыпается, лимузин припарковался возле отеля, где Игоря уже поджидал первый пассажир. Отвезя его в аэропорт Кеннеди, в 8.20 русский таксист позвонил диспетчеру, чтобы узнать о следующих клиентах.

- Езжай на Манхэттен, становись на лист, получишь работу быстро, - дал команду диспетчер Миша, эмигрант из Молдавии. - Заказов много...

В машине неназойливо звучала "Народная волна", на тот момент единственная русская радиостанция. Диджеи со свойственным им юморком будили русских эмигрантов.

- Неожиданно ведущий эфира объявил, что несколько минут назад произошла трагическая случайность, - вспоминает Игорь Воронин. - В северную башню Всемирного торгового центра врезался пассажирский самолет!

Утренняя программа радиостанции была организована так, что все дозвонившиеся попадали в прямой эфир. В "Народную волну" начали звонить радиослушатели со своими версиями. Неожиданно в эфир прорвался голос: "Я нахожусь рядом с ВТЦ, в южную башню врезался второй самолет".

Тем временем "Линкольн" Игоря оказался на холме километрах в 8 от южного Манхэттена. Отсюда словно на ладони было видно, как горит небоскреб.

- Это было ужасное зрелище. Я никогда раньше не видел такого черного дыма, - говорит Игорь. - Дороги сразу парализовало. Тысячи машин ползли и останавливались.

Некоторое время спустя машину потоком вынесло на другою точку с хорошей видимостью. Из радиосводок уже было известно, что небоскребы рухнули.

- Я увидел, как огромное черно-серое облако дыма и пыли накрыло южный Манхэттен, - говорит Игорь. - В воздухе пахло гарью. Этот запах пропитает Нью-Йорк надолго, до весны, пока не вывезут 1,2 млн тонн обломков.

Руины за 5 баксов

Окружной дорогой через пробки к полудню Игорь вернулся домой. Жена облегченно вздохнула.

- У меня в тот день был выходной. Сидела дома, - рассказывает Галина Воронина. - Когда включила телевизор, подумала, что попала на фильм ужасов. Не верилось глазам... Я места себе не находила из-за мужа - мобильная и стационарная связь ведь сразу отключилась.

Тем временем у католической церкви, что находилась рядом с домом, где жили Игорь и Галя, собралась толпа. Убитые горем американцы пели патриотические песни. Многие из них рыдали. Во всех домах на балконах, в окнах стали появляться звездно-полосатые полотнища - так американцы проявляли патриотизм.

- Слава богу, никто из наших друзей не погиб, - вздыхает Игорь. - Но, как оказалось, среди погибших было немало клиентов нашей компании.

Естественно, теракт подорвал работу. Теперь вместо 8-10 заказов таксисты получали максимум 3-4. Что говорить, люди боялись... Сотрудникам компании Aрex Сar & Limousine правительство США выплатило компенсации как косвенным жертвам.

- Я тогда смог обоснованно доказать свои потери, и мне выплатили через американский Красный Крест и аналог российского МЧС около 5 тысяч долларов, - говорит Игорь Воронин. - Кто-то получил больше. Хотя не обошлось без махинаций. Находились циники, которые получали страховки за смерть жены, якобы находившейся в то утро в ВТЦ. На деле оказывалось, к примеру, что они уже разведены, и жена уехала жить в другой штат.

Спустя всего лишь несколько недель после трагедии власти Нью-Йорка на одном из холмов соорудили на скорую руку смотровую площадку. Всего за 5 долларов с носа можно было посмотреть на руины небоскребов, бывших когда-то наравне со статуей Свободы одним из символов Америки. Очереди из желающих попасть сюда выстраивались на сотни метров. Люди стояли часами, чтобы потом в течение несколько минут посмотреть на район, где еще недавно были самые дорогие и престижные в Нью-Йорке офисы, а теперь это была огромная могила нескольких тысяч людей.

- Я не осуждаю власти города за этот шаг, - говорит Игорь. - Казне были нужны дополнительные средства, чтобы помочь пострадавшим. Тогда все штрафы за нарушения правил дорожного движения увеличили в 2 раза, и даже стоял вопрос, чтобы сделать проезд на всех мостах Нью-Йорка платным.

Свобода вместо близнецов

Наступил октябрь. Шок первых дней прошел. Но доступ в южный Манхэттен был по-прежнему закрыт. Город всё еще находился в оцепенении. Все ожидали, что 11 сентября террористы не ограничатся. Усиленные меры безопасности, патрули у мостов и проверки багажников и грузов перед въездом в тоннели стали привычными.

- Я избегал ездить по тоннелям. Казалось, что именно они могут стать следующим местом теракта, - признается челябинец. - Всё думал: вдруг газ пустят?

Спустя месяц среди пассажиров Игоря оказался эммигрант из России, тоже Игорь. Разговор, естественно, мог быть только на одну тему. Чувствовалось, что у парня была потребность рассказать о пережитом.

Как оказалось, этот счастливчик успел спастись с 15-го этажа южной башни. Он был владельцем небольшой компании, офис которой располагался в ВТЦ. Когда увидели, что северная башня горит, сотрудники офиса стали паковать документацию и компьютеры. Когда самолет врезался в южную башню, всех сбило с ног. Через мгновение без всякой команды все инстинктивно понеслись к выходу.

- На лестничных маршах уже был сплошной поток людей, - пересказывает историю своего клиента Игорь Воронин. - Мешали спускаться пожарные, бежавшие вверх. Они бежали навстречу своей смерти... Игорь Фарберов, так звали моего пассажира, понял, что выбрался, когда людской поток вынес его за пределы здания: "Так быстро я никогда не бегал, была только одна мысль - хоть еще раз увидеть своего трехлетнего сына. То, что явилось моим глазам, ты не увидишь ни в одном фильме ужасов. Откуда-то сверху летели глыбы бетона и человеческие тела. Люди раскалывались, как арбузы. Метрах в пяти от меня бежал человек, его накрыло огромной плитой. Был, и нет... Я опомнился на мосту. Когда сошел с моста, понял, что уже в Бруклине. И понял, что жив..."

С того страшного дня прошло уже 7 лет, но Игорь Воронин, перебравшийся жить на Кипр, вряд ли когда-нибудь сможет забыть события, очевидцем которых ему пришлось стать.

- В этом году в феврале летал в Америку к дочери. Был и в Нью-Йорке, - говорит он. - Встречался с хозяевами компании, в которой работал. Вспоминали тот день. Сейчас на месте ВТЦ полным ходом идет строительство (это место с того самого страшного дня закрепило за собой название "Граунд зиро" - площадка ноль). Вместо Всемирного торгового центра должна появится башня Свободы - 4 небоскреба по 70 этажей, объединенные остроконечной крышей. Дай бог, их минует участь башен-близнецов...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно