Примерное время чтения: 8 минут
66

Уральская Поднебесная

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 16/04/2008

Для работы китайцам надо немного: маломальскую крышу над головой, рис и воду. И будет пахать трудолюбивый гастарбайтер во благо русских.

- Молодежь из деревни бежит. Если кто и остается, то работать не хотят, - вздыхают старики из поселка Бишкиль. - Вот китайцы и работают, раз некому больше. Рады ли мы им? Да бог его знает...

Китайские рабочие приехали на Южный Урал в начале весны, когда на полях еще снегу было по колено. Наспех соорудили примитивные жилища: вбили сосновые бревна в мерзлую землю да обтянули их толем - и принялись за работу. Земельный участок площадью в 121 гектар между поселком Бишкиль и бывшим совхозом "Уралец" китайцы взяли в аренду всего на 11 месяцев и потому сейчас в спешном порядке уже возводят аккуратные, образцово-показательные теплицы. Здесь будут выращиваться помидоры и огурцы для жителей области.

За длинным юанем

И хотя здесь солнце встает не над рекой Хуанхэ, как поется в известной дворовой песне, в поле китайцы выходят всё равно с его самыми первыми лучами. За пару недель проворные работники уже соорудили 7 огромных теплиц. Нужно сделать еще около 40. Работать приходится много: земля, выделенная районной администрацией, не обрабатывалась лет 15 и вся поросла бурьяном.

- Идем рано утром на электричку, они уже копошатся в поле, - говорят жители из соседнего поселка Ключевка. - Возвращаемся - всё еще на земле!

В теплицах, обтянутых полиэтиленом, душно и пахнет свежевскопанной землей. Прямо в центре примостились деревянные ящики под рассаду. Уже совсем скоро, обещают желтолицые пахари, здесь будет зеленеть рассада.

- Второй слой полиэтилена нужен, - на ломаном русском говорит китаец Вонг Винлу, которого все здесь называют Юрой. - Иначе холодно будет помидорам и огурцам, не вырастет урожай.

На одной теплице работают 4-5 человек. Кто-то из них возит землю, кто-то укрепляет прозрачные стены теплицы, подбивая их щепками к деревянному каркасу, кому достается колотить ящики - без дела не сидит никто.

- Работаем даже ночью, - без сожаления в голосе сообщает Юра, приехавший из Манчжурии. - Печку топим, чтобы земля прогрелась.

Кроме Юры, по-русски почти никто и не говорит. И именно он становится нашим экскурсоводом-переводчиком - показывает теплицы, рассказывает о проблемах и даже приглашает в "дом".

- Днем-то не холодно, работа греет. А вот ночью мерзнем, - поеживается Юра. - Бани нет, воды нет. Раньше снег топили, чтоб помыться. Теперь снега тоже нет...

Как рассказал Вонг Винлу, всего на поле трудится 55 человек из нищих провинций Китая. Самому младшему из них, "Ване", 23 года, самой старшей, Хун Дин, - 57 лет. В ближайшее время к ним приедет подмога. Китайцев к нам гонит нужда. Согласно официальной статистике, в КНР проживают более 1,2 млрд человек, а ежегодный прирост населения составляет 10-15 млн. Однако, по мнению экспертов, эти данные занижены. Поэтому даже безработных в Китае больше, чем у нас в России жителей! Люди, особенно в деревнях, ради зарплаты в 500 юаней (меньше 2000 рублей) готовы ехать хоть на край света! Ежегодно из КНР уезжают свыше 100 000 граждан. Часть этой армии легально и нелегально оседает в России.

- Русские-то ленятся. У них есть пенсии, есть что покушать. В Китае пенсий нет, - поясняет наш экскурсовод. - Моим родителям уже за 60, но они всё еще работают. Я работу не смог найти, в Россию на заработки поехал. Первый раз приехал в Читу 12 лет назад. Торговал на рынке. Продавал трико и кофты, язык учил попутно. Заработаем - поедем домой.

Вообще, по словам Юры, наша страна отнюдь не кажется им раем. И они вовсе не грезят о том, как бы здесь обосноваться на веки вечные. Потому большинство даже язык не учит. А зачем? Ведь заработав 8-10 тысяч юаней (по китайским меркам - огромные деньги), они вернутся к себе на родину.

Рэкет из деревни

Рядом с теплицей орудует местный кузнец - Понг Тицай. Этот седеющий китаец, ловко надевая лист жести на бревно и методично постукивая по нему деревянной кувалдой, делает трубы для печек, которые в холодное время будут обогревать теплицы. За утро он уже наколотил целую горку.

- Для нас стараются, - глядя, как работает Понг Тицай, или "Витя", говорит житель Миасса, проезжавший мимо. - Жалко только, оставят теплицы, а местные их зимой на топку пустят...

Время уже к обеду. 57-летняя Хун Дин затапливает самодельную печку, которую Понг Тицай смастерил из старой бочки да жестяной трубы, и принимается громыхать огромной 20-литровой кастрюлей. По-русски она не знает ни слова. Общаться приходится буквально на пальцах. Показывает мешки с картошкой, мукой, рисом, на саму себя. Как нам потом объяснил Юра, она, как самая старшая, отвечает за обеды, а женщины помоложе - за порядок в "доме". Правда, домом назвать убогое жилище сложно. Вместо теплого пола - земля, вместо окон - полиэтилен, вместо кроватей - огромная полка. Но всё остальное как в обычной деревенской избе: хиреющий алоэ на "окне" и вычищенное зеркало, стопки желтых тарелок, чайных чашек и коробочки со специями, пестрые полосатые полотенца и порошки.

Китайцы гостеприимно предлагают с ними пообедать. Они рады любому гостю. Правда, гости к ним приезжают не так часто. Разве что местные наведываются - кто просто посмотреть, как на диковинку, кто и вовсе с недобрыми намерениями.

- Не-не, нас не обижают, - машет руками Юра. - А рэкет из деревни уже был: "Давай денег!" - говорят. Еле отмахался. Денег у нас нет.

Замуж за китайца

В деревне к китайцам относятся двояко: их либо искренне уважают за то, что они по сходной цене одевают и кормят россиян, либо столь же искренне ненавидят за то, что другие.

- Мы стараемся местным объяснять, что нам работа китайцев будет только в плюс, - говорит Сергей Равцевич, глава Бишкильского сельского поселения. - Вот наши бы так приехали, когда снега по колено, и начали бы с ноля строиться?! Они же работают как пчелки, нашему русскому человеку еще нужно у них поучиться. Не зря считается, что один китаец заменяет 20 русских... Надеюсь, получится жить в мире.

До обеда еще далеко. Пара праздношатающихся парней идет по поселку. В поселковом магазине покупают по бутылке пива. Будут ли они работать в деревне? Вряд ли. Барское ли это дело - копаться в навозе.

- Такие работать никогда не будут. Им зарплату 40 тысяч подавай, да работать чтобы всего 2 часа в день, - рассуждает Дмитрий Наумцев, приехавший в Бишкиль в гости из соседнего района. - А раз не хотят, пусть работают китайцы. Китайцу что надо? Два килограмма риса и литр воды. И будет пахать. И что самое смешное, они, чтобы сюда попасть, 72 раза заплатили и здесь еще 82 раза на лапу дать должны. И это всё, чтобы нам хорошо было.

- А мы плохо к ним относимся, - говорят женщины из Ключевки. - Их до того много. Пусть в Китай возвращаются. За детей боязно. Боимся, что коровы, собаки будут пропадать. Они же едят всё подряд, что прыгает и ползает.

По словам самих же товарок, один плюс в приезде китайских трудяг всё же есть: демография рванет вверх! Других-то женихов в округе днем с огнем не сыскать. Мужиков в деревне раз-два и обчелся, да и те алкаши. Кто знает, может, работящие и непьющие китайцы станут для одиноких сельчанок опорой? Но женщины тут же осекаются.

- Свою дочь сроду бы замуж за китайца не отдала! Уж лучше за абы какого, но своего, - перекрещивается женщина. - Да и землю лучше бы своим отдали. Создали бы условия, чтоб можно было подняться на ноги, купить технику, наладить сбыт продуктов. А то они на тебе, китайцев пустили!

Одного не поймут эти женщины: китайцы едут к нам не потому, что наши земли нужны Китаю, а потому, что они не нужны самим россиянам. И потому в России одно за другим появляются такие вот поселения из жителей Поднебесной.

Лично я не верю в преднамеренную экспансию китайцев, но есть законы физики. К примеру, закон сообщающихся сосудов. Помните? "Если в открытые сообщающиеся сосуды налита одна и та же жидкость, ее уровень во всех сосудах одинаков". Конечно, сейчас наши "сосуды" нельзя считать открытыми. Но рано или поздно, хотим мы того или нет, уровень "жидкости" будет одинаковым. Плотность населения в России - 8 человек на один квадратный километр, в Китае - 130 человек. А Россия - большая страна, места хватит всем. Тем более что сами мы зачастую работать не хотим.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно