Добраться и покорить. Где стоит побывать путешествующим по Южному Уралу

Марина Иванова - сертифицированный переводчик, востоковед, к.ф.н., менеджер по внешнеэкономическим связям. © / Из личного архива Марины Ивановой / АиФ

За полгода жительница Миасса Марина Иванова посетила 50 туристических локаций в Челябинской области и стала победительницей проекта «Юраль». Какие места  оказались самыми неподступными и куда стоит поехать на Южном Урале, чтобы впечатлиться?

   
   

Проект «Юраль!» организовало АНО «Агентство международного сотрудничества Челябинской области». Перед участниками поставили задачу - посетить 50 локаций, расположенных в Челябинской области. Это национальные парки, скалы и пещеры, городские объекты, событийные мероприятия и т.д. Пройдя 10, 20, 30 или 40 локаций, участник мог забрать подарок и выбыть из проекта или копить дальше – до главного приза, как сделала Марина Иванова.

Вместо «Ильменки» - ночь у костра

Наталья Зверева, АиФ-Челябинск: Вы путешествовали семьей?

Марина Иванова: «Юралить» по родному краю мне помогал муж. У него опыт хождения по лесам гораздо больше. Он этакий рейнджер: Таганай для него – дом родной! Я очень плохо разжигаю костры. Сколько раз ни пыталась, не получается. Поэтому костром обычно занимается муж, он добывает дрова, а мне остаётся засыпать крупу в котелок.

- По ходу проекта много участников отсеялось?

- Я знаю, что изначально было около трёх тысяч желающих. Люди постепенно отсеивались. Знаю, что 10 человек получили подарок за 30 локаций (рюкзак для пикника с набором посуды), семеро забрали приз за 40 посещённых объектов (туристическую палатку со спальниками). Нам с мужем дали награду как победителям - несколько романтичных дней в отеле на берегу озера Тургояк.

- Вам по душе экстремальный туризм?

   
   

- Не совсем. Конечно, чтобы посетить некоторые локации «Юраля», требуется определённая смелость. Но были и очень спокойные, я бы даже сказала медитативные – посещение местного СПА-отеля, например. Или другая - надо было посетить одно из рыбных хозяйств Челябинской области. Туда мы поехали с моим папой – заядлым рыбаком.

- А как вы вообще переносите жизнь в палаточном лагере, ночлег в спальном мешке? Как долго можете обходиться без цивилизации?

- Достаточно долго. Мы – потомственные туристысвекровь – чемпион по спортивному ориентированию, до сих пор участвует в соревнованиях и занимает призовые места.

Посуду в озере не мыть!

- Говорят, современные туристы очень капризные. Раньше могли спать с рюкзаком под головой и пить воду из ручья, а теперь ему подавай удобства…

- В целом вы правы: современный турист уже не пойдёт покорять горы с рюкзачком, он поедет на джипе, причём и багажник, и салон будут забиты до отказа. В Челябинской области активно развивается глэмпинг (гламурный кэмпинг – прим. рассказчика), один такой, по крайней мере, точно есть. Там люди ночуют в огромном шатре. Он стоит на поддонах, красиво оформлен и изнутри выглядит как хороший номер в дорогом отеле. Внутри есть кровати, подведено электричество, можно зарядить телефоны. Это удобно и красиво. К тому же в глэмпинге можно почувствовать всю прелесть природы, ведь она заключается не только в разведении костров и самостоятельном приготовлении пищи.

Фото: Из личного архива Марины Ивановой

- Вы говорите, что ни за что бы не нанесли вред природе.

- Ни в коем случае. Мы должны оставить место отдыха, пикника, ночлега в том же виде, каким оно было до нас. Даже пожив пару дней на природе, человек становится духовно чище, бодрее, терпеливее, мягче. С ним легче разговаривать. Вы знали, что туристы, стоящие рядом (имеются в виду палаточные лагеря или просто отдельные палатки) становятся хорошими друзьями? Это всё потому, что на природе очень легко завести разговор, легко взаимодействовать.

- Как замотивировать туриста не оставлять после себя горы мусора, не оставлять на скалах надписи типа «Здесь был Вася»?

- Актуальный вопрос, ведь даже один и тот же человек в разных состояниях может вести себя по-разному. Трезвый участвует в субботнике, а пьяный может разбить бутылку о дерево и оставить осколки. Специальные знаки, уведомления, экологические субботники – это всё здорово. Но нужно также работать с детьми, доносить до них в доступной форме: не порти, не бросай, не ломай.

- Как считаете, отелей и гостиниц достаточно в области?

- Отелей, на первый взгляд, достаточно. Есть даже претендующие на некоторый люкс. Но если ехать по области далеко на юг или далеко на север, то там остановиться практически негде. Вообще чем дальше от трассы М5, тем хуже ситуация с отелями и туалетами. Когда нам приходилось ездить на юг, мы ночевали в отелях. А на севере области останавливались неподалеку от деревни Аллаки в замечательном «Солнечном тереме» родового поместья «Большая медведица». За человека в сутки берут смешные деньги – около 300 рублей. Также в поездке в северном направлении можно просто снять квартиру для ночёвки.

- Говорят, на базах области и в гостиницах ценник обычно завышен и не соответствует уровню сервиса…

- В ряде случаев так и есть. Но бывает и наоборот. На озере Тургояк есть «Уральская турбаза», раньше она называлась «Засека». База отличная, а проживание стоит копейки. Есть подобные места для остановок туристов на Аркаиме и в Тюлюке – огромные деревянные избы со всеми удобствами для туристов.

«К нам не приезжайте – не доберётесь»

- Какие из локаций «Юраля» стали для вас самыми сложными?

- Северные – скала «Красный камень» и Шемахинские пещеры. Шемахинский «Ледяной сказ» - очень удалённый объект. Туда нужно ехать долго, через леса, через заброшенные деревеньки, где ничего нет, негде перекусить в дороге. Нужно запастись продуктами и продумать своё путешествие таким образом, чтобы добраться до места, а потом ещё и обратно. Местами дорога весьма ухабистая, где-то элементарно жалко машину. Мы несколько раз за дорогу останавливались, поражаясь пейзажам: нам встречались на пути гигантские ели и другие растения, которых мы никогда прежде не видели. Шемахинская пещера – сезонная: туда нужно идти зимой, потому что летом из неё вырывается поток воды.

Фото: Из личного архива Марины Ивановой

Также сложнее, чем мы ожидали, оказался национальный парк «Зигальга». Он открылся недавно и там ещё очень плохо с инфраструктурой, ехать приходится со скоростью 20 км/ч, потому что яма на яме. Когда готовились к поездке, с удивлением узнали, что у жителей местных деревень есть даже общие чаты, там они очень активно обсуждают дорожные проблемы. Так, весной даже сделали запрещающий пост: «Ребята, пожалуйста, не приезжайте к нам: не доберётесь!» Тогда размыло дорогу, образовалась огромная яма, и проехать не было никакой возможности.

- Но бездорожье – это, наверное, наша фирменная «фишка». Ведь если б все дороги у нас были ровными и гладкими, то и путешествовать было бы не так интересно.

- Кого-то бездорожье даже заводит: точка, до которой трудно добраться, становится самой интересной. Говорят, что трудность достижения увеличивает ценность цели. Добраться и покорить. Многие туристические объекты расположены близ городов и до них можно спокойно доехать на автомобиле. Тяжело было добраться до Айских притёсов. Мы добирались до них на внедорожнике, кто-то пускался вплавь. В Сикияз-Тамакский пещерный комплекс мы вообще не попали с первого раза. Это место называют «местом силы». Говорят, кого-то Сикияз-Тамак может пустить, а кому-то закрыть дорогу. В нашем случае так и получилось. Пришлось вернуться, переосмыслить маршрут и поехать в другое время и на другом транспорте. Но оно того стоило: там несколько пещер, все нам обойти не удалось, но самые известные, самые живописные мы посетили. Пещеры расположены на обрыве и чтобы добраться до некоторых, приходилось даже ползти по самому краю. Зато потом открывается потрясающий вид на Ай.

- А какое место вас поразило больше всего своими пейзажами?

- Пожалуй, самое сильное впечатление произвела ГЭС «Пороги».  Её запустили в эксплуатацию в 1910 году, ей больше ста лет, но за это время ни ГЭС, ни плотина не разу не останавливались и не реконструировались. Рекомендую посетить Серпиевский пещерный комплекс, прямо в лесу обустроен замечательный детский парк. А ещё нас впечатлил мраморный карьер под Челябинском, цвет и формы камней. И мараловое хозяйство на Зюраткуле! Не каждый человек решится с первого раза подойти к маралу: дело в том, что у него очень широкие рога – до восьми разветвлений с каждой стороны! При этом сами маралы невысокие животные: подходишь у нему – и рога заканчиваются на уровне твоей головы.

- А легенды о каких-то локациях запали в сердце?

- Не  хотелось бы выглядеть простодушной девушкой, верящей во всякие сказки, но есть одна легенда… Говорят, что Емельян Пугачёв захоронил два сундука золота в озере Инышко около озера Тургояк. У Инышко двойное дно – первое очень илистое, легко провалиться вниз . сундуки попали на второе дно и они до сих пор не найдены. Некоторые всё ещё пытаются их найти.

- Если бы у нас появилось министерство туризма и вы бы его возглавили, чем бы занялись в первую очередь?

- Когда едешь по области, видишь, сколько у нас заброшенных деревень, сколько невостребованных объектов, красивейших мест, которые туристы несправедливо игнорируют. Я бы занялась развитием таких объектов, привела бы их в порядок. Кстати, с удовольствием поработала б в туристической отрасли!

Фото: АиФ/ Из личного архива Марины Ивановой

ДОСЬЕ

Иванова Марина Владимировна родилась в 1981 году в г. Миасс Челябинской области, окончила миасскую школу N19, затем – ЧелГУ. Сертифицированный переводчик, востоковед, к.ф.н., менеджер по внешнеэкономическим связям. В общей сложности за плечами Марины порядка 30-40 зарубежных поездок. Кроме традиционных туристических направлений - работа и учёба в Японии, Шри-Ланке, Сирии, Великобритании, США.