aif.ru counter
67

Некрасивое фуэте

Всё в балете красиво. Правда, только до тех пор, пока речь идет об искусстве. Всё моментально меняется, когда начинаются непонятные интриги и махинации. А в итоге всё идет к тому, что челябинский театр оперы и балета имени Глинки может остаться без полноценной балетной труппы.

Всё в балете красиво. Правда, только до тех пор, пока речь идет об искусстве. Всё моментально меняется, когда начинаются непонятные интриги и махинации. А в итоге всё идет к тому, что челябинский театр оперы и балета имени Глинки может остаться без полноценной балетной труппы.

Факты - вещь упрямая. А факты таковы: артисты балета увольняются один за другим, покидают Челябинск, причем покидают с обидой в душе.

За чей счет?

Внешне театр вроде бы процветает. Появляется выписанный из Америки художник-постановщик Константин Уральский, который обещает поднять уровень челябинского балета на невиданную высоту, обеспечить его попутно грамотным пиаром.

- Изначально можно было насторожиться и понять, что всё пойдет не так, как нам преподносится, - признается главный балетмейстер театра Валерий Кокорев. - Я договаривался с одними людьми, известными российскими постановщиками, и вдруг появляется совсем другой человек. Одна из причин - услуги предложенных художников-постановщиков обходятся слишком дорого. К примеру, постановка "Ромео и Джульетта" потребовала бы 5 миллионов рублей. Но в итоге постановка Уральского вышла дороже еще более чем на миллион! Плюс к тому из-за всех этих перемен, новых переговоров были сорваны все сроки по репертуару, оркестр и балетная труппа несколько месяцев простаивали, теряя в деньгах. Зато в деньгах совсем не потерял американский постановщик, которому, помимо зарплаты, оплачивали все перелеты, как и перелеты критиков, которые по идее должны были обеспечивать пиар театру.

Однако пиар получился действительно странным. Появился лишь один материал, в газете "Культура", где превозносился талант Константина Уральского. Пафос был следующий: Уральский, конечно, талант, постановка его потрясающая, вот только с труппой ему... не повезло. Получается, что челябинский театр за свои же деньги оплатил дифирамбы американскому постановщику и плевок в адрес собственных артистов!

Всё это не прошло незамеченным мимо артистов - оркестр объявляет забастовку. Балетная труппа хочет к ней присоединиться. Валерий Кокорев отговаривает своих подопечных от этого шага, понимая, что репертуар тогда действительно будет сломан на корню, обещает всё уладить и обращается вместе с коллективом с письмом к губернатору.

- Худрук театра Денис Северинов тотчас грозит мне увольнением, - рассказывает главный балетмейстер. - Затем он отправляется в отпуск в Америку, откуда возвращается очень довольный, и по театру проносится слух, что Уральский и дальше будет осуществлять постановку спектаклей. Так и случилось. И опять начинаются перелеты туда-сюда, оплачиваемые, конечно, театром.

Последней каплей для артистов труппы стал момент, когда они получили отпускные - на несколько тысяч рублей меньше, чем в прошлом году. При средней зарплате всего в... 7 тысяч рублей.

Несмешной цирк

Уменьшение зарплаты совпало с возросшей нагрузкой на труппу. Причем некоторые идеи нового постановщика для артистов балета были более чем странными. Например, затея выпрыгивать на сцену при помощи батутов, хотя этот прием без риска травм могут выполнить только цирковые артисты.

- Я пытался помочь ребятам, - рассказывает Валерий Кокорев. - Договорился с одним театром в Мадриде насчет гастролей - думал, пусть артисты заработают. Сначала худрук дал согласие. Потом, когда уже прошла оплата за площадку, артисты были настроены, чуть ли не на чемоданах сидели, мне говорят: нет, отменяйте всё, у нас на носу важный фестиваль в Челябинске, вся труппа нужна здесь! Представьте реакцию людей...

Артисты всегда пытались заработать самостоятельно. В театре сложилась практика, когда можно брать отпуск за свой счет в свободное время и ездить на гастроли. Но с некоторых пор людей перестали отпускать - даже за свой счет. Под угрозой срыва оказались и гастроли труппы в Китае в феврале 2007 года, до этого расстроили гастроли в Мексику, Италию - руководство явно предпочитало держать людей в Челябинске, без работы и достойного заработка.

Неудивительно, что начались массовые увольнения. С начала сезона из театра уволились уже 20 артистов балета, среди которых два ведущих солиста-мастера сцены, а также прима-балерина Маргарита Камыш. К слову, увольняются не только артисты - за полгода из театра ушли главный дирижер, старший машинист сцены, зам. худрука по экономике, единственный в области специалист по новому осветительному оборудованию. Это ли не знак того, что в театре неладно?

- Долгое время я думал, что некоторые наши ответственные лица ведут себя как в басне "Свинья и дуб", - вздыхает Валерий Кокорев. - Не ведают, что творят. Но сейчас у меня другие подозрения... Бюджет у театра хороший, грант нам область платит, так почему же заработки всё меньше? Делайте выводы.


Кстати

После того как СМИ подняли вопрос о кризисной ситуации в театре оперы и балета имени Глинки, он привлек внимание губернатора Петра Сумина. Тот обрушился с резкой критикой на руководство театра, потребовал разобраться в ситуации и принять конкретные меры по спасению труппы. "Есть факт: развалили труппу! - заявил губернатор. - Надо понять, каковы причины? Когда всё разваливаться началось, стали принимать меры, а где был руководитель театра?"

Смотрите также: