Примерное время чтения: 5 минут
100

Свинская жизнь как она есть

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2 10/01/2007

В одном из хозяйств Троицкого района вывели особую гибридную породу свиней. Отцом и мужем для фермерских свинок стал пермский вепрь Степа.

Правду о свинской жизни мы попросили рассказать Сергея Бурылова. Он окончил биологический факультет Всесоюзного сельскохозяйственного института в Москве, получив редкую профессию биолога-охотоведа. За кабанами начал наблюдать, еще собирая материал для дипломной работы. А познакомился с дикими "пятачками" поближе несколько лет назад в пермских лесах. Именно оттуда Сергей привез диких кабанов в свое фермерское хозяйство "Марково 1", о котором "АиФ-Челябинск" писал прошлым летом.

Кенгуру кабану тоже родственник

- В Москве мы получили лицензию на отлов кабанов. Приехали в глухую тайгу, в деревню Малебка - тамошние местные жители марийцы верят в то, что живут они в аномальной зоне, которую любит посещать НЛО.

О том, какой он, настоящий кабан, заезжим гостям рассказал егерь. Первый совет его был таков:

- Сложнее кабана не словить, а удержать в неволе. Кабанье отродье сродни кенгуру, полуторамесячный поросенок легко может подпрыгнуть с места до двух метров в высоту, потому, заходя в помещение с отловленными кабанятами, нужно бояться не только того, что кабанчик юркнет между ног, но и с легкостью скакнет через голову.

Высоту же, которую с одного прыжка взять не удается, спасая собственную шкуру, кабан может преодолеть в несколько прыжков, ловко цепляясь, казалось бы, не приспособленными для этого острыми копытами. Потому над проблемой, как бы добыча не сбежала, задумались задолго до ее появления.

Однако кабаниха, выращенная на ферме, все же ушла и, по всей видимости, присоединилась к своим троицким диким сородичам. А Степа стал отцом-основателем гибридной породы. В отличие от обычных поросят, эти кабанята, когда их берут за задние ноги, не только визжат, но и отчаянно кусаются. Кроме того, гибридные поросята легко адаптируются к жизни на улице. При этом часть из них похожа на мать - розовые, другие же - копия отца, серые в полосочку.

Матриархат и осенний призыв

МАЛО кто знает, что свинья - животное стадное и в одиночку не живет. За исключением самцов-секачей. В стаде всегда царит матриархат. Мужчин в стаде нет, но они всегда поблизости. Мужской дозор не отходит от феминистично настроенных самочек дальше двух километров. Во главе стада - самая старая и опытная предводительница-мать, а рядом другие свиноматки и молодежь в возрасте до двух лет.

У охотников есть свои принципы отстрела кабанов. Не принято стрелять в ту свинью, которая идет первой или явно больше всех остальных. Если погибнет мать-королева, то и семья может погибнуть. Зимой предводительница учит подростков находить в мерзлой земле съедобные коренья и мелкую живность.

Кабаны при отсутствии беспокойства могут долго жить на одном месте. Суточный ход кабанов - всего полтора километра. По природным меркам - закоренелые домоседы. Пополняется малышами кабанья семья в конце марта - начале апреля. Кто бы мог подумать, что свиньи гнездятся! Каждая мать делает гнездо и отходит от стада, как только час рождения близок.

Под Новый год в кабаньем стаде происходит что-то вроде призыва в армию. В семью приходит взрослый кабан и изгоняет самцов-подростков из стада. Мать кабаниха заботлива до отчаянья. Средств обороны у свиньи как таковых нет. Самкам приходится обороняться подручными средствами - чаще всего это пятак и зубы. Сцену разлуки при отлове Сергей наблюдал своими глазами:

- Чтобы отловить кабанят, их отрезали от основного стада. По технике отлова егерь точным прыжком должен был накрыть кабаненка своим телом и утопить его в снегу, чтобы сородичи не услышали визга. Но даже опытный егерь промахнулся, схватил поросенка за ногу - лес огласился визгом, и в следующий миг руку захватчика пронзили зубы разбушевавшейся матери.

К слову сказать, и пятачок не стоит недооценивать - сильнее носа в тайге нет, и нюх у свиньи отменный. В этом Сергей убедился еще в ходе своих научных наблюдений:

- Когда я писал дипломную работу, находил в низине напрочь съеденные выводки ежей. В поисках пищи зимой кабаны оставили от ежиной семьи только иголки.

Свинья - животное хоть и всеядное, но предпочтения у нее все же есть. Так, любовь к желудям не миф, а необходимость - чтобы запасти подкожный жир на зиму, образованию которого способствует крахмал. Но так как в наших краях дубы редкость, за калорийным лакомством уральские кабаны приходят к болотам - отведать камыша и тростника.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно