Одна из самых современных тенденций в мировом автомобилестроении – создание грузовых электромобилей. Практически все крупные компании ведут над этим работу. Подобный проект сейчас реализуют и в Миассе.
Именно в этом городе находится производственная площадка Группы компаний «Канопус» (головной офис находится в Златоусте) - это предприятие по праву называют в числе ведущих российских разработчиков и производителей электрооборудования для трамваев и троллейбусов, энергосберегающего оборудования для городского электротранспорта и городского энергохозяйства.
Промышленные площадки Группы компаний действуют не только в Миассе, но и в Златоусте, Санкт-Петербурге, Москве.
В этом году компании исполнилось 30 лет, а отмечает она юбилей новым крупным проектом – разработкой совместно с ЮУрГУ грузового электромобиля по заказу АЗ «Урал». Работа началась еще год назад, а не так давно экспериментальная модель уже успешно прошла испытания.
От Улан-Удэ до Москвы
В том, что столь серьёзный проект доверили именно «Канопусу», нет ничего удивительного – специалисты предприятия трудились над созданием тягового и вспомогательного электрооборудования для новых трехсекционных трамваев, которые поставили в Москву (только в столице их не менее 504), в Санкт-Петербург, Ижевск, Пермь, Улан-Удэ, Краснодар, Красноярск, Екатеринбург. Троллейбусы покупают Санкт-Петербург, Иваново, города Сибири.
«Мы с разной степенью участия делаем электронику для машин разного ценового сегмента. Это полный комплект электрооборудования – от тягового оборудования, приводов дверей, тормозов, кондиционирования до оснащения кабины и салона, - рассказывает генеральный директор Группы компаний «Канопус» Александр Горбатов. – И качество нашего оборудования ценят по достоинству. Интересно, что современные трамваи имеют рабочее место водителя как из фантастических фильмов – они оснащены 15 видеокамерами, есть система распознавания лиц, система приоритетного пересечения перекрёстков, многое другое. И во всём этом есть труд специалистов «Канопуса»».
Батарея как ключевой элемент
Накопленный опыт позволил предприятию успешно справиться со сложной задачей. Конечно, предстоит ещё доработка, но экспериментальная модель грузового электромобиля показала свою эффективность.
Электроплатформа создана на базе автомобиля АЗ «Урал» с электрической силовой установкой с питанием от аккумуляторных батарей, интегрировано зарядное устройство с питанием от генератора двигателя внутреннего сгорания, работающего на сжиженном природном газе. Привод ведущего моста осуществляется от электродвигателя за счёт накопленной в тяговых батареях электрической энергии. Запаса электрической энергии тяговых батарей на данном образце хватает на 100 км пути. Генераторная установка на имеющемся на борту запасе сжиженного газа способна обеспечить запас электрической энергии ещё на 400-500 км.
Это лишь первая модель из линейки. Затем предстоит разработать грузовой электромобиль без двигателя внутреннего сгорания – полностью на электрической тяге – его запас хода без подзарядки будет составлять до 300 км. Наконец, третья модель – это грузовой автомобиль с водородными топливными элементами.
«Основной показатель при изготовлении любого массового автомобиля, а тем более электромобиля - это технологичность сборки. А для потребителя важен функционал и удобство зарядки - уверен Александр Горбатов. – Заряжать батарею для грузового электромобиля можно через обычный разъём – зарядная станция для этого не нужна».
На модели сейчас установлен типовой двигатель «Урала», который служит зарядным и подпитывающим устройством для батареи. В дальнейшем в буфер можно встраивать и другие топливные элементы – например, водородные.
Батарею грузового электромобиля оснастили системами подогрева и охлаждения, чтобы оборудование не зависело от капризов погоды. Постарались максимально упростить управление для водителя. Конечно, некоторое обучение требуется, но по сути всё похоже на управление автомобилем с автоматической коробкой передач, так как есть падали газа, тормоза и селектор режимов.
Готового решения по селектору режимов не было, поэтому был адаптирован контроллер движения трамвая.
В целом, батарея – ключевой элемент любого электромобиля. Пока в России используют батареи китайского и корейского производства, но Госкорпорация «Росатом» уже начала строительство в Калининградской области завода по производству отечественных батарей – там будут выпускать аккумуляторные ячейки. Представители госкорпорации уже побывали в Миассе, пообщались со специалистами Группы компаний «Канопус».
«Мы постоянно в поисках очередных разработок, - объясняет Александр Горбатов. – Например, изучаем батарею нового типа, которую можно поставить на трамваи – это позволит ему проезжать несколько километров без контакта с сетью. Данная разработка особенно актуальна для крупных городов, где много перекрёстков и площадей загромождены элементами контактной сети, что значительно ухудшает их внешний вид».
Предстоит также повысить безопасность батарей. К слову, эта задача стоит перед всеми создателями электромобилей. В России также приходится учитывать и вопрос сырья – того же лития, который идёт на производство батарей и аккумуляторов. В нашей стране месторождений лития практически нет.
Бесшумные и экологичные
Где же можно применять грузовой электромобиль? В первую очередь в городах, где для ряда целей (например, для коммунальных служб, аэродромов) необходимо использовать грузовые автомобили, но обычные модели для этого слишком шумные и загрязняющие воздух. Грузовой же электромобиль почти бесшумен и экологичен. Представители коммунальных служб очень заинтересованы в появлении грузовых электромобилей.
Так что есть большая вероятность, что миасское предприятие и его партнёры станут одним из основных поставщиков электромобилей. Для этого в Миассе и его окрестностях есть все возможности – на самом деле здесь уже сложился настоящий технопарк из различных машиностроительных и вспомогательных предприятий.
Группа компаний «Канопус» уже обеспечена заказами на год вперёд – потребители знают, что работа будет выполнена качественно и в срок. Выполнять заказы и реализовывать новые смелые проекты помогает и наличие опытных кадров – это инженеры-конструкторы, программисты, электромонтажники радиоэлектронной аппаратуры, регулировщики и многие другие.
«У нас работает немало выпускников ЮУрГУ – с этим вузом у нас давние отношения, которым не один десяток лет, - рассказывает Александр Горбатов. – Мы также и сами готовим кадры. Когда работа интересная, человека можно научить многому, и отдача будет велика. И гордость появляется – наши сотрудники даже по звуку могут отличить машину и вагон, где используется наше оборудование, от других».
Не исключено, что уже в близком будущем грузовые электромобили станут такой же визитной карточкой автомобилестроения Челябинской области, как обычные грузовики – и большая заслуга в том будет принадлежать Группе компаний «Канопус».