Примерное время чтения: 5 минут
107

Высший пилотаж

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 06/08/2008

Чтобы выполнять фигуры высшего пилотажа, вовсе не обязательно учиться в летном училище. Главное - мечтать о небе.

- Самолет - это отдушина. Я никогда не возвращаюсь из полета в плохом настроении, - говорит Алексей Медведев, единственный южно уралец, принимавший участие в проходившем недавно региональном этапе чемпионата России по высшему пилотажу на спортивных самолетах. - Какие бы ни были на земле проблемы, в небе думаешь только о полете. Да и невозможно на высоте думать о чем-то другом.

"Не годен, но летаю!"

Как выполнить переворот, петлю, вертикальную восьмерку, полупетлю или штопор, Алексей знает очень хорошо. Несмотря на то, что он никогда не учился в летном. Просто с детства мечтал о небе. Как и многие мальчишки, в свое время Алексей занимался в кружке авиамоделирования. Потом были прыжки с парашютом в клубе юного десантника и неудачная попытка поступить в ЧВАКУШ. Вердикт врачей: не годен по состоянию здоровья. А потом - перестройка и развал Союза. Вместе с великим государством рухнули и мечты о небе.

- Существовавший учебный центр закрыли. Да и не до полетов было. Надо было выживать, - вздыхает пилот Медведев.

В 2005 году Алексей увидел на улице растяжку частной авиакомпании "Челавиа": "Учим летать". Алексей, инженер по образованию, приехал на аэродром Калачево посмотреть да узнать, что к чему. И, естественно, стал частым посетителем... Уже спустя несколько месяцев занятий состоялся САМ - первый самостоятельный вылет.

- Это была обычная тренировка. И вдруг мой инструктор говорит: "А теперь - сам". Руки не тряслись, - с улыбкой вспоминает пилот-любитель. - Только ноги чуть-чуть. Начал сам с собой разговаривать, команды давать. Ощущение было, что все это не со мной происходило. А потом - ребячий восторг! Старший штурман по традиции включил по громкой связи марш "Все выше, выше и выше".

Сейчас за плечами Алексея около 150 часов летного времени. Каждый из этих вылетов - особенный.

- Нет ни одного полета, похожего один на другой, - говорит Алексей. - Каждый полет - это творческий процесс. Когда речь идет о высшем пилотаже, часто даже употребляют термин "рисунок полета": полет же складывается в единое целое из отдельных частей, фигур.

В семье к увлечению Алексея относятся с пониманием. Жена Юлия мужа-романтика поддерживает и вопрос ребром не ставит.

- Она у меня единомышленница, - смеется Алексей. - Понимает, что первым делом у меня - самолеты.

Увы, в последнее время челябинские пилоты РОСТО практически не летали. Почти полгода транспортной прокуратурой на полеты был наложен запрет. Простаивали самолеты, не летали пилоты. Как тут не позавидовать гражданской авиации?

- Вот и становится горько, что не дали в свое время реализовать мечту. С другой стороны, мы все равно в небе, - рассуждает Алексей. - Кстати, пилоты гражданской авиации нам завидуют и говорят: "Мы летаем, как на трамваях ездим: на высоте 60 метров включили автопилот и так до посадки. А настоящий полет - у вас, на поршневых самолетах!".

Мечтая о небе

13-летний Дима Ванягин тоже любит небо. Первый шаг навстречу большой любви он уже сделал. Этот невысокий скромный мальчишка - чемпион России по авиамодельному спорту в своем возрасте. Громкий титул Димка завоевал несколько недель назад в Новосибирске, на чемпионате России.

В клуб юного техника в поселке Октябрьский Диму несколько лет назад привел дядя. Глаза у мальчугана загорелись при виде легких кордовых моделей. Самому захотелось делать такие же. И за пару лет подросток научился не только управлять моделями, но и строить их. У юного чемпиона России в клубе свои рабочие ящички. Лобзики, отвертки, куски бальзы, клей - инструмент и материалы для будущих пилотажных моделей.

- Самое сложное - это начать делать, - смущаясь, говорит мальчишка. - Модели мы обычно выбираем сами. Потом в Интернете находим чертежи. А вот кабину, киль можно сделать по своему усмотрению. Конечно, есть свои правила, но и пофантазировать немного можно.

Свои пилотажные модели ребята испытывают на аэродроме Калачево. Там, рядом с настоящими самолетами, проходят тренировки авиамоделистов клуба. А в настоящем самолете Дима летал всего один раз - с мамой на юг.

- Мне больше нравится управлять моей моделью, - говорит подросток, увлеченный небом. - Это не объяснить. Вам нужно хоть раз поддержать ручку управления в руках. Тогда станет понятно, что такое квадратные петли, обратный полет, горизонтальные и вертикальные восьмерки, песочные часы... И как это здорово!

А мечтает 13-летний мальчишка, конечно же, поступить в летное училище и стать настоящим пилотом.

- Ты и так пилот! - смеется его педагог Сергей Григорьев. - Неужели тебе этого мало?

- Хочу стать настоящим! - смущается мальчуган. - Настоящим военным пилотом!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно