Примерное время чтения: 5 минут
77

Взгляд из ветхого барака

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 01/08/2007

Нина Петровна отлично помнит тот счастливый день, когда вместе с мужем и шестимесячной дочкой въехала в новую квартиру. Собственные 20 метров в самом центре Челябинска. Тогда, 46 лет назад, радость новоселов не омрачали ни общий на 5 семей коридор, ни отсутствие кухни.

Семейство поселили в бывшем общежитии по улице Советской. Обитый деревом одноэтажный барак казался настоящим дворцом после съемной коммуналки. С тех пор Челябинск вырос и похорошел. Среди офисов из стали и стекла облупившаяся одноэтажка выглядит как-то очень нелепо. Но главное, всё сложнее стало поддерживать в порядке обветшавший быт.

Удобства на кухне

- Вот тут у нас, как говорит мой внук, и едальня, и... словом, туалет, - грустно улыбается Нина Петровна, открывая дверь в квартиру. В сенях, практически на улице, стоит ведро треугольной формы. Некое подобие унитаза. Ведро деликатно накрыто салфеткой, коммуникации отсутствуют.

- Вообще-то удобства у нас были во дворе, - объясняет Нина Петровна. - Но лет 10 назад там в буквальном смысле слова провалился пол. Хорошо, что никого внутри не было. Теперь, чтобы не рисковать здоровьем, ходим по старинке в ведро. Летом-то еще ничего, а зимой так холодно, что приходится унитаз заносить на кухню. Если не задумываться, терпеть можно. Но иногда вот так корячишься рядом с обеденным столом, и от унижения слезы наворачиваются. Даже не верится, что XXI век на дворе.

Хотя Нине Петровне как раз повезло больше, чем остальным жильцам горемычного барака. Муж, пока живой был, организовал кое-какую "коммуналку". Перегородил общий коридор с двух сторон, сделал отдельный вход. В выигранном пятиметровом закутке умудрился уместить гремящую на весь дом жестяную раковину, ванную, в которой вполне можно, согнувшись в три погибели, сидеть, и электрическую плитку. Правда, на оставшейся территории члены семьи с трудом помещаются даже поодиночке.

- А что делать, приходится выкручиваться, - вздыхает Нина Петровна. - Сосед вот наш ни кухни, ни ванны не имеет. Повесил в коридоре раковину, на нее нацепил шланг, так и моется над ведром. Я, когда к нему в гости захожу, всегда вспоминаю кадры из военных фильмов.

Хомутик для блохи

Жильцов злополучного дома N18 по улице Советской хорошо знают и пожарные, и сотрудники районного ЖЭКа. Первые пару лет назад приезжали тушить комнату бабульки-соседки. Кстати, от чего загорелась ее угловая каморка, то ли от ветхой проводки, то ли от допотопной конфорки, заменявшей бабушке плиту, так и неизвестно. Вторые время от времени забегают по жалобам отчаявшихся соседей. То на туалет посмотрят, головой покачают: "Ай-яй-яй, вы бы хоть внука попросили пол подлатать", то на трубы: "Хомутики, наверное, придется надевать. А то к осени потекут". Но в конце традиционно разводят руками: о каком ремонте может идти речь, если дом уж лет 10 как аварийный? Того и гляди снесут, сколько денег пропадет даром.

А недавно злополучный барак постигло новое несчастье. Из сырого, прогнившего насквозь подвала в квартиры перебрались блохи.

- Это стало последней каплей, - причитает Нина Петровна. - Как будто небесная кара. У меня всё чешется и болит, соседка по квартире, тоже женщина пожилая, показывала на спине настоящие коросты. Какие только химикаты ни покупали, всё без толку. Я-то ладно, переживу. Но скоро внук с каникул вернется. За него страшно.

Дожить до новой квартиры Нина Петровна уже и не надеется. Вытирая потрескавшийся пол, прислушивается к уличному шуму. Справа и слева от барака сверлит, стучит, жужжит стройка. В престижном районе Челябинска строят офисы класса "А".

Комментарий

- На сегодняшний день в Челябинске 1300 домов, которые находятся в плачевном состоянии и могут быть признаны ветхо-аварийными, - объясняет Нина Чушкова, заместитель начальника управления жилищной политики администрации Челябинска. - О каждом из них нам хорошо известно. К сожалению, в настоящий момент мы не располагаем достаточным количеством средств, чтобы оперативно решить эту проблему. Судите сами: по приблизительным подсчетам, чтобы расселить 86 домов, необходимо более 600 миллионов рублей. Мы имеем ежегодно около 20 миллионов. Исходя из реальных финансовых возможностей, городом принята программа по сносу ветхого и аварийного жилья на 2006-2010 годы. В рамках этой программы в прошлом году мы снесли 24 дома (это 8666 квадратных метров) и переселили 220 семей. В этом году планируется снести еще столько же.

От редакции

Сказать точно, в каком году будет расселено конкретное здание, не возьмется ни один чиновник. Как нам объяснили в управлении жилищной политики, на очередность влияют два основных фактора. Первый, разумеется, состояние дома. Степень аварийности жилья выясняет специальная комиссия. И вот здесь важно, чтобы на ее решение не повилял второй фактор - степень привлекательности для застройщиков освободившейся площадки.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно