Журналисты идут к уберизации. Медиаменеджер – о соцсетях, газетах и фейках

О том, как меняются новости, как они делаются и как потребляются, мы разговариваем с руководителем медиагруппы «Наш Челябинск» Владимиром Шевченко, создавшим популярные паблики «Наш Челябинск» и «Регион74». Аудитория пабликов в соцсетях – 1 млн человек.

   
   

Мария Карелина, «АиФ»-Челябинск: – С чего всё начиналось?

Владимир Шевченко: – У меня сын программист. Сначала он сделал «Медиаленту» – агрегатор челябинских новостей с одновременным агрегированием комментариев к этим новостям, этим он отличался от «Я-новостей». Я взял на себя продвижение проекта в социальных сетях.

Золотое время пабликов было в 2010-2015-х годах. Лидеры-старожилы (я имею в виду региональные классические паблики типа «Типичный Челябинск», которые не принадлежат СМИ) возникли в то время. Чуть позже стали появляться «Подслушано в…». Это вариант женских чатов, куда закидывается тема и народ её обсуждает.

Мы (паблик «Наш Челябинск») открылись в двухлетнюю годовщину падения челябинского метеорита. Мы поздно начали. Сейчас нам пять лет, у нас на днях был 500-тысячный подписчик в паблике. У позднего старта есть как плюсы, так и минусы.

Без посредников

– Соцсети и СМИ будут развиваться? Как вы себе это видите?

– Первый тренд – персонализация информации и ограничение в её потреблении. Допустим, раньше люди подписывались на десятки пабликов, как сумасшедшие. Сейчас они «объелись», отписываются от пабликов и других источников информации, ищут более качественной информации, много внимания уделяют приватности. Читатель стал гораздо умнее, он знает, как со спамом разбираться, как жаловаться в службу поддержки.

   
   

Понимаете, чтение новостей не является базовой потребностью человека. Вы же не будете подписываться на сайт, который рекламирует себя так: «У нас каждый день 20 эксклюзивных новостей». А вот если вы ищете работу и увидите сайт про работу, то зайдёте или подпишетесь.

Второй тренд – будет жить хайповая информация, которая имеет вирусность. Все эти «Тиктоки» (соцсеть, основанная на видеоконтенте – Ред.) с откровенной развлекухой, которые листаешь, чтобы убить время, никуда не уйдут и также будут динамично развиваться.

Я по образованию математик. Вижу, как мир уже давно идёт к «уберизации». Возникли сервисы, соединяющие поставщика и потребителя услуги или товара напрямую, без посредников («Я-Такси», «Авито» и много других). Я думаю, то же самое будет и в журналистике. Журналист/блогер сам напрямую будет доводить свой контент до читателей, минуя посредников. Также может появиться биржа, где блогер выставляет материал на аукцион, а заинтересованные СМИ его покупают.

– А журналистов не заменят роботы?

– Сами журналисты никуда не денутся, роботы просто возьмут на себя часть их функций. Но я вижу ещё одну тенденцию: образование станет не так важно. Красота слога, правильность написания, следование устоявшимся канонам отступают на второй план. Можно снять с мобильного телефона, как пишут пользователи соцсетей, «снято на тапок или станок для бритья». Но при этом пойман нужный момент, и как бы тупо ни было написано или снято, это будут смотреть! Востребовано будет то, что интересно людям именно сейчас.

– Когда умрут газеты?

– Газеты не умрут. Просто они не будут основным источником информации (уже не являются таковыми). Ваша аудитория 45+ идёт в интернет. Внуки отдают дедушкам-бабушкам устаревшие модели телефонов, телефоны становятся более доступными. Они начинают с мессенджеров, потому что им надо фотографии внучат смотреть, интернет-банком пользоваться, что бы лишний раз физически туда не идти. Если раньше у старшего поколения был один канал получения информации – ваша газета, то сейчас таких каналов – море! Уверен, что не умрут нишевые издания. Если бы вы делали газету, условно говоря, для слепых одноногих любителей кактусов, то я мог бы предположить, что вы ещё долго протянете, даже если ограничитесь распространением своей информации только в газетном виде. 45+ – широкая аудитория. Вы за них решаете, вы отбираете, вы посредник. А если они зайдут в интернет, то они будут выбирать сами. Это важное преимущество тех же пабликов перед газетой.

Хотя… газету и журнал держать в руках приятно. Это другие эмоции, отдых для глаз.

– Газеты несут юридический ответ, если опубликуют клевету. А в соцсетях много фейков. Вы боретесь с ними?

– Огромное количество фейков – это проблема людей. Люди должны сами научиться отличать и понимать и не верить сразу всему тому, что написано в интернете или прессе.

Пусть Котова знает

– Какие ваши публикации «перевернули мир»? Вы можете сказать, что вас читают власти и после публикации в паблике проблема сразу же решалась?

– Проследить это тяжело, сейчас информация распространяется по множеству каналов. Недавно челябинский общественник Николай Ольховский записал видеообращение: в микрорайоне «Академ-риверсайд» улицы не ремонтируют. Он нам эту новость предложил, мы её одобрили. Понятно, что эта новость у нас набрала больше просмотров, чем у него. Потом с ним встречались Котова и Текслер. Где они увидели новость, непонятно.

У нас в паблике «Регион74» есть рубрика «В блокнот губернатора». В «Нашем Челябинске» есть рубрика «Пусть Котова знает». Там целая книга «жалоб и предложений», разбита по темам. Я знаю, что чиновники мониторят соцсети, им это вменяют в обязанность. Да мы сами различные ведомства маркируем, отмечаем в публикации, чтобы они увидели пост. Так коммуникация происходит быстрее!

Депрессия в головах

– У Челябинска есть будущее? Вы патриот Челябинска?

– Я прописан в Челябинске и очень часто бываю здесь, хотя семью перевёз в Сочи. Сейчас не обязательно жить и работать в одном городе. С развитием технологий расстояния стали меньше, люди садятся в самолёт и летят на совещание в Москву. Многие вопросы решаются по телефону, в мессенджерах и других интернетах.

Меня в Челябинске расстраивает даже не экология, а настроение людей и депрессия. Общественное мнение решило, что у нас отвратительная экология. Вот когда все поймут, что промышленность их только не травит, а в первую очередь ещё и кормит, причём кормит довольно хорошо, тогда будет другой разговор. Тогда люди начнут по-другому относиться даже к смогу и НМУ и будут больше любить и ценить свой город.

Причём эта депрессия сидит в головах и у олигархов, и у обычных людей. Посмотрите, сколько сделали для благоустройства олигархи в соседнем Екатеринбурге. Для примера: недавно один благотворительный фонд проводил в Челябинске аукцион, на который пригласили наших ВИПов. На нем собрали 1,5 млн на благотворительность. А в Екатеринбурге на таком же собрали 70 млн! Чувствуется во всём разница в отношении к родному городу.

Безусловно, должно расти качество жизни южноуральцев. У них должны быть достойные зарплаты. А чтобы люди оставались в родном городе, у них должны быть качественное здравоохранение и конкурентное образование.