Историческое невежество. Сохраняя наследие, можно брать пример с Иркутска

Экологический кризис © / Фото Александра ФИРСОВА

Почему отношение к собственной истории у нас столь возмутительное? На кого нам можно равняться в стране в плане сохранения памятников прежних времён? Об этом мы беседуем с кандидатом исторических наук, археологом, проводившим раскопки в самом центре Челябинска, Гаязом САМИГУЛОВЫМ.

   
   

Не шедевры, но нужны

- Проблема сохранения исторических памятников характерна только для Челябинской области?

- К сожалению, эта тенденция отмечается по всей стране, хотя ситуация различается по регионам. На закате СССР был всплеск интереса к нашей истории, к краеведению. Тогда же был принят и закон об охране исторических памятников. Но в ту же пору началась пропаганда потребительства: главное, мол, деньги, повышение уровня жизни. Спору нет, это тоже нужно, но такая цель не может быть смыслом жизни.

- Какова же роль истории в воспитании иного подхода?

- Человек, если он не хочет быть животным, чья цель только в том, чтобы поесть, размножиться и умереть, должен помнить, что люди жили и до него. Жили и созидали, а те же памятники истории - это и есть воплощённая память. Да, не секрет, что некоторые из этих строений далеко не шедевры архитектуры, но их ценность в другом. У нас и так уже мало чего осталось… Те, кто относится к таким памятникам, как к мусору, на самом деле уничтожают нашу память.

- А реально ли изменить такое отношение?

- Тут многое зависит от воспитания, а значит, от учителей. Но как обстоят дела? У нас обещают довести зарплату учителей до средней по экономике, а за рубежом она давно уже такая или даже выше средней. Все видят, как в действительности относится государство к школе, истории, поэтому заниматься этим считается непрестижно.

Создайте нормальные условия для учителей.  Вот самый яркий пример: немного подняли зарплату учителям, и молодёжи среди педагогов стало уже больше. Люди всё видят и всё оценивают.

   
   

Перспективные руины

- Возможно, сложившаяся ситуация с памятниками истории связана с тем, что у нас принято считать, что история, архитектура - это всё там, в Москве, Санкт-Петербурге, на Золотом кольце…

- Знаете, был в Союзе архитекторов недавно круглый стол по проблеме памятников истории в Троицке. Поместили в заметке, посвящённой этому собранию, фото, а под ними такие комментарии, что я просто пришёл в ужас! Дескать, да что там охранять, да что там смотреть в Троицке - нет там ничего! Люди не видят, не понимают, а уже готовы судить! Самая настоящая воинственная невежественность.

- Но есть энтузиасты, которые создают сайты по истории родного края. Разве там нельзя найти кое-что интересное?

- Можно. Но проблема в другом. Я сужу именно по форумам, куда обычно заглядывают люди, желающие путешествовать по стране. У нас много говорят о том, что необходимо привлечь туристов на Южный Урал. Для этого надо, чтобы о наших достопримечательностях активно рассказывали. А на форумах мы, увы, выглядим не лучшим образом, по сравнению, скажем, с Пермским краем, Дальним Востоком. Упоминают разве что Аркаим, Таганай и советуют интересующимся из других регионов: «Езжайте лучше туда-то и туда-то, там интереснее, чем в Челябинской области». Разве так можно?

- Вы недавно вернулись из путешествия по городам Сибири. Там отношение к истории отличается от нашего?

- В Красноярске, конечно, более благоприятная ситуация. В Иркутске реставрация зданий поставлена очень хорошо, с чем у нас большая проблема. Кроме того, там есть Тальцы - уникальный архитектурно-этнографический музей, занимающий огромную территорию. Сюда перенесена сохранившаяся часть Илимского острога, устроены целые улицы из старинных дворов. Перевезли из деревень избы, дворы собрали на новом месте. В избах мебель, утварь, во дворах сани, телеги, инструменты.Рядом с избами бурятские, эвенкийские жилища. Сразу несколько музеев деревянного зодчества действуют в Пермском крае.

Это бы нам тоже очень пригодилось. На Аркаиме были попытки создать нечто подобное, но этого явно недостаточно. Между тем надо спешить. Лет 20 назад оставалось больше, чем сейчас, а через 20 будет меньше, чем теперь.

- А где бы можно организовать подобный музей на Южном Урале?

- Например, вокруг Азяш-Уфимского завода. Это ведь уникальный объект - руины завода XVIII века, разрушенного пугачёвцами. С той поры никто там ничего не строил. Сохранились чертежи, так что можно всё воссоздать. Да, это требует немало затрат (и на дорогу в том числе), но зато у нас будет то, чего нет нигде!

Смотрите также: Известные заповедники Челябинской области. Фотообзор >>>

 

- Из руин сделать проект, известный на всю страну, это разве не фантастика?

- Помните, сколько споров было вокруг Кировки? Сейчас мы воспринимаем её как нечто само собой разумеющееся, а ведь в своё время надо было, чтобы кто-то разработал целый проект, дополнил «пейзаж» скульптурами, чтобы это место «заиграло».

Комиксы тоже нужны

- Есть ли в Челябинске ещё уголки, которые можно превратить в настоящие достопримечательности?

- У тех, кто живёт в городе постоянно, глаз волей-неволей «замыливается». Я однажды с женой взял фотоаппарат и отправился в поход по городу - фотографировать резные наличники. Думал, что их осталось совсем мало, а оказалось, если смотреть внимательно, можно найти совершенно потрясающие образцы. И их много! Жаль будет, если исчезнут последние. А ведь можно превратить такие дома в туристические объекты.

- Вроде бы сейчас предпринимаются попытки раскрутить южноуральские бренды не только в Челябинске…

- Эффекта не будет без многоуровневой пропаганды, начиная с детского сада. Издавать книги, альбомы, вносить изменения в школьную программу. Для самых маленьких и подростков можно выпускать комиксы на темы истории Южного Урала…

Конечно, изменения будут заметны не сразу, не завтра или послезавтра, а возможно, лет через десять, но они будут. Главное, работать системно. К слову, почему у нас не было притока туристов после падения метеорита? Да потому, что системная работа не отлажена.

- Чем занимаетесь лично вы в нынешний археологический сезон? Может быть, ведёте раскопки городища, которое станет одной из точек притяжения туристов?

- Я сейчас перешёл пока от археологии к собственно истории. Провожу исследования по расселению тюркских народов и русских в регионе. Тут очень много ещё тайн. Выявляются иногда любопытные факты. Например, село Усманово можно назвать древнейшим в Челябинской области. Его основали в 1675 году, тогда как основание старейшего русского поселения, Теченская (она же Белоярская) Слобода, относится к 1681 году. В тех же краях, где Усманово, есть скала Мехеди-Таш. Любопытно, что её название связано с шиитским преданием о Мехди - скрытом имаме, который явится перед концом света. Откуда тут, в наших краях, отклики этой легенды, если учесть, что на Урале, да и в Средней Азии, живут мусульмане-сунниты, одна из интересных загадок.