26

Владимир Мякуш: "Уверен в силе компромисса"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 11/04/2007

Законодательное собрание Челябинской области в настоящее время, пожалуй, один из самых стабильных, не сотрясаемых скандалами органов власти. О том, что скрыто за внешним спокойствием, мы беседуем с Владимиром Мякушем, председателем ЗСО.

О Конституции и вертикали

- Владимир Викторович, на прошлой неделе спикер Совета Федерации Сергей Миронов разослал по всем региональным парламентам письма с просьбой обсудить инициативу об увеличении президентского срока в России. Как вы относитесь к этой идее?

- Пока я такого письма не получал. А про инициативу, конечно же, слышал. Я, как и большинство российских граждан, поддерживаю действующего президента Владимира Владимировича Путина. Считаю, что его заслуги перед обществом огромны, и лично я был бы доволен, если бы он имел возможность баллотироваться на третий срок. Но мое личное желание и личное желание других политиков в данном случае противоречат главному документу нашего государства - Конституции Российской Федерации. А Конституция не должна нарушаться. Кстати, эту позицию отстаивает и сам президент Путин, четко и последовательно отказываясь от третьего срока и любого отхода от конституционных норм.

Не стоит исключать и того, что политики перед выборами просто желают заставить работать на себя огромный рейтинг общественного доверия, который сегодня имеет Владимир Путин. Но это не повод менять Конституцию.

- Прошло два года с момента, когда должность губернатора стала по сути назначаемой, а не выборной. В чем сегодня вы как представитель законодательной ветви власти видите силу и слабость принятого тогда решения?

- Я и мои коллеги-депутаты два года назад безоговорочно поддержали это решение и сегодня убеждены в целесообразности его принятия. Сильная сторона того, что сегодня человек на должность губернатора предлагается президентом и утверждается местным собранием депутатов, в первую очередь в том, что в стране произошло реальное укрепление вертикали власти. Сколько в 90-х годах было принято региональных законов, которые шли вразрез с федеральными? Сколько было хаоса? Слава богу, сегодня это закончилось.

Хотя, конечно, в среде некоторых политиков, причисляющих себя к либеральному лагерю, появился повод для разговоров об ограничении демократии в нашей стране. Но не нужно забывать, что губернатор не просто назначаемая должность. Его кандидатуру предлагает всенародно избранный президент, ее путем голосования утверждают депутаты региональных парламентов, которые в свою очередь избираются населением. Я считаю, в демократичности данной системы сомневаться не стоит.

- Может, продолжить укрепление вертикали - отменить, например, и выборы глав муниципальных органов власти?

- По моему мнению, отменять выборы глав муниципалитетов нельзя. Их результаты работы, их поступки могут четко отследить именно избиратели, ведь главы городов, районов, поселений призваны решать наиболее насущные проблемы населения. Возможно, есть смысл обсудить изменение системы выборов глав городов, являющихся административными центрами субъектов федерации. В этой идее есть и свои плюсы, и свои минусы. Сегодня к такому обсуждению подталкивает и большое количество конфликтов (причем конфликтов из разряда политических) между главами административных центров и губернаторами, которые происходят во многих регионах России.

Не сбой, а рабочий момент

- Заседания ЗСО в Челябинской области в большинстве своем проходят достаточно спокойно, решения принимаются единогласно...

- Найти компромисс между различными позициями - главная задача депутатского корпуса. Вся проработка нового законопроекта начинается еще на нулевой стадии. Сырой, досконально не проработанный проект просто не доходит до голосования. Если на предварительной стадии обсуждения инициативы депутат не смог отстоять своего предложения, он просто подчиняется мнению большинства.

- Получается, когда на прошлом заседании депутаты не смогли собрать большинства голосов под поправками в областной закон о земельных отношениях, случился сбой в отлаженной системе?

- Не было сбоя, был нормальный рабочий момент. С одной стороны, причина такого результата голосования депутатов кроется в некачественной проработке данной инициативы. С другой - кворум на этом заседании был на своем предельном минимуме. Из 59 в зале присутствовали всего 43 депутата. Нельзя и забывать о том, что ЗСО состоит из фракций, и часть из них решила не поддерживать законопроект. К тому же вследствие позднего поступления проекта в стены ЗСО по этому вопросу не была сформирована общая позиция основной фракции - "Единой России". Я считаю, что претензии депутатов к законопроекту носят технический характер. И после детальной проработки документа он будет принят.

- Многие считают, что в голосовании по этому вопросу столкнулись позиции мэра Челябинска и губернатора области...

- Я так не считаю. Конечно, Михаил Юревич как глава административного центра должен обсудить с губернатором Петром Суминым все спорные технические моменты по данной инициативе и прийти к общему мнению. Думаю, так это и произойдет. Ведь губернатор, внося на рассмотрение депутатов законопроект, преследует цель создания более эффективной системы контроля над выделением земель под строительство. Нужно, чтобы губернатор имел возможность разрешать конфликтные ситуации, которые возникают между участниками этого процесса. Если по каждой проблеме месяцами ждать решений судебных инстанций, на реализации национального проекта "Доступное жилье" в регионе можно будет ставить крест.

Аванс отработаем

- Год назад в регионе начала действовать Общественная палата. Как законодатель считаете ли вы, что ее работу сегодня можно назвать эффективной?

- У нас, законодателей, сомнений в эффективности работы Общественной палаты не возникает. По нашему мнению, в ее состав сегодня входят самые авторитетные, знаковые фигуры из различных отраслей общественной жизни. И помощь они оказывают нам вполне реальную, участвуя в обсуждении практически всех законодательных инициатив.

- Но не кажется ли вам, что при всем этом орган общественного контроля слишком зависим от властей?

- А в чем это наблюдается? Я, например, как председатель Законодательного собрания за год существования Общественной палаты ни разу не выходил на Вячеслава Скворцова (председатель Общественной палаты Челябинской области) и не указывал ему: сделай то-то, займи такую-то позицию... Я уверен, и губернатор никогда не вмешивался и не будет вмешиваться в дела палаты.

- В рейтинге Топ-50, который недавно опубликовал Уральский аналитический центр, вы оказались на 9-й позиции по влиятельности среди политиков Челябинской области. Что чувствует политик, узнавший, что он входит в десятку самых влиятельных персон региона?

- Конечно, любому человеку приятно видеть свою фамилию в списке людей, работу которых знают, авторитет которых признают. Но во всех опросах, рейтингах, по моему мнению, есть элемент субъективности. Нередко различного рода социологические исследования являются лишь инструментов в руках отдельных политиков, партий. Тем не менее любая высокая оценка твоей деятельности усиливает личную ответственность за свою работу. Так что я отношусь к своему присутствию в рейтингах как к авансу, который еще нужно отработать.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых