Примерное время чтения: 7 минут
107

Необычные пенсионеры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 03/10/2007

Как известно, 1 октября объявлен Международным днем пожилого человека. "АиФ-Челябинск" решил сделать своим пожилым читателям необычный подарок - сразу несколько статей, объединенных общей темой. Героями этих публикаций стали представители старшего поколения, с их надеждами и чаяниями, проблемами и достижениями, вопросами и устремлениями.

Каков в общественном сознании образ пенсионера? Человек, который чаще ходит по рынкам и аптекам, чем по магазинам, ругает молодежь, с ностальгией вспоминает о прежних временах, любит поболтать на скамейке во дворе с соседями, а вечерами смотрит сериалы один за другим. Однако далеко не все челябинские пенсионеры соответствуют этому стереотипу. Вот несколько примеров того, когда преклонный возраст не означает скучного и серого существования. Каждый из нижеупомянутых представителей старшего поколения в свое время становился героем публикации в "АиФ-Челябинск". Каждому из них было что рассказать.

Возвращение с Колымы

Любовь Козлова уральских морозов не боится. Для нее это сущие пустяки, ведь большую часть жизни она провела на Колыме и в прочих малогостеприимных уголках Магаданского края. И вовсе не в том качестве, о котором вы подумали. На Севере она работала и поехала туда добровольно.

Впрочем, откровенно говоря, поехала туда Любовь не от хорошей жизни, а спасаясь от тяжелых воспоминаний после смерти мужа и ребенка. Было это сразу после войны. Работать пришлось бухгалтером. И хотя Любовь Козлова поехала на Север добровольцем, ей очень часто приходилось сталкиваться с теми, для кого отправка на Колыму стала приговором.

- Сколько их там было! Причем большинство очень воспитанные, интеллигентные люди, - вспоминает Любовь Иннокентьевна. - Учителя, врачи, инженеры. Мы с девушками периодически подкармливали заключенных из ближайших лагерей, которых иногда присылали в поселок помочь по хозяйству. Конвой закрывал на это глаза, а вот среди начальников были менее понимающие.

Работали заключенные на рудниках, и подобный труд в сочетании с климатом приводил к большой смертности. Немало страшных картин видела Любовь Козлова, и некоторые из них получили объяснение лишь много лет спустя. Например, черепа заключенных со странными отверстиями. Уже в наше время удалось найти источники, в которых рассказывалось о жутких экспериментах над заключенными, включающих новые виды трепанации.

Однако был на Севере не только ужас. Были и героические будни геологов, с которыми дружили в поселке. Нередко им приходилось сажать самолет в глухой тундре, чтобы потом, починив двигатель собственными силами, отправляться на дальнейшие поиски.

Любовь Козлова до сих пор собирает истории о своих дорогих северянах, со многими из них переписывается, помогает ученым составлять труды об освоении Севера. Имя Любови Козловой и ее воспоминания включены в сборник "Уральцы на Колыме", изданный в Екатеринбурге.

Она действительно нетипичный пенсионер. В возрасте за 90 лет следит за всеми новостями, далека от идеализации прошлого (сказались воспоминания об учителях и докторах за колючей проволокой), любит общаться с молодежью, да и дома сидеть не спешит. Как и обсуждать сериалы на лавочке.

- Некогда мне этими глупостями заниматься! - фыркает Любовь Иннокентьевна. - Еще много успеть надо, видите, сколько у меня материала накопилось? Всё надо обработать. Готовится новая редакция сборника о Севере, меня просили помочь...

От Пушкиных до Демидовых

Загадки более далекого прошлого не дают покоя и Мае Рыжовой. Она уже издала несколько своих книг, где рассказала о своих исследованиях, касающихся генеалогии рода Пушкиных и истории таинственного бриллианта, когда-то принадлежавшего семье Демидовых.

Самое удивительное то, что удалось выяснить несомненную связь двух этих историй. Оказалось, что Пушкины и Демидовы состоят в родстве через жену поэта, Наталью Гончарову. Это открытие сделано именно нашей землячкой. За свои труды она была удостоена Пушкинского сертификата.

- Пришлось основательно покопаться в архивах, причем не только челябинских, - рассказывает Мая Рыжова. - Мне удалось найти письма Карамзина (потомка известного российского историка), где описывались последние дни Александра Сергеевича. Эти письма дали бесценный материал для моих изысканий.

Что касается бриллианта Демидовых, известного под именем "Сиятельный Санси", найти его так и не удалось, хотя одна история смены его владельцев могла бы послужить сюжетом для целого романа в духе Дюма! Чего стоит только один эпизод (имевший место до того, как бриллиант попал на Урал), когда на слугу одного из первых владельцев драгоценного камня напали разбойники, верный слуга проглотил бриллиант прежде, чем погибнуть. После владелец камня разрыл могилу слуги и вытащил бриллиант.

После "Сиятельный Санси" пережил еще немало приключений, пока не был потерян. Мае Рыжовой удалось, однако, проследить по документам перемещения бриллианта. Есть большая уверенность в том, что наследие Демидовых находится сейчас у потомков королевской семьи, правившей некогда Югославией.

Мая Рыжова планирует продолжить свои исследования. Сетует только, что компьютер у нее старенький, не справляется с нагрузкой и часто ломается. А книг задумано еще немало. Среди них не только исторические исследования. Мая Петровна прожила войну, и ее детские воспоминания легли в основу книги "Лилькина война".

Прямее спину!

Анатолий Брызгалов, в отличие от двух наших героинь, предпочитает труд физический. Мастерит он больше специальную лечебную мебель, которая способствует выработке правильной осанки у школьников. Началось всё со школы, где Анатолий Петрович работал учителем труда. Там он обратил внимание, какими неудобными столами и стульями приходится пользоваться ребятам.

- А ведь от неправильной осанки и излишней нагрузки на позвоночник проистекает множество болезней, - говорит Брызгалов. - И начинать нужно не со школы, а еще с детского сада.

Изготовив несколько опытных образцов, Анатолий Петрович отправился с ними в один из челябинских детских садов. Однако там ему сказали, что для использования такой мебели необходимо получить разрешение управления образования. Начались хождения нашего неугомонного пенсионера по чиновничьим инстанциям. Пока безуспешные. Впрочем, Анатолий Петрович не унывает. Его зовут снова на должность учителя труда. Брызгалов сомневается - всё-таки возраст немаленький. Но и бездельничать не привык. Вот только всё больше задумок связано именно с лечебной мебелью, думает, как убедить чиновников, где найти спонсоров, чтоб согласились финансировать производство. Он ходит не только по инстанциям, но и по специализированным выставкам, знакомится с образцами.

- Но ничего подобного моим разработкам ни разу не встречал, - говорит Брызгалов. - Жаль, что никто не берется, а тем временем вырастает новое поколение, и снова с уже искривленным позвоночником. Сейчас же все ребятки за компьютером просиживают, а как сидят, вы и сами видите!

Вот такие они, необычные челябинские пенсионеры. Надо полагать, что таких людей не только в Челябинске, но и в других южноуральских городах немало. Может, и вы о них знаете?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно