Они убегают из дома не от хорошей жизни. И уроки этим маленьким "голодранцам", как их часто называют горожане, преподают не родители и школа, а улица.
У 11-летнего Сашки огромные голубые глаза и завшивленные непослушные русые вихры давно не стриженной головы. Из дома он убегает, как по расписанию: в понедельник, среду, пятницу. Дома - "не просыхающие" от пьянки мама и отчим, пустой холодильник, горы грязной посуды и бутылок, порванные учебники. Здесь, на улице, вольно и хорошо, здесь проще выжить. И потому он бежит.
Мнимое благополучие
С наступлением лета таких, как Сашка, на Южном Урале появляются сотни. Так, только в Челябинске с начала 2008 года было зарегистрировано 218 уходов из дома. Причем 19 маленьких челябинцев до сих пор находятся в розыске. Где сейчас эти маленькие бродяжки, одному Богу известно.
- По районам инспекторы по делам несовершеннолетних своих "бегунков" знают в лицо, - говорит Ольга Вавилова, инспектор ПДН УВД Челябинска. - Да и подростки узнают инспекторов даже без формы.
По статистике, чаще всего убегают из дома подростки 12-14 лет. Хотя иногда сотрудникам УВД приходится искать и детсадовцев. Всех их стараются найти и вернуть в социально-реабилитационные центры, откуда их отправляют в детдома или семьи, если беглецы "домашние". Но если детдома и приюты беспокоятся о своих подопечных и сразу же после исчезновения ребенка обращаются за помощью в милицию, то в неблагополучных семьях исчезновение собственного чада могут просто не заметить.
- Тогда мы проверяем семью, - поясняет Ольга Вавилова. - Если у ребенка на теле есть побои, его могут поместить в спецприемник. Но сами дети часто обманывают. Они знают свою выгоду. Могут сказать, что их бьют, обижают, унижают, а на деле семья может быть вполне благополучной.
Таких случаев немало. В прошлом году маленький Максимка, пойманный инспекторами, утверждал, что дома его постоянно бьют. В подтверждение показывал синяки и ссадины на худеньких ручонках. Но, как оказалось, дома его ждали нормальные мама и папа. По словам соседей, ребенок всегда рос в любви и ласке. А ссадины и синяки маленький обманщик поставил себе, случайно упав. Правда, если ребенок бежит из дома, это уже тревожный знак. О каком здесь можно говорить благополучии?
- Конечно, кто-то поссорится с мамой и уходит. В последнее время было несколько случаев, когда ребенок боялся показать плохие оценки в дневнике, - рассказывает Ольга Вавилова. - Бывает, просто хотят привлечь внимание взрослых, которые жизнью своих детей, видимо, не сильно интересуются.
Романтики с большой дороги
К отдельной категории челябинские милиционеры относят неместных "бегунков". Прибывшие из области дети попадают в специальное учреждение - социальный приют для детей и подростков Калининского района "Возрождение", который инспекторы ПДН между собой называют "перевозкой".
Сюда, в одно из двух зданий на улице Верхоянской у Никольской рощи, ежемесячно попадает до 25-30 детей не только со всей области, но и из других регионов России и стран ближнего зарубежья.
- Если говорить о нашей области, то очень много детей из копейского приюта, Красноармейского района, Троицка, Миасса, Розы, Коркино и Златоуста, - приводит данные по поступлению детей в приют его директор Инна Малхасян. - Самые географически удаленные города, из которых у нас попадаются дети, - Нязепетровск, Верхний Уфалей, Катав-Ивановск и Магнитогорск. Всё чаще привозят "бегунков" из Таджикистана, Казахстана, Украины. Про соседние области я уж и не говорю.
Директора Инну Маратовну давно не шокируют истории детей, попадающих в стены приюта. За годы работы она успела насмотреться и наслушаться такого, от чего волосы дыбом встают даже у участковых самых неблагополучных районов. Но до сих пор эту женщину удивляет одно: кто помогает? До Челябинска подросткам ведь нужно добраться...
- Кто-то приезжает, перепрыгивая с электрички на электричку. Кого-то подвозят попутки. Я всегда поражаюсь тому, что водители подвозят бродяжек, - возмущенно говорит директор приюта. - Ну ладно, когда от поселка к поселку ребенок просит его подвезти. Так и то это вызывает множество вопросов: почему он один, где его родители? Но когда ребенок едет из Нязепетровска в Челябинск... Неужели взрослые не задают себе этот вопрос: а куда он едет и зачем?
В приемном отделении приюта "бегунки" содержатся от силы дня два. Этих романтиков с большой дороги здесь кормят, моют, обрабатывают (для таких детей педикулез и чесотка - норма), дают чистую одежду. Но нередко уже спустя неделю они снова оказываются в Челябинске.
"Туристический" синдром
Богатый опыт милиционеров и психологов показывает: в первую очередь в том, что подростки уходят из дома, виноваты именно родители.
- Те дети, родители которых не интересуются хотя бы элементарными вещами - такими, например, как в школе дела, с кем сын или дочь дружит, какие у них мысли, - это и есть потенциальные "бегунки", - говорит Ольга Вавилова, инспектор ПДН. - Во многих семьях, как считают дети, родители их не понимают. А подросткам нужно выразиться. Показать свое "я". Поэтому, естественно, они попадают в ту атмосферу, в те компании, где могут выразиться, где их лучше понимают.
Психологи утверждают то же самое: побеги не просто вредная привычка подростков, а психическое отклонение, "драпомания", вызванное нездоровой атмосферой в семье.
- Мать в семье возбуждает в ребенке желание жить, а отец показывает, как можно и нужно жить, - объясняет психологическую основу побегов Екатерина Иванина, педагог-психолог центра "Дагаз". - А теперь посмотрим на действительность: как проводят вечера отцы семейств? С пивом, у телевизора. Вечером после работы им не до детей.
Еще одна категория "бегунков" - дети с синдромом путешественника. Они бегут, потому что им это интересно. Чрезмерная любознательность и отсутствие поддержки их интересов со стороны родителей также приводят таких детей на улицу. Правда, такого ребенка вернуть домой проще, чем "бегунка" из неблагополучной семьи.
- Начните разговаривать с ребенком, - дает советы педагог-психолог. - Интересуйтесь его жизнью, задавайте вопросы, возите его хотя бы по городу. "Бегите" с ним, соберите вместе рюкзак. Уверяю, "побег" со взрослым ребенку понравится куда больше!
Куда сложнее адаптировать к нормальной жизни беглецов из неблагополучных семей.
- Вкусившим свободу бродячей жизни, трудно привыкнуть к режиму в интернатах, детских домах, приютах, - говорит Екатерина Иванина. - Таким детям комфортно только на улице. И вернуть их к нормальной жизни очень сложно.
Сходятся в едином мнении инспекторы ПДН и психологи и относительно равнодушия южноуральцев.
- Равнодушие взрослых не дает шансов этим бродяжкам, - считают они. - Ведь в стайке подростков, крутящейся возле магазина или на вокзале, наверняка есть "бегунки", которых еще можно вернуть к нормальной жизни. Увы, далеко не каждый из нас готов протянуть руку помощи.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть