Примерное время чтения: 5 минут
129

Черный кузнец Урала

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 28/02/2007

"Ковры персидские, шелка китайские, клинки дамасские"... Звучит прямо как цитата из сказок "Тысячи и одной ночи". Но если с коврами и шелками вполне все ясно, то многие ли знают, чем знамениты дамасские клинки? А тот, кто знает, пытался ли возродить секреты старых мастеров? Многие скажут, что это невозможно. Но челябинский кузнец Михаил Макаров так не считает.

Михаил уже много лет занимается поисками секретов знаменитого "дамаска". Впрочем, уместно ли говорить в данном случае про многолетие? Ведь нашему герою всего 27 лет, 9 из которых он работает кузнецом. Желание познакомиться с Михаилом возникло у меня после того, как я услышал историю о чудаковатом кузнечном мастере. Придя устраиваться на работу в одну из компаний, занимающихся художественной ковкой, он попросил разрешения оставаться после работы... Для того, чтобы постигать секреты дамасской стали.

Бело-черное ремесло

Кузнецом наш герой стал случайно. Пришел 18-летний Михаил к кузнечному мастеру Виктору Миронову, чтобы инструмент поправить. А тот между делом и говорит: "Приходи ко мне учеником". Сказал-то просто так, чтобы разговор поддержать, а Михаил возьми да и останься. "Учился у него в итоге года четыре, - смеется наш герой, - ушел уже с пятым разрядом".

О работе говорит нехотя. Мол, что там рассказывать? По профессии просто кузнец. Ручной ковки. Как раньше было: молот, наковальня. Механическая ковка применяется лишь там, где необходимо, например, вывести особо точную плоскость. Или разбить что-то большое.

"А художественную ковку я не особо люблю, - неожиданно признался Михаил. - Сейчас вот занимаюсь рессорным производством для иномарок. Есть такая специализация: белые и черные кузнецы. Белые занимаются художественной ковкой и внешней отделкой. Черные - свойствами металла, то есть упругостью, твердостью. Меня это как-то больше привлекает".

И тут же, как бы стремясь доказать, что художественная ковка тоже по плечам, Михаил достает из шкафчика изящно выкованный стальной листок сказочного растения. "Вот, возьми на память. Такой листок минут за 20 делается".

Рождение азарта

Именно это своеобразное увлечение свойствами металла и подтолкнуло Михаила к поискам старинных кузнечных секретов.

"Мужики часто просили клинки сделать, - рассказывает кузнец. - Качество этих клинков (режущие свойства, твердость) было не особое. Хрупкими получались, как правило. Хотелось сделать лучше. Так и пошло потихоньку. Начались поиски, размышления... Опять же легенды и сказки интерес подогревали".

Разговор идет не спеша возле горящих углей. "Хочу вот специально перекалить железку, - комментирует свои действия Михаил. - Когда по ней потом ударяешь, искры по всей кузнице летят. Очень эффектно смотрится. Хотя сам металл после этого уже никуда не годится. Выкинуть только. Но для тебя, журналиста, зрелище как раз то, что надо!"

Гибкость с твердостью

Кажется, что секрет дамасской стали очень прост. Есть такое понятие - кузнечная сварка. Это когда две стальные пластины соединяются при помощи ковки. "Эта сварка, - поясняет Михаил, - очень прочная. Например, если сделать обод для колеса от телеги при помощи обычной электродуговой сварки, то такое колесо очень быстро лопнет. А кузнечная будет долго держаться".

Берут несколько тонких пластин твердой, но хрупкой стали. Между ними кладут другие пластины - мягкие, но пластичные. И при помощи кузнечной сварки делают однородный композит. Такой материал хорош тем, что здесь сочетаются такие противоположные свойства, как гибкость и твердость. "Но до булата, - неожиданно признается Михаил, - особенно до старых сортов, которые лежат в музеях, этой стали далеко. Булат намного превосходит ее".

Раскрытые секреты

Честно говоря, слова о том, что булат гораздо лучше дамасской стали, меня очень удивили. Зачем же тогда искать секреты "дамаска", если заранее знаешь, что он хуже русского старинного металла? Разумеется, я сразу же спросил об этом у Михаила.

- А я и хотел создать булатную сталь, - как-то нехотя сказал кузнец. И помолчав немного, добавил, усмехаясь: - Сбылась мечта идиота. Просто хотел сделать одно, а получилось другое...

- Значит, дамасскую сталь вы все-таки сделали? - настаиваю я на более конкретном ответе.

- Более или менее, - как бы оправдываясь, ответил Михаил, - нужно еще работать...

Общаться с такими людьми, как наш герой, всегда приятно. Они заряжают какой-то энергией, побуждают к поискам, размышлениям. И при прощании с ним я был твердо уверен: этот человек постигнет тайну старинной дамасской стали. А может, даже и превзойдет старых восточных мастеров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно