Примерное время чтения: 6 минут
42

Репрессированы, но не забыты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 16/07/2008

"А у меня в роду тоже репрессированные были..." Эта фраза никого не удивляет. По Южному Уралу каток сталинских репрессий прошелся с теми же катастрофическими последствиями, что и по всей стране.

Истории о сосланных или расстрелянных родственниках в иных семьях передаются как предания. Однако же в большинстве случаев информации крайне мало - слишком много времени прошло, да и отношение государства к этой теме было, прямо скажем, далеко не однозначным.

Между тем в настоящее время всё больше южноуральцев хотят докопаться до правды, воздать последнюю дань памяти тем, кто пострадал в эпоху Большого террора.

Под гусеницей истории

Надо сказать, что среди репрессированных были представители самых разных слоев населения, от партийных руководителей до священнослужителей и крестьян.

В частности, на ЧТЗ массовые аресты проходили среди тех, кто в свое время побывал в США, где закупали оборудование для нового завода, знакомились с зарубежным опытом. Например, вся вина Казимира Ловина заключалась в том, что он неоднократно бывал в Детройте и даже организовал там фирму "Челябинсктрактор плэнт". В 1932-м он был назначен директором ЧТЗ, а в 1937-м арестован и расстрелян. Досталось и работникам рангом пониже. Иван Комаров, трудившийся на заводе инженером, был расстрелян в 1937 году. Как вспоминает его дочь Раиса, членам ее семьи не давали забыть, что они относятся к париям - сама Раиса, например, ни разу не была в пионерском лагере, вход туда ей был заказан.

Судьба тех, кому удалось избежать расстрела, тоже печальна. Исаак Зальцман, работавший заместителем наркома танковой промышленности в Челябинске и директором ЧТЗ после войны, был репрессирован в 1949 году. Обвинения, как водится, выдвигались самые дикие. Скажем, председатель цехкома говорил: "Разве можно было принимать его в партию, когда жена его находилась на оккупированной территории и жила с бургомистром города Запорожье?"

Был устроен процесс. Исаака Зальцмана уволили, но не лишили наград и сослали в Орел простым мастером на небольшой завод по производству запчастей для танков. Как вспоминают его коллеги, на завод бывший директор приходил всегда в генеральской шинели - он носил звание генерал-майора. В этой же шинели (правда, предварительно сняв погоны) ходила в институт его дочь Татьяна - сосланные жили бедно.

Исаак Зальцман умер в 1988 году, и за все годы его долгой жизни его ни разу не приглашали ни на одно торжество на ЧТЗ. Лишь в 1995 году на заводе была открыта мемориальная доска в его честь.

Просьба на простыне

Поразительно, но некоторые предметы, связанные с эпохой Большого террора, сохранились до наших дней. Речь идет не только о таких обычных вещах, как столовый сервиз 30-х годов или патефон, но и о более уникальных экспонатах - записках арестованных, их поделках, изготовленных за колючей проволокой.

Некоторые предметы можно увидеть на выставке, которая проходит в архиве Челябинской области по адресу: улица Елькина, 45. Это уникальная экспозиция, аналог которой пока есть только в Барнауле.

По словам работников выставки, сюда приходят не только студенты, просто любопытствующие, но и те, кто хочет больше узнать о своих репрессированных родственниках. Мало кого может оставить равнодушным, например, просьба пересмотреть дело, написанная арестованным преподавателем челябинского пединститута Максима Давидова на куске собственной простыни. Или же записка священника Василия Русанова, которую он попытался передать собрату по несчастью: "Уважаемый Владимир Васильевич! Там у вас в батарейке в середине между зубьями есть немного табаку на несколько папирос, передайте в кухню Петрову и скажите, чтоб передал мне. Вчера в четверг был на допросе с 4,5 утра до 11,5 вечера. В следующую пятницу около 10 дня будете свободны. Когда выйдете, не оставьте меня, помогите чем-либо, прямо изнемогаю в одиночке!"

Записка, кстати, так и не попала адресату - ее изъяли работники НКВД.

Сам же несчастный Василий Русанов был расстрелян в 1938 году. Впечатляет тот факт, что священника арестовывали до этого аж четыре раза - в 1920, 1923, 1930 и 1933 году!

Другие южноуральские священники избирали своеобразную форму протеста. Сохранились сведения о некоем Максиме Суханове, который, скрываясь от ареста, бродил по деревням, но при этом проводил обряды крещения, венчания, отпевания - словом, всё, о чем просили. Его потрепанные требник и Евангелие соседствуют на выставке с иконой, демонстративно порезанной ножом какого-то безбожника.

Икону изрезали, попытались уничтожить, но она сохранилась до наших дней, как и многие другие свидетельства того страшного времени. А значит, и память жива. Так что всегда есть шанс найти следы своих репрессированных родственников, сколько бы лет ни прошло.

Как узнать о своих близких

  • Прежде всего надо обратиться в Главный информационный центр МВД в Москве, где (как утверждается) имеется информация о номерах дел и местах их хранения практически на всех заключенных. Главный информационный центр МВД РФ (ГИЦ МВД РФ): 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., д. 67. Если человек был осужден за пределами РСФСР, информация о его уголовном деле будет отсутствовать. В случае отсутствия информации в ГИЦ МВД РФ нужно обращаться с аналогичным запросом в ФСБ РФ.
  • Уголовные и надзорные дела на осужденных и/или отбывавших наказание в РСФСР хранятся в архивах управлений Федеральной службы безопасности субъектов Российской Федерации. Адреса УФСБ находятся на сайте www.fsb.ru/contact/ufsb.html. Обращаться в архивы можно как напрямую, так и через Центральный архив ФСБ России (почтовый адрес Центрального архива ФСБ России: 101000, Москва, ул., Б. Лубянка, д. 2).
  • Отдельно сообщаем адрес управления ФСБ РФ по Челябинской области: 454091, Челябинск, ул. Коммуны, д. 70, тел. дежурного (351) 233-88-56 (круглосуточно), тел. доверия (351) 233-88-91, подразделение общественных связей (351) 239-24-50
  • После того как становится известен номер дела, в архив направляется запрос на предоставление дела на ознакомление. В этом же запросе желательно запросить разрешение на изготовление копий документов из дела, а также получение личных вещей (это могут быть документы, фотографии, удостоверения, письма и т. д). В запросе можно соединить две просьбы: на поиск дела и ознакомление с ним. В случае удовлетворения просьбы дело пересылается в УФСБ по месту жительства заявителя. Правом на ознакомление с делами имеют только лица, доказавшие родство с осужденным. Для этого необходимы свидетельства о рождении, свидетельства о браке и справки органов ЗАГС.

Языком цифр

Всего на Южном Урале было репрессировано 37 041 человек. Из них расстреляно 11 592. Только на печально известной Золотой горе обнаружены останки 1946 человек - они располагались в 11 шахтах, занимавших территорию в 15 га.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно